Автор работы Урывская Л.А.
Туполев
Андрей Николаевич - выдающийся авиационный конструктор и ученый
Родители
Андрея Николаевича — Анна Васильевна и
Николай Иванович Туполевы.
Андрей Туполев—ученик тверской гимназии, 1907г.
Дом , где жили Туполевы.
Андрей Туполев — студент Московского высшего технического училища. 1915 г.
Ученик и соратник «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского А.Н. Туполев участвовал в работах первого советского авиационного бюро.
С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Вместе с Жуковским был организатором ЦАГИ.
В 1916-18 годах конструировал первые аэродинамические трубы в училище.
С 1922 года являлся председателем Комиссии по постройке цельнометаллических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало действовать опытное КБ, возглавляемое им.
А.Н.Туполев - организатор производства советского алюминиевого сплава – кольчугалюминия и полуфабрикатов из него.
А.Н. Туполев
ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович —русский учёный в области механики, основоположник современной аэро- и гидромеханики
Предвоенная история
1923г. - Туполев создал свой первый самолёт смешанной конструкции АНТ-1
1924г. – первый цельнометаллический самолёт АНТ-2
1925г. – первый цельнометаллический боевой самолёт АНТ-3 , строившийся серийно
18 июня 1937 года В. П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт из СССР в США на самолёте АНТ-25
В 1937-41 гг. Туполев был необоснованно репрессирован. Находясь в заключении, он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2. В этом самолёте воплотились последние достижения науки и авиатехники.
Этапными самолётами, сконструированными в предвоенный период, стали:
Туполев практиковал создание самолётов из отдельных узлов и блоков. Это значительно повысило выпуск машин в стране.
АНТ-14
АНТ-20 “ Максим Горький ”
АНТ-9
АНТ-4
Ант-6 (ТБ-3)
Ант-42
Ант-40
«Туполев» в Великой Отечественной войне
Боевые самолеты Туполева составляли основу парка бомбардировочной авиации. Их экипажи воевали все четыре года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 и ТБ-7, созданные в 1942 году, в финале войны бомбили Берлин.
В боях Великой Отечественной войны участвовали:
ТБ-1 (АНТ-4)
ТБ-3 (АНТ-6)
Р-6 (АНТ-7)
ПС-9 (АНТ-9)
ПС-35 (АНТ-35)
МТБ-2 (АНТ-44) самолёт-лодка
- ТБ-1 (АНТ-4) ТБ-3 (АНТ-6) Р-6 (АНТ-7) ПС-9 (АНТ-9) ПС-35 (АНТ-35) МТБ-2 (АНТ-44) самолёт-лодка
- ТБ-1 (АНТ-4) ТБ-3 (АНТ-6) Р-6 (АНТ-7) ПС-9 (АНТ-9) ПС-35 (АНТ-35) МТБ-2 (АНТ-44) самолёт-лодка
СБ
ТБ-3 (АНТ-6)
ТБ-3 (АНТ-6)
Р-6 (АНТ-7)
ПС-9 (АНТ-9)
Ту-2
ПС-35 (АНТ-35)
ТБ-7
МТБ-2 (АНТ-44)
ТБ-1
Послевоенный период
После окончания Второй Мировой войны коллектив продолжал упорно трудиться над созданием новой боевой авиационной техники для отечественных ВВС, создав целую серию первоклассных боевых самолетов:
Ту-4 – это первый наш авиационный носитель атомного оружия
Ту-16 – пришедший на смену, один из лучших в мире среди боевых тяжелых послевоенных дозвуковых реактивных самолетов - бомбардировщик и ракетоносец
Ту-22 – сверхзвуковой разведчик и ракетоносец
Ту-128 – сверхзвуковой ракетоносец, истребитель-перехватчик
Ту-95 – межконтинентальный стратегический бомбардировщик и ракетоносец
В 1956-57 гг. в было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов (ЛА). Были разработаны: крылатые ракеты " 121 ", " 123 ", ЗУР " 131 "; беспилотные разведчики Ту-123 " Ястреб ". Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану " 136 " (" Звезда ").
С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков "120" .
Военная авиация
Традиции давать нашим ВВС самую современную и передовую технику, заложенные А.Н.Туполевым и его коллегами в 20- 60-е годы прошлого столетия, развивались и развиваются его приемниками и продолжателями, составляющими коллектив ОАО "Туполев".
В настоящее время основу нашей дальней стратегической авиации составляют :
Ту-160 и Ту-22М3 – многорежимные ракетоносцы-бомбардировщики
Ту-95МС – дозвуковые межконтинентальные ракетоносцы
Ту-142М3 активно используются в авиации ВМФ
Ту-243 "Рейс-Д " – беспилотные тактические разведчики
Гражданская авиация
На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 . За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 , ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 , Ту-124 , Ту-134 , Ту-154 , а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 .
Самолёты Ту-154 и Ту-134 были самыми массовыми пассажирскими самолётами в СССР.
Ту-104
Ту-110
Ту-124
Ту-154
Ту-144
Ту-134
ТУ-144
первый сверхзвуковой пассажирский самолет.
КБ Туполева сегодня
Сейчас КБ начало работать в новом направлении развития авиации – беспилотные летательные аппараты.
Ту-121 , самолет " С " стал первым беспилотным ударным стратегическим самолетом.
ДБР-1 " Ястреб ", " Рейс-Д ", " Стриж " - беспилотные комплексы стоящие на вооружении нашей страны.
Комплекс " Рейс " – самолет-разведчик был разработан, испытан и передан в серийное производство в рекордно короткие сроки, менее чем за 4 года. Изготавливается в двух вариантах— для фототелевизионной и радиационной разведки.
Перспективы
В данное время КБ Туполева работает над созданием пассажирского самолёта Ту-444 соответствующего экологическим стандартам. Этот самолет будет значительно дешевле сверхзвуковых аэробусов.
Аэросани-амфибия АС-2 - это внедорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и груза по снегу, льду, воде или по бездорожью.
Интересные факты
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно
78 мировых рекордов установлено на его самолётах, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Герой Труда
1926год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Герой Социалистического Труда
1945 год
1957 год
1972 год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Восемь орденов Ленина
1933
1945
1947
1949
1949
1953
1958
1968
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Орден Октябрьской Революции
Орден Суворова 2-й степени
1971год
1944год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Орден Отечественной войны 1-й степени
1943 год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Два ордена Трудового Красного Знамени
1927год
1933год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Орден Красной Звезды
1933 год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Орден
«Георгий Димитров»
(Народная Республика Болгария)
Орден «Знак Почёта»
1964 год
1936 год
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Лауреат
Ленинской премии (1957),
четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и
Государственной премии СССР(1972).
Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Золотая авиационная медаль ФАИ (1958).
Премия имени Леонардо да Винчи (1971).
Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно.
Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и
Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968)
Андрей Николаевич Туполев