kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материла по профилактике суицидальных намерений среди подростков и молодежи в образовательных организациях. Данный материал был рассмотрен на заседании Совета классных руководителей в ГБПОУ ТПК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях»

Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях

Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев.
  • Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
  • Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
  • Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев.
Статистика суицидов По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек  среди них:

Статистика суицидов

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством

1 100 000 человек 

среди них:

  •   350 тысяч китайцев,
  •   110 тысяч индийцев,
  •   55 тысяч русских
  •   31 тысяча американцев
  •   30 тысяч японцев
  •   12 тысяч украинцев
  •   10 тысяч французов...
При этом… … в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек . По мнению судебных экспертов,  причиной большинства так называемых

При этом…

… в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек . По мнению судебных экспертов,  причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.

Группы риска

Группы риска

  • предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид)
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
  • тенденции к самоповреждению (аутоагрессия)
  • суициды в семье
  • алкоголизм
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы)
  • хронические или смертельные болезни
  • тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя)
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод
  • сверхкритичные к себе
  • лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат
  • подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
Причины суицидов Потери Потери Потери Потери  1. Разрыв романтических отношении           2. Смерть любимого человека            3. Смерть домашнего животного            4. Потеря работы            5. Потеря

Причины суицидов

Потери

  • Потери
  • Потери
  • Потери

1. Разрыв романтических отношении

          2. Смерть любимого человека

           3. Смерть домашнего животного

           4. Потеря работы

           5. Потеря "лица"

           6. Развод

         Давления

1. Давление в школе

           2. Давление со стороны сверстников

           3. Давление родителей

            Низкая самооценка

1. Физическая непривлекательность

            2. Второсортность

            3. Сексуальность

            4. Одежда

            5. Физическое бессилие

            6. Неуспешность в учебе

  Бесперспективность и безнадежность

           

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1)  Несформированное понимание смерти

  В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2)  Отсутствие идеологии в обществе

  Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3)  Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям

  При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4)   Дисгармония в семье

5)  Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества)

6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с  реакцией  протеста , особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Признаки суицидального поведения Вербальные признаки  Бихевиориальные признаки

Признаки суицидального поведения

  • Вербальные признаки

  • Бихевиориальные признаки

  • Ситуационные признаки
Словесные признаки

Словесные признаки

  • Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  • Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • Много шутить на тему самоубийства;
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки

Поведенческие признаки

  • 1 . Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • 2 . Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  • 3 . Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки

Ситуационные признаки

  • Человек может решиться на самоубийство, если:
  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  • Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  • Предпринимал раньше попытки суицида.
  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  • Слишком критически настроен по отношению к себе.
Различают следующие типы суицидального поведения:  1. Демонстративное поведение В основе - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Проявляются в виде  порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Различают следующие типы суицидального поведения:

1. Демонстративное поведение

  • В основе - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Проявляются в виде  порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

2. Аффективное суицидальное поведение

2. Аффективное суицидальное поведение

  • Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к  попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
3. Истинное суицидальное поведение 

3. Истинное суицидальное поведение 

  • характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к  повешению или к спрыгиванию с высоты.
  • Самоубийство -слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание.
  • Факт : Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.
  • Миф : Самоубийство случается без предупреждения.
  • Факт : Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Самоубийство – явление наследуемое.
  • Факт : Оно не передается генетически – человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье, или в значимом окружении.
  • Миф : Те, кто кончает с собой, психически больны.
  • Факт : Многие совершающие самоубийства люди не страдают никакими психическими заболеваниями.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Разговоры о суициде могут способствовать его совершению.
  • Факт : Разговоры о самоубийстве не являются причиной, но могут стать первым шагом его предупреждения.
  • Миф : Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться.
  • Факт : Очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии.
  • Факт : Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают депрессией.
  • Миф : Покушающиеся на самоубийства желают умереть.
  • Факт : Подавляющее большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической боли, чем умереть, поэтому часто обращаются за помощью.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными.
  • Факт : Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим.
  • Миф : Самоубийство невозможно предотвратить.
  • Факт : Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Если человек находился в состоянии депрессии (кризиса), и его состояние улучшилось, то опасность самоубийства миновала.
  • Факт : При уменьшении степени выраженности депрессии у человека появляется энергия наряду с более ясным и острым осознанием чувства безнадежности жизни. Немало самоубийств случается вслед за «улучшением». Суицидальные намерения и чувства могут возвращаться. В течение, как минимум, трех месяцев после депрессии (кризиса) к человеку следует проявлять особое внимание.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Самоубийцы редко обращаются за помощью.
  • Факт : В течение последнего полугода жизни 50% совершивших самоубийства людей обращались к врачам.
  • Миф : Самоубийства и суицидальные попытки – явления одного порядка.
  • Факт : Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство.
Мифы и Факты о суициде

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Помочь самоубийцам могут только профессионалы.
  • Факт : Профилактика самоубийства является делом каждого человека.
  • Миф : Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношение к самоубийству.
  • Факт : Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.
Мифы и Факты о суициде Миф : Суицид характерен для людей, относящихся к группе риска. Факт : Принадлежность к группе риска не означает фатальной неизбежности самоубийства.  Миф : Если не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством. Факт : Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки. Моховиков, 2001

Мифы и Факты о суициде

  • Миф : Суицид характерен для людей, относящихся к группе риска.
  • Факт : Принадлежность к группе риска не означает фатальной неизбежности самоубийства.
  • Миф : Если не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.
  • Факт : Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки.

Моховиков, 2001

Психодиагностика суицидального поведения

Психодиагностика суицидального поведения

  • Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
  • Тест А.Е. Личко «ПДО»
  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
  • Тест «Определение направленности личности Басса».
  • Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен
Предотвращение суицидальных попыток

Предотвращение суицидальных попыток

  • Развитие способов саморегуляции (снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение).
  • Развитие личностных качеств (повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; формирование адекватного отношения к жизни и смерти).
  • Развитие поведенческих навыков (овладение навыками практического применения активной стратегии разрешения проблем, поиск социальной поддержки, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, развитие умения достижения цели).
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ  Советы для педагогов и родителей

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ Советы для педагогов и родителей

  • Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.                             Повышение самооценки. 
  • Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие    подходы:
  •   Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека,  предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов
  •   Детей важно принимать такими, какие они есть.
  • Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
  • Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.

"В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться, есть кого любить, и есть на что надеяться" В. Франклин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галлямова Райхана Амировна, Швайковская Вероника Николаевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства