Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях
Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях
В презентации представлен материла по профилактике суицидальных намерений среди подростков и молодежи в образовательных организациях. Данный материал был рассмотрен на заседании Совета классных руководителей в ГБПОУ ТПК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях»
Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных организациях
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев.
Статистика суицидов
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством
1 100 000 человек
среди них:
350 тысяч китайцев,
110 тысяч индийцев,
55 тысяч русских
31 тысяча американцев
30 тысяч японцев
12 тысяч украинцев
10 тысяч французов...
При этом…
… в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек . По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.
Группы риска
предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид)
суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
тенденции к самоповреждению (аутоагрессия)
суициды в семье
алкоголизм
хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов
аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы)
хронические или смертельные болезни
тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя)
семейные проблемы: уход из семьи или развод
сверхкритичные к себе
лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат
подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
Причины суицидов
Потери
Потери
Потери
Потери
1. Разрыв романтических отношении
2. Смерть любимого человека
3. Смерть домашнего животного
4. Потеря работы
5. Потеря "лица"
6. Развод
Давления
1. Давление в школе
2. Давление со стороны сверстников
3. Давление родителей
Низкая самооценка
1. Физическая непривлекательность
2. Второсортность
3. Сексуальность
4. Одежда
5. Физическое бессилие
6. Неуспешность в учебе
Бесперспективность и безнадежность
Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
1) Несформированное понимание смерти
В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2) Отсутствие идеологии в обществе
Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4) Дисгармония в семье
5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества)
6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста , особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Признаки суицидального поведения
Вербальные признаки
Бихевиориальные признаки
Ситуационные признаки
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
Много шутить на тему самоубийства;
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
1 . Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2 . Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
в еде – есть слишком мало или слишком много;
во сне – спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3 . Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимал раньше попытки суицида.
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Различают следующие типы суицидального поведения:
1. Демонстративное поведение
В основе - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
2. Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
3. Истинное суицидальное поведение
характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство -слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание.
Факт : Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.
Миф : Самоубийство случается без предупреждения.
Факт : Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Самоубийство – явление наследуемое.
Факт : Оно не передается генетически – человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье, или в значимом окружении.
Миф : Те, кто кончает с собой, психически больны.
Факт : Многие совершающие самоубийства люди не страдают никакими психическими заболеваниями.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Разговоры о суициде могут способствовать его совершению.
Факт : Разговоры о самоубийстве не являются причиной, но могут стать первым шагом его предупреждения.
Миф : Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться.
Факт : Очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии.
Факт : Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают депрессией.
Миф : Покушающиеся на самоубийства желают умереть.
Факт : Подавляющее большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической боли, чем умереть, поэтому часто обращаются за помощью.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными.
Факт : Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим.
Миф : Самоубийство невозможно предотвратить.
Факт : Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Если человек находился в состоянии депрессии (кризиса), и его состояние улучшилось, то опасность самоубийства миновала.
Факт : При уменьшении степени выраженности депрессии у человека появляется энергия наряду с более ясным и острым осознанием чувства безнадежности жизни. Немало самоубийств случается вслед за «улучшением». Суицидальные намерения и чувства могут возвращаться. В течение, как минимум, трех месяцев после депрессии (кризиса) к человеку следует проявлять особое внимание.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Самоубийцы редко обращаются за помощью.
Факт : В течение последнего полугода жизни 50% совершивших самоубийства людей обращались к врачам.
Миф : Самоубийства и суицидальные попытки – явления одного порядка.
Факт : Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Помочь самоубийцам могут только профессионалы.
Факт : Профилактика самоубийства является делом каждого человека.
Миф : Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношение к самоубийству.
Факт : Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.
Мифы и Факты о суициде
Миф : Суицид характерен для людей, относящихся к группе риска.
Факт : Принадлежность к группе риска не означает фатальной неизбежности самоубийства.
Миф : Если не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.
Факт : Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки.
Моховиков, 2001
Психодиагностика суицидального поведения
Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
Тест А.Е. Личко «ПДО»
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
Тест «Определение направленности личности Басса».
Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен
Предотвращение суицидальных попыток
Развитие способов саморегуляции (снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение).
Развитие личностных качеств (повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; формирование адекватного отношения к жизни и смерти).
Развитие поведенческих навыков (овладение навыками практического применения активной стратегии разрешения проблем, поиск социальной поддержки, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, развитие умения достижения цели).
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМСоветы для педагогов и родителей
Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка. Повышение самооценки.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека, предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов
Детей важно принимать такими, какие они есть.
Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.
"В нашу жизнь приходит радость,когда у нас есть чем заняться,есть кого любить, и есть на что надеяться"В. Франклин