В этих условиях даже самые умелые и добросовестные педагогивынуждены опираться на сильныхи помнить о том, чтобыне упустить самых слабых.
И в каждом классе формируется «благополучная» середина, успевающая на твердую тройку.
Как преодолеть выученную беспомощность?
10
1. Создание каждому ученику ситуации успешности.
А для этого - включение его в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других.
Особенно актуальным становится тезисЛ.И.Новиковой: «Создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту».
11
«Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и. если надо, помогут
Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, учителей, педагогов дополнительного образования
12
Следующая функция попреодолениюпроблемсоциализации личности – это предупреждение или коррекция детских комплексов:
Учащийся неуверен в себе
из-за неуспешности в учебной деятельности;
испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, физических недостатков
неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.)
все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности.
13
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ с УО
Проблемы общения.
Неадекватное восприятие сверстниками.
Неумение презентовать себя.
Неготовность к актуализации своего потенциала в нестандартной ситуации.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Индивидуальный темп развития
Преодоление проблем межличностных отношений
Развитие коммуникативной компетентности в разносторонней социально значимой деятельности
Создание условий для развития в техническом, художественном творчестве, в экологической деятельности.
Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью образовательного пространства, основанные на взаимодействии с социальной средой.
Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания.
С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных ресурсов социальной среды для обогащения социального опыта детей.
Задача: организация муниципальной
образовательной
среды
18
Организация единого социализирующего пространства муниципального района
Муниципальная служба
Администрация района
(создание условий социализации)
(психолого-педагогическая
и практическая подготовка
учителя)
Учреждения
дополнительного
образования детей
(опыт интеллектуального,
технического, художественного
творчества, делового
взаимодействия и др.)
Учреждения культуры
(опыт поиска необходимой
информации, восприятия
художественных произведений,
коммуникативной
деятельности)
Общеобразовательные
учебные
заведения
Детские общественные
организации
Спорткомплексы
(опыт социальной активности,
проявления самостоятельности,
управления)
(развитие потребности
занятий спортом, опыт выбора
видов спорта)
С другой стороны , , необходимо предупредить и по возможности нивелировать влияние негативных факторов социальной среды .
Задача: выявить факторы социальной среды, негативно влияющие на учащихся, и сформировать нравственную устойчивость детей к их воздействию.
20
Что можно противопоставить негативному влиянию среды в процессе воспитания?
Не критикуя низменные,с нашей точки зрения,пристрастия, предпочтения учащихся,
приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества,
расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность .
При этом приобретает значениепринцип регионализации,проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике.
Только в этом случае мы воспитаемне потребителей прекрасного, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.
34
Пусть ориентиром для Вас будет мысль Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»