Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: " Развитие личностной компетенции школьников через модуль «Самоуправление"»
Развитие личностной компетенции школьников через модуль «Самоуправление»
Подготовила классный руководитель 8 класса: Т.В.Михеева
Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими. Герберт Спенсер
Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.
Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях.
Компетенция является результатом образования в широком смысле слова.
Образовательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей,
во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.
Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
– индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
– мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);
– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность базовых учебных действий);
– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).
Важную роль в формировании личностной компетентности играет ученическое самоуправление .
Вспоминая свои школьные годы: звездочки, дружину, чувство единения с одноклассниками, общность класса, дружины, мне хотелось, чтобы мои ученики испытывали радость учебы в коллективе. Я с каждым набором пыталась, организовать классное самоуправление.
Сущность самоуправления
Управление жизнью класса;
Организация дел для своего класса, а значит и для себя;
Решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
Школа ответственности, доверие, взаимопомощь, взаимопонимание и взросление;
Цели классного самоуправления:
Развитие социальной активности саморазвивающейся личности школьника, раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей;
формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем классного коллектива.
Задачи самоуправления:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
Воспитание у школьников умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
Воспитание достойных творческих лидеров.
Предмет ученического самоуправления
положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.
Функции классного самоуправления
Ученический коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций.
Исследователи выделяют три функции:
функцию организационную — ученический коллектив сам управляет своей общественно полезной деятельностью;
функцию идейно-воспитательную — ученический коллектив становится носителем и пропагандистом идейно-нравственных убеждений;
функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.
Принципы построения и развития ученического самоуправления
добровольности
демократизма
гуманизма
социальной направленности
творчества
инвариантности
самостоятельности
выборности
взаимопомощи и доверия
коллективности принятия решения
Нормативно-правовая база
Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об общественном объединении»
Типовое положение об образовательном учреждении
Устав ОУ
Локально-правовые акты школы
Алгоритм развития самоуправления в классе
1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач.
2. Определение цели и задач на новый период.
3. Планирование действий руководителя.
4. Определение форм и методов работы.
5. Организация коллективной деятельности.
6. Самоконтроль. Коллективный контроль решения задач самоуправления, реализации планов, работы актива. Оперативный анализ деятельности.
7. Регулирование деятельности и отношений в коллективе.
8. Подведение итогов. Итоговый анализ деятельности.
9. Разработка перспектив развития самоуправления.
Права и обязанности
Учащиеся, входящие в органы ученического самоуправления,обязаны:
показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;
заботиться об авторитете своего класса и школы;
информировать класс о своей деятельности;
выполнять Устав школы, распоряжения администрации школы, решения органов ученического самоуправления, не противоречащие Уставу школы.
Права и обязанности
Актив класса имеетправо:
решать вопросы, связанные с поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе;
заслушивать любого обучающегося о выполнении им Правил для учащихся ;
ходатайствовать перед кл.руководителем о поощрении и наказании обучающихся;
контролировать выполнение обучающимися основных обязанностей;
рассматривать и принимать решения по конфликтным ситуациям между обучающимися;
рассматривать и принимать решения по вопросам организации внеурочной, спортивно- массовой, культурно-воспитательной деятельности обучающихся;
оказывать помощь классному ученическому самоуправлению, педагогам в организации всех сторон жизни ученического коллектива;
Модель классного самоуправления
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
АКТИВ КЛАССА
ЧЛЕНЫ ШКОЛЬНОГО СОВЕТА
СТАРОСТА
СПОРТИВНЫЙ
СЕКТОР
ДОСУГОВЫЙ СЕКТОР
ТРУДОВОЙ СЕКТОР
УЧЕБНЫЙ СЕКТОР
Спортивный сектор
участвует в организации и проведении общешкольных соревнований, Дней здоровья
следят за дисциплиной на уроках физкультуры
Досуговый сектор
организует участие классов в общешкольных мероприятиях
принимают участие в организации и контроле за дисциплиной при проведении экскурсий, посещение музеев
принимает участие в подготовке к конкурсах газет, плакатов к знаменательным датам года.
Трудовой сектор
помогает в организации и контролирует дежурства по классу, и в столовой
организует генеральные уборки, уборки территории, субботники
Учебный сектор
организует консультативные группы для помощи слабых в обучении обучающихся
проверяет дневники и учебники
проверяет посещаемость и успеваемость
участвует в подготовке творческих лабораторий
участвует в проведении тематических классных часов, распределяет занятость класса по интересам.
Законы жизни класса
ЗАКОН ПРАВДЫ
Запомни, правда нужна не только для тебя, но и окружающим тебя людям.
Будь правдив!
ЗАКОН ДОБРА
Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
ЗАКОН ЗАБОТЫ
Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
ЗАКОН СМЕЛОСТИ
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе.
Будь смел!
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;