kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Девиантное поведение. Агресия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал, поясняет преподавателю, с профессиональной точки зрения, что такое дивации, признаки и виды девиаций. Содержит рекомендации при проявлениях агрессии со стороны детей и подростков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение. Агресия»

Девиантное поведение. Агрессия

Девиантное поведение. Агрессия

Психология отклоняющегося (девиантного) поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Лица с девиантным поведением могут иметь психические расстройства но могут быть и здоровыми. У первых поведенческая девиация связана и «вытекает» из психической патологии и требует психофармакологического лечения. У вторых — базируется на внутри- или межличностном конфликте, отражает личностную деформацию и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия.  Девиантное поведение может встречаться в любом возрасте. Важен не возраст девианта, а суть девиации, механизмы ее возникновения и становления отклоняющегося поведения

Психология отклоняющегося (девиантного) поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

Лица с девиантным поведением могут иметь психические расстройства но могут быть и здоровыми.

У первых поведенческая девиация связана и «вытекает» из психической патологии и требует психофармакологического лечения.

У вторых — базируется на внутри- или межличностном конфликте, отражает личностную деформацию и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия.

Девиантное поведение может встречаться в любом возрасте.

Важен не возраст девианта, а суть девиации, механизмы ее возникновения и становления отклоняющегося поведения

Девиантность – широкое понятие, включающее различные виды нарушений поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям. Это поведение, резко отличающееся от дисциплинарных, социальных и нравственных норм, принятых в обществе (Ковалев В.В., 1995)  Девиантное поведение можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением (Менделевич В.Д., 2001)

Девиантность – широкое понятие, включающее различные виды нарушений поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям. Это поведение, резко отличающееся от дисциплинарных, социальных и нравственных норм, принятых в обществе (Ковалев В.В., 1995)

Девиантное поведение можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением (Менделевич В.Д., 2001)

Т аким образом, девиантным поведением называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования девиантного поведения сконцентрированы на изучении:

Т аким образом, девиантным поведением называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования девиантного поведения сконцентрированы на изучении:

  • личностных характеристик девиантов
  • психического здоровья девиантов
  • роли внешнего и внутреннего контроля
  • на разработке методов психотерапии и психокоррекции
По В.Д. Менделевичу индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя разновидности отклоняющегося поведения. Групповые девиации — особенно характерны возрастные (как правило, подростковые) варианты отклоняющегося поведения. Реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также клинические формы девиантного поведения как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «паранойя здоровья», как правило, формируются не изолированно, а в группе. Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми.

По В.Д. Менделевичу индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя разновидности отклоняющегося поведения.

Групповые девиации — особенно характерны возрастные (как правило, подростковые) варианты отклоняющегося поведения. Реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также клинические формы девиантного поведения как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «паранойя здоровья», как правило, формируются не изолированно, а в группе.

Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми.

  • Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию.
  • Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности и строгой очерченности (гемблинг, употребление алкоголя).
  • Структурированные девиации (организованные) — групповая форма отклоняющегося поведения, где четко расписаны роли всех ее участников. Для неструктуированной (слабоорганизованной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков

Типы девиантного поведения

I. Делинквентное поведение. Делинквентное (от lat. delinquo – совершить проступок, провиниться) поведение – цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьезных правонарушений и преступлений (Личко А.Е.).

II. Аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение - формирование стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Короленко Ц.П., Донских Т.А.).

III. Патохарактерологический тип девиантного поведения. К данному типу относят патохарактерологические изменения характера, сформированные в процессе воспитания: психопатии, акцентуациии характера

невротическое развитие личности

IV. Психопатологический тип девиантного поведения. Данный тип основывается на психопатологических симптомах и синдромах, является проявлением тех или иных психических заболеваний (например, при нарушениях восприятия (галлюцинации, иллюзии) и мышления (бред)). В основе этого и предыдущего типов лежит механизм болезненного противостояния реальности.

V. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Подобные отклонения отмечаются у некоторых одаренных, талантливых, гениальных личностей и связаны с девиациями в обыденной жизни. Часто такие лица зависимы и неподготовлены к трудностям повседневной жизни. В основе девиаций лежит игнорирование объективной реальности, жизнь в собственной реальности и отрешенное восприятие любых внешних событий.

Делинквентный тип девиантного поведения — разновидность преступного (криминального) поведения человека. Отличия делинквентного поведения от криминального – в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера, мотивах.   Правонарушения    Преступное поведение  Проступки  (отклоняющееся поведение (не представляют существенной  в крайних своих проявлениях, общественной опасности)  представляющее уголовно  наказуемое деяние)       К делинквентному поведению относят:

Делинквентный тип девиантного поведения — разновидность преступного (криминального) поведения человека.

Отличия делинквентного поведения от криминального – в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера, мотивах.

Правонарушения

Преступное поведение Проступки

(отклоняющееся поведение (не представляют существенной

в крайних своих проявлениях, общественной опасности)

представляющее уголовно

наказуемое деяние)

К делинквентному поведению относят:

  • прогулы
  • мелкое воровство
  • уклонение от учебы
  • драки со сверстниками
  • отнимание денег у малышей
  • угон велосипедов, мотоциклов и др. с целью покататься
Психологические особенности аддиктивных личностей (Менделевич В.Д., 2001): пониженная переносимость трудностей повседневной жизни при хорошей переносимости кризисных ситуаций скрытый комплекс неполноценности (гиперкомпенсаторная реакция от заниженной самооценки к завышенной, минуя адекватную); чувство превосходства над окружающими страх перед стойкими эмоциональными контактами при внешней социабельности («закоренелый холостяк») стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений стереотипность, зависимость, тревожность  Кризисные ситуации, их непредсказуемость, риск, выраженный аффект – почва для обретения уверенности в себе, самоуважения, превосходства над другими   Основным механизмом аддиктивного поведения является уход от реальности (бегство, активация в одном направлении), влекущие за собой:

Психологические особенности аддиктивных личностей (Менделевич В.Д., 2001):

  • пониженная переносимость трудностей повседневной жизни при хорошей переносимости кризисных ситуаций
  • скрытый комплекс неполноценности (гиперкомпенсаторная реакция от заниженной самооценки к завышенной, минуя адекватную); чувство превосходства над окружающими
  • страх перед стойкими эмоциональными контактами при внешней социабельности («закоренелый холостяк»)
  • стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений
  • стереотипность, зависимость, тревожность
  • Кризисные ситуации, их непредсказуемость, риск, выраженный аффект – почва для обретения уверенности в себе, самоуважения, превосходства над другими

Основным механизмом аддиктивного поведения является уход от реальности (бегство, активация в одном направлении), влекущие за собой:

  • страх перед обыденной жизнью
  • поиск запредельных эмоциональных переживаний
  • неспособность быть ответственным
Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо в прямой форме или в косвенной (личная неприязнь, ехидство, сарказм, ирония, оказание давления на жертву). В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, по нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессивности не проявляют.

Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо в прямой форме или в косвенной (личная неприязнь, ехидство, сарказм, ирония, оказание давления на жертву).

В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности.

Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, по нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессивности не проявляют.

Различные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); как реакцию личности на враждебную окружающую действительность (Хорни, Фромм).   В литературе разными авторами предложено множество определений агрессии: Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Bender L.); Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки,разрушения, т.е. действия, вредящие другому лицу или объекту.Человеческая агрессивность - есть поведенческая реакция, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности (Delgado H.)

Различные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность:

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри);
  • как стремление к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную окружающую действительность (Хорни, Фромм).

В литературе разными авторами предложено множество определений агрессии:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Bender L.);

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки,разрушения, т.е. действия, вредящие другому лицу или объекту.Человеческая агрессивность - есть поведенческая реакция, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности (Delgado H.)

Среди форм агрессивных реакций можно выделить следующие: • Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. • Косвенная агрессия - действие, направленное на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу,хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - манера поведения, направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Среди форм агрессивных реакций можно выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действие, направленное на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу,хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - манера поведения, направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются: Обидчивость - зависть и ненависть к окружающим,обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир задействительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намереныпричинить вред  Агрессия входит в структуру разных типов девиантного поведения

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обидчивость - зависть и ненависть к окружающим,обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир задействительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намереныпричинить вред

Агрессия входит в структуру разных типов девиантного поведения

Формы агрессии:  конструктивная (псевдоагрессия) (злой умысел нанести вред отсутствует) неконструктивная (основа выбора данного способа взаимодействия – злой умысел)  Конструктивная: непреднамеренная, игровая, оборонительная, агрессия как самоутверждение  Неконструктивная: при криминальном поведении – осознаваема, деструктивна при психопатологическом поведении – затрагивает сферу патологически измененного восприятия, мышления, сознания, воли

Формы агрессии:

  • конструктивная (псевдоагрессия) (злой умысел нанести вред отсутствует)
  • неконструктивная (основа выбора данного способа взаимодействия – злой умысел)

Конструктивная:

  • непреднамеренная,
  • игровая,
  • оборонительная,
  • агрессия как самоутверждение

Неконструктивная:

  • при криминальном поведении – осознаваема, деструктивна
  • при психопатологическом поведении – затрагивает сферу патологически измененного восприятия, мышления, сознания, воли

Как предупредить агрессию у подростков:

Как предупредить агрессию у подростков:

  • Научить правильно решать конфликтные ситуации
  • Усиливать собственное «я» ребенка. Чаще интересоваться его мнением, не принимать за него решения
  • Взрослые должны следить за своим поведением. Дети всегда перенимают манеру поведения людей, которые их окружают
  • Никогда не прибегать к физическому наказанию.
  • Развивать положительные стороны агрессивности, препятствовать развитию негативных черт. Позитивные аспекты – упорство, активность, инициативность. Отрицательные – замкнутость, враждебность.
  • Контролировать просмотр фильмов, видео, компьютерных игр, в которых присутствуют сцены насилия.
  • Сдерживать стремление подростка провоцировать ссоры с другими людьми. Ранние проявления агрессии – бормотание под нос, недоброжелательные взгляды, осуждение.
  • Учить родростка проявлять и контролировать эмоции
Чего делать не нужно  Запрещенные приемы:  вторгаться в личное пространство  усугублять конфликты криком, ссорами  критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера подростка  обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка  высмеивать физические недостатки

Чего делать не нужно

Запрещенные приемы:

  • вторгаться в личное пространство

  • усугублять конфликты криком, ссорами

  • критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера подростка

  • обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка

  • высмеивать физические недостатки

  • постоянно акцентировать внимание на достоинствах других детей, занижать, недооценивать таланты трудного подростка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Девиантное поведение. Агресия

Автор: Подобина Анна Игоревна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 631994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства