Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки
Цель:
показать родителям значение учебной домашней работы школьника;
обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы:
показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий;
предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником;
дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.
Главное в учении — это умственный труд, направленный на приобретение знаний и умений. Умственный труд — самый сложный вид деятельности человека. Он особенно сложен потому, что происходит невидимо, неслышно, неосязаемо. Когда мастер на заводе учит работать на станке, он показывает: «Возьми деталь так.., закрепи ее так...» И каждый своими глазами видит, как взять и как закрепить, Когда ученик повторяет операцию, мастер имеет возможность поправить: «Нет, не так берись, а вот так».
А когда ты решаешь задачу у доски и не можешь решить? Учитель говорит: «Ну, думай, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!» Ты стоишь, и никто в целом мире сказать не может, о чем ты в этот момент думаешь. Никто не может влезть в нашу голову и понаблюдать, что там происходит в данный момент.
Научить думать — самая трудная задача учителя.
Научиться думать — самая трудная задача ученика.
Все неприятности в школе, все плохие отметки — результат того, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать — тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо. Умственный труд, в отличие от физического, часто не приносит явных результатов, несмотря на все наши старания и умения. Конечно, умственный труд школьника не бывает слишком тяжелым. Учителя выбирают такие задания, чтобы они были по силам неокрепшему уму, чтобы их можно было выполнить. Для каждого возраста, для каждого класса — свой потолок трудности! Однако некоторые дети не выдерживают и этой небольшой нагрузки, а потому и вовсе перестают думать — перестают заниматься умственным трудом. Они ходят в школу, что-то отвечают, что-то делают, но каждый раз, когда надо приложить умственные усилия, они пасуют; или спишут задачку, или еще как-нибудь обойдутся. Постепенно они совсем отвыкают думать, и вот тогда-то учение для них становится настоящим мучением, адом. Учение без умственного труда, без думания невозможно!
Сегодня мне хотелось бы обратить внимание на контроль за поведением, за отношением к выполнению домашнего задания со стороны взрослых. Даже мы с вами, взрослые люди, привыкли к тому, что нас контролируют на работе (начальники), дома (домочадцы), на улице (соседи, прохожие) и т.д.
Во-первых, в каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает, результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.
В-третьих, само содержание домашнего задания на среднем этапе обучения направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд.
Вопрос родителям: Как Вы думаете, в чем состоит назначение домашнего задания? Зачем его задают? Что было бы, если бы не было домашнего задания? А если оно необходимо, то с чего начать, как организовать себя дома? Что Вы сделали, чтобы ваш сын (дочь) регулярно выполнял(а) домашнее задание?
Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
Вопрос родителям: Как этого избежать?
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Правила требовательности
Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку.
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.
Требовательность должна иметь не только характер, но и душу.
Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребенка.
Требовательность не должна быть бессмысленной.
Требовательность должна быть понятной.
Требовательность может быть выражена в игровой форме.
Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.
Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.
Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.
Требовательность не должна чередоваться с попустительством.
3