Воспитательная программа "Лидеры XXI века" 10-11 класс
Воспитательная программа "Лидеры XXI века" 10-11 класс
Воспитательная программа "Лидеры XXI" века 10-11-класс может быть полезна классным руководителям старших классов при планировании воспитательной работы с классом. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям и является компонентом воспитательной системы школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Личностно ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом.
Детство – фундамент, на котором воздвигается «здание общества». Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека-будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменить ее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их в будущем на ступени общественного управления:
-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;
-умением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся рядом людей;
-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;
- умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;
-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.
Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Каковы наши дети сегодня, таким будет общество завтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей надо готовить уже сегодня. На это и рассчитана программа воспитательной деятельности « Лидеры XXI века».
Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Дети в школе должны учиться жить, то есть осваивать нормы и правила жизни, затем учиться быть с людьми и быть для людей, ибо ничего нет более ценного и значимого в жизни, чем быть полезным, интересным, значимым, ценным. Дети должны уносить из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах, образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и самобытности каждого ученика.
Аналитическая часть.
Создавая модель воспитательной программы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат. Согласно разработанного в воспитательной системе нашей школы образа выпускника «Школы образовательной успешности», к окончанию школы должна быть сформирована личность:
- физически и духовно здоровая;
- творчески мыслящая;
- способная к самосовершенствованию, к поиску своего предназначения,
- способная к конструктивному взаимодействию и диалогу, позволяющая формировать корпоративную культуру;
- обладающая культурой мыслей, чувств, речи, готовая к продолжению образования.
Модель выпускника средней общеобразовательной школы № 84:
Духовно нравственный потенциал:
восприятие человеческой жизни как главной ценности;
осмысление понятий долг, честь, ответственность, гражданственность, добро, красота, любовь, истина, и т. д.
честность;
целеустремленность;
социальная активность;
принципиальность;
совестливость;
обязательность.
Познавательный потенциал:
знания, умения, навыки, соответствующие образовательному стандарту;
развитый интеллект;
широкий кругозор;
эрудиция;
память;
развитое воображение;
гибкое, творческое, логическое мышление;
интуиция. Творческий потенциал;
1.навыки поискового мышления.
Коммуникативный потенциал:
способность устанавливать и поддерживать контакты;
умение выполнять лидирующую роль в коллективе;
умение слушать, понимать внутренний мир собеседника, уважать иные вкусы, обычаи и привычки;
владение правилами культуры общения.
Эмоциональный потенциал:
высокая работоспособность;
самоконтроль;
выносливость.
Художественный потенциал:
этическая и эстетическая культура;
умение видеть и понимать закономерности эстетического и художественного освоения человеком мира;
наличие навыков в практическом, художественном обустройстве окружающей среды, своего быта;
стремление жить по законам красоты, основываясь на культурном наследии прошлого.
Насколько мои воспитанники приближаются к описанной модели, я выясняю в процессе аналитико-диагностической деятельности: тестирования, анкетирования, микроисследования, наблюдения, опроса родителей, изучения медицинских карт (приложение 1 и 2).
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся:
10 «А» класс является классом естественно-математического профиля. В нем обучается 29 человек: 15 юношей и 14 девушек. Комплектование класса осуществлялось из числа выпускников 9-х классов школ № 84 (19 человек), № 85 (1 человек), № 27 (5 человек), №79 (4 человека). Классным руководителем 15 детей этого класса я являлась на протяжении трех лет. В классе собрались учащиеся, имеющие интерес и стремление изучать предметы естественно-математического профиля. Однако большинство учащихся закончили 9 класс с оценками «3» и «4». Не имеют троек в аттестате только 5 учащихся.
Данные медицинского обследования показывают, что состояние здоровья учащихся оставляет желать много лучшего. У 10 учащихся в классе ограничения по месту посадки: только 1-3 парты (в основном проблемы со зрением и сколиоз), у 3 учащихся проблемы желудочно-кишечного тракта. Два ученика по состоянию здоровья находятся на индивидуальном обучении.
В системе отношений ученик-учитель отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии. Желание и умение учиться присутствует у каждого из учащихся в той или иной степени. Первые недели обучения в 10 классе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Сергея Г., Руслана Ш., Петра М., Кристину У., Сергея К., Анну Х., Владислава Ч., Варвару П.. О достаточно высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими подготовительных курсов в ВУЗах (93%). Среди учащихся класса есть победители предметных олимпиад, участники районной научно-практической конференции, победители районного и призеры городского конкурса «Ты – россиянин», участники школьной команды КВН. Однако в классе есть учащиеся, которые недостаточно хорошо подготовлены к обучению в старшей школе и имеют низкий уровень познавательной активности (Дмиттрий Л., Артем Н., Вячеслав П.). У них слабо развиты навыки самостоятельной работы, им нужна помощь учителя при выполнении заданий. Им трудно учиться в профильном классе. Эти учащиеся оказались в классе случайно. Они с одной стороны не готовы были уйти из школы после 9 класса, так как не определились с выбором профессии, а с другой стороны пока еще не осознали степень серьезности обучения в 10 классе.
В системе отношений с одноклассниками – есть лидеры: Сергей К., Кристина К., Руслан Ш.. Ребята всегда вокруг них и им важно их мнение. По мнению учащихся и учителей в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны. Несмотря на то, что в классе собрались учащиеся из разных школ, они сразу подружились. Проведенные социометрические исследования показали, что в классе нет «отверженных», у всех ребят есть круг общения.
Диагностические исследования по методике Кондаша показали, что у некоторых учащихся, пришедших из других школ, высокий уровень тревожности (20%). 70% учащихся имеют средний уровень, 10% - низкий уровень тревожности. Оценка напряженности (активности, настроения): 45% - низкий уровень; 55% - средний уровень.
10 «А» класс имеет хороший уровень развития культурных навыков воспитанности, заложенный ранее. Особенно ярко это проявляется во время поездок на экскурсии и в театры.
Образовательный статус родителей учащихся класса весьма неоднороден: 29 % имеют высшее образование, 22% среднее техническое, 18 % среднее специальное, 31% родителей имеют среднее образование. 62 % детей класса воспитываются в полных семьях, 38 % - в неполных (приложение 1). В классе есть одна многодетная семья. Проведенное анкетирование показало, что жилищные условия у всех семей хорошие и характер внутрисемейных отношений, в основном благоприятный. Вместе с тем результаты проведенной диагностики демонстрируют достаточно высокий уровень требований к школе со стороны родителей: подавляющее большинство заинтересовано в том, чтобы их дети получили качественное образование.
В системе отношений школа-семья между требованиями школы и семьи нет противоречий, взрослые члены семьи признают авторитет педагога. Со всеми родителями установлен добрый контакт, основанный на взаимопонимании и поддержке. Сотрудничество с родителями позволяет усилить воспитательное воздействие на детей, а значит, повысить результативность.
В классе сформированы органы самоуправления. В них вошли наиболее инициативные учащиеся. Четверо представителей класса входят в совет старшеклассников школы, активно участвуют в организации и проведении школьных мероприятий.
После наблюдений и диагностики, в том числе социометрии, в классе были выявлены следующие проблемы:
повышенный уровень тревожности у детей, пришедших из других школ;
разный уровень познавательных интересов у отдельных групп учащихся;
заинтересованность родителей в получении детьми качественного образования и наличие слабоуспевающих, по меркам профильного класса, учащихся;
отсутствие выбора в профессиональном самоопределении;
только незначительная часть класса являются полностью здоровыми учащимися;
школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний по здоровому образу жизни, а на практике, в силу объективных и субъективных причин применить их не могут.
Для решения обнаруженных проблем была создана программа « Лидеры XXI века». Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям и является компонентом воспитательной системы школы.
3. Цели и задачи.
Цель программы: воспитание личности, обладающей интеллектуальной культурой, творческой, трудовой и социальной активностью, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить следующие задачи.
Формировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, развивать навыки управления собой: своими эмоциями, мыслями, поступками. Формировать и развивать лидерские качества.
Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
Развивать нравственные и гражданские качества личности.
Способствовать развитию умений пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух».
Концептуальная часть.
Концепция программы основана на личностно-ориентированном подходе в воспитании учащихся.
Ведущий замысел воспитательной программы заключается в воспитании человека, не только знающего основы наук, но и способного быть успешным в условиях социально-экономической конкуренции, сложившейся в нашем обществе. Быть успешным сегодня - значит уметь быть стратегом собственной деятельности и жизнедеятельности, уметь ориентироваться и выстраивать свой жизненный план, используя свои лучшие качества.
Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного развития ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса).
Основополагающие принципы программы:
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса . Гуманное отношение к детям включает:
Оптимистическую веру в ребенка;
Сотрудничество, мастерство общения;
Отсутствие прямого принуждения;
Терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
Право ребенка на свободный выбор;
Сотрудничество, мастерство общения;
Право на собственную точку зрения.
Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания, труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся.
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них.
Программа основана на теоретических и методических разработках О.С. Газмана. Разработанные им ориентиры и ценности образования обуславливают необходимость нового понимания воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
«Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития» О.С.Газмана и др. направлена на гармоническое развитие личности, усвоение базовой культуры и развитие личностных качеств.
Идеальная цель концепции - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель концепции - дать каждому ребенку базовое образование и культуру.
Принципы.
Ребенок не может быть средством достижения педагогических целей.
Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть.
Все трудности преодолевает нравственными средствами.
Не унижай свое достоинство и достоинство ребенка.
Дети-носители грядущей культуры. Воспитание – диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем.
Доверяя - не проверяй.
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Механизмы воспитания:
I этап – диагностический;
II этап – поисковый (совместно с ребенком);
III этап – договорной (проектирование действий);
IV этап - деятельностный;
V этап – рефлексивный.
Критерии и показатели эффективности:
готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
развитие индивидуальных способностей;
нравственная направленность личности;
физическое и психологическое здоровье личности;
сформированность базовой культуры;
защищенность ребенка в классной и школьной сообщности.
« Поддерживающий» классный руководитель изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и со школьниками, которые с точки зрения «поддерживающего» классного руководителя требуют специальной помощи, содействия и «сопровождения».
Классный руководитель стремится выстроить со школьниками доверительные отношения, регулирует их контакты с одноклассниками и учителями, помогает в решении учебных и жизненных проблем. В своей деятельности он ориентируется на актуализацию и реализацию потребности ребенка быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков, помогающих самопознанию и саморазвитию, стимулирует стремление школьников к планированию и осуществлению работы по совершенствованию (приложение3).
Это не означает, что классный руководитель не работает с классным коллективом. Но он воспринимает его прежде всего как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоопределения, самореализации каждого конкретного школьника.
Таким образом, О.С. Газман заложил основы педагогической поддержки, как особой педагогической категории, как условие, где ребенок начинает проявлять себя на более высоком культурном и нравственном уровне взаимодействия и сотрудничества.
В работе с учащимися классный руководитель опирается, прежде всего, на «старые», общепризнанные морально-нравственные ценности, такие как добро, любовь к Родине, красота. Наряду с этим он должен владеть самыми современными педагогическими технологиями воспитательного процесса: к ним относятся ролевые игры, занимательный аутотренинг, тренинг общения, проблемные уроки, часы общения и т. п.
Воспитательные задачи невозможно решить без привлечения семьи. Можно выделить пять основных функций работы классного руководителя с семьей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение.
Вовлечение родителей в совместную работу с детьми.
Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства.
Все перечисленные функции классного руководителя способствуют созданию благоприятной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
В основу построения воспитательной программы класса положены следующие принципы:
Принцип системности нацеливает классного руководителя рассматривать воспитательный процесс, как сложную систему, состоящую из некоторой совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих.
Принцип конкретности содержит рекомендацию избегать неоправданного копирования проводимых дел в других ученических коллективах. При составлении программы важно учесть интересы и потребности членов коллектива и перспективы развития класса.
Принцип оптимальности связан с тремя важными обстоятельствами. Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию. Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем. И в-третьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры программы.
Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных особенностей детей и взрослых при разработке программы.
Принцип научности является выражением требования к классному руководителю при составлении программы опираться на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания ребенка, на теоретические положения современных педагогических концепций о воспитании учащейся молодежи, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.
Принцип непрерывности предполагает внесение изменений в программу в процессе текущей деятельности.
5.Содержание программы.
На третьей ступени обучения доминирующим видом является учебно-профессиональная деятельность, которая играет роль системообразующего фактора в воспитании старшеклассников. Участие школьников в той деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. Воспитательная работа ведется по пяти направлениям, рекомендованным О.С. Газманом и его коллегами. Разработаны целевые подпрограммы: «Учение», «Общение», «Образ жизни», «Досуг», «Здоровье». Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.
Основные направления воспитательной работы:
учение
общение
образ жизни
Направления
досуг
здоровье
«Учение»
Цель: обеспечение высокого уровня интеллектуального развития учащихся.
Задачи:
создание условий для получения детьми качественного образования;
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся;
обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием;
формирование устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Формы внеклассной работы:
лекции и беседы;
конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
спортивные соревнования;
диспуты, ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
-сформированы знания о здоровом образе жизни, рациональной организации труда и отдыха;
-осознание учащимися необходимости соблюдения здорового образа жизни.
6.Механизм реализации программы.
Этапы реализации:
I этап – организационный. Комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса.
II этап – деятельностный. Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
III этап – итоговый. Систематизация полученных результатов.
Структура взаимодействия
Для успешного решения процессов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь опирается на учителей-предметников, привлекает учителей к работе с родителями.
Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальность своих учеников, координирует работу психолога с родителями.
Тесное взаимодействие с социальным педагогом помогает классному руководителю в решении личностных проблем обучающихся.
Проявляя заботу о жизни и о здоровье воспитанников, классный руководитель сотрудничает с медицинскими работниками, родителями.
Сотрудничество с библиотекарем.
Ученическое самоуправление в классе.
Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, так как дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.
Самоуправление в городе «Звездный»
Девиз: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно!»
Общее собрание
Администрация
Мэр города
Совет по образованию
Совет по печати
Совет по спорту и здравоохранению
Совет по культуре
Коллектив класса
Совет по образованию:Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
Организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным министерством познавательные дела;
Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;
Ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
Ведет учет пропусков уроков;
Организует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас».
Совет по спорту и здравоохранению: Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
Ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
Совместно с комитетом печати выпускает стенгазету «Наши достижения»;
Заботится о проведении физкультминуток на уроках;
Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
Ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
Совет по культуре: Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Функции:
Планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
Ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
Предоставляет информацию о проводимых в городе выставках, концертах, организует посещение музеев;
Организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;
Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.);
Помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам эстета и гуманизма;
Совет по печати: Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Функции:
Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;
Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;
Отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;
Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;
Ведет фотоальбом «Наш класс»;
Обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;
Предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.
Сформированность коммуникативного потенциала учащихся: способность устанавливать и поддерживать контакты, умение выполнять лидирующую роль в коллективе, умение слушать, понимать внутренний мир собеседника, уважать иные вкусы, обычаи и привычки, владение правилами культуры общения.
Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.
Сформированность нравственных и гражданских качеств личности.
Сформированность физического потенциала учащихся: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.
9.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы.
В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.
Диагностический инструментарий представлен в таблице.
Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.
Вильченская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальную послешкольную жизнь) // Классный руководитель. – 2001, №6.
В интересах семьи и детей г. Нижнего Новгорода. Комплексная программа развития семейного воспитания до 2010 года. - Н.Новгород, 2008.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).- М., 1992.
Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.,2002.
Грехнева М.В., Ердикова Н.А. Программа воспитания учащихся гимназии «По ступеням взросления» // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2006, №6.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10 – 11 класс). – М., 2005
Закирова И.Г. Программа классных часов по культуре общения// Классный руководитель. – 2009, №2.
Занох Л.Ф., Киреева И.В., Лысова Л.В. Программа воспитательной работы классного руководителя// Классный руководитель. – 2005, №3.
Степанов Е.Н. 3-я Лекция. Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель. – 2006, №3
Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2008.
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост.Н.А. Панченко.-Волгоград:Учитель,2007.
Петренко Е. О вариативности воспитательной деятельности классного руководителя. // Воспитание школьников. – 2009, №1.
Сымань О. Интеллектуальные забавы в Лидер-классе: Сборник интеллектуально-развлекательных обучающих программ для среднего и старшего школьного возраста. – Н.Новгород, 2000.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999.
Приложения
Приложение 1
Результаты диагностики
1.Уровень познавательной потребности
2. Оценка тревожности
Приложение 2
Диагностические материалы, используемые в работе.
Методика определения психологического комфорта в классном коллективе.
Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников.
Учащимся предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в различных делах?
в) Все ли ответственно относятся к делу (учебному, внеклассному)?
Оцените свой класс по пятибалльной шкале по каждому вопросу:
5 – всегда волнует;
4 – чаще волнует;
3 – волнует в половине случаев;
2 – чаще не волнует;
1 – совсем не волнует.
Обработка результатов.
Вычислить средний балл группы
Х = ( а + б + в ) : 3N,
где а, б, в – балльные оценки по вопросам; N – число испытуемых.
Критерии оценки.
Если Х ≥ 4,5 балла – показатель психологического комфорта в классе – высокий. Если 3,5
Познавательная потребность подростков.
Цель анкетирования: установить интенсивность познавательных потребностей подростков.
Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
Часто (5 баллов).
Иногда (3).
Редко (1).
Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
Потрудиться, но самому найти ответ (5).
Когда как (3).
Получить готовый ответ от других (1).
Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
Много, постоянно (5).
Иногда много, иногда совсем не читаю (3).
Мало или совсем не читаю (1).
Часто ли Вы задаете вопросы учителям?
Часто (5).
Иногда (3).
Редко (1).
Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу?
Очень эмоционально (5).
Когда как (3).
Эмоции неярко выражены (1).
Обработка результатов.
Подсчитать сумму баллов каждого подростка и разделить ее на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от2,5 до3,5; слабой – если результат меньше 2,5.
АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ «ГЫ И ТВОЙ КЛАСС» (СОСТАВЛЕНА Е.Н. СТЕПАНОВЫМ И Л.А. АНДРЕЕВЫМ)
Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе.
1. Правится ли тебе самому твой класс?
да;
больше да. чем нет:
трудно скачать (и да, и нет):
больше нет, чем да;
нет.
2. Что больше всего тебе нравится в классе? ____________
3. Что тебе не нравится в твоем классе?
4. Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы с жизнь класса? _________________________ 5. Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:
наш класс дружный и сплоченный;
наш класс дружный;
в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;
в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя:
наш класс недружный, часто возникают ссоры;
наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе
А теперь подумай еще над таким вопросом: кто твои друзья? Ими могут быть отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка, другой родственник. сосед, знакомый юноша, знакомая девушка, одноклассник, одноклассница, товарищ по кружку, секции, клубу, приятель из твоей компании, классный руководитель, другой учитель, руководитель кружка, секции и т.д. Большой список, но друзей, как правило, бывает немного. Пожалуйста, подумай и ответь на следующие вопросы:
6. Кто умеет правильно оценивать твои поступки? ________
7. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?
8. Ты хочешь принять какое-то важное для тебя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься? ________________________
9. Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса? ___________________________________
10. На кого тебе хотелось быть похожим(ей) в своей жизни? __
11. Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?
12. Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:
очень хорошие:
хорошие;
когда как;
плохие;
очень плохие.
13. Как ты сам(а) определил(а) бы свое положение в семье''
как человека, которого понимают и уважают
как человека, которого постоянно опекают;
как человека, вынужденного подчиняться;
как человека, которого никто не понимает и не любит;
как человека, который тиранит всех остальных;
как человека, который помогает решать семейные проблемы;
как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни семьи;
какое еще __________________________________
14. Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой?
да;
нет;
трудно сказать
15. Назови самые большие свои желания:
1 желание____________________
2 желание____________________
3 желание____________________
Обработка и анализ результатов: полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного сообщества. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях идрузьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6,7,8 помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Я иду утром в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Деловая игра «лидер»
(составлена И.Н. Щигоревой)
Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению.
Участники игры: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – организаторы игры.
Ход проведения игры: коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В ходе игры ученикам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.
Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет «секрет», который им будет открыт только в конце. О «секрете» знают только организаторы игры и его помощники (по количеству микрогрупп). А «секрет» игры в том, что помощники внимательно следят за тем, как каждый участник временного коллектива проявляет активность в выполнении задания и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя):
Белый жетон для лидера-организатора;
Желтый жетон для лидера-вдохновителя;
Красный жетон для исполнителя;
Зеленый жетон для зрителя.
Ведущий разбивает весь коллектив на микрогруппы с помощью открыток (по временам года, по цветовой гамме). Для знакомства ведущий предлагает придумать название своей группы. Через 30 секунд предлагается перекличка групп.
Затем ведущий предлагает выполнить следующие задания:
Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-то фигуру.
Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время работы – 5 минут.
Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 3-4 минуты.
Например: Птице – снится, Лодка – селедка,
Сонно – ворона, Смело – улетела.
Составить кроссворд из 5-6 вопросов-слов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа и др. Время выполнения – до 5 минут.
Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву («с», «к», «о», «л», «п») – 3 минуты.
Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку – 5 минут.
После окончания всех конкурсов ведущий просит участников показать свои жетоны организаторам в группах, которые сразу же фиксируют результат. После этого они сдают свои жетоны. Теперь им можно раскрыть «секрет» игры. Ведущий предлагает подвести итоги игры и представить своих лидеров с юмором, весело и задорно.
Педагогический анализ результатов конкурса.
В течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Помощники ведущего обнаружат, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу станет ясно, кто из них имеет ярко выраженную активную позицию. У этих участников будет преобладать много жетонов «лидер-организатор» и «лидер-вдохновитель», меньше «исполнитель» и «зритель».
Организаторам деловой игры необходимо быть очень внимательными к участникам-исполнителям. Они могут быть безынициативными, но желание активно участвовать в деле может стать залогом хорошей работы в будущем. Такие учащиеся требуют более кропотливой индивидуальной работы. Надо активно включать их в практические дела, доверять им, предоставлять больше возможностей для проявления самостоятельности.
Приложение 3
Структура и содержание программы по индивидуальной поддержке учащихся на основе взаимодействия «классный руководитель-ученик-родители».
Диагностико-коррекционный этап
№
Качества, необходимые для саморазвития
Самооценка
Классный руководитель
Родители
1
Инициативность.
Охотно ли берешься за дела, которые необходимо сделать (в школе, дома).
Можешь сказать о себе, что ты «активный».
Закончив одно дело, включаешься в другое или ждешь, когда тебя попросят.
Часто участвуешь в общешкольных классных делах.
Предлагаешь свои варианты выполнения дела, задания.
2
Заинтересованность.
Ты с интересом ходишь в школу.
Тебе интересно учиться, внеклассная жизнь или просто общение с друзьями.
Тебе в школе не интересно и ты ходишь потому, что надо.
3
Самостоятельность.
У тебя есть обязанности по дому.
Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу.
Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно.
Критически сам оцениваешь свои результаты.
4
Ответственность.
Ты умеешь разумно планировать свое время на уроки, отдых.
Ты сам отвечаешь за своевременный приход в школу, за выполнение порученных тебе дел.
Ты отвечаешь за свои слова, действия, поступки.
Ты отвечаешь за результативность своей работы на уроках.
Ты осознаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам.
5
Взаимодействие с другими.
Ты доброжелателен в общении со своими сверстниками, взрослыми.
Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех.
Если кому-то рядом плохо, ты придешь на помощь.
6
Требовательность.
Ты всегда стараешься добиться хороших результатов в учебе, общественных делах.
Ты справедливо оцениваешь результаты своей работы и других.
Если тебе нужно выполнить какое-либо задание, а тебе не хочется, ты можешь преодолеть свою лень.
7
Цели
I полугодие
II полугодие
Деятельностный этап.
Деятельность учащегося
Классный руководитель
Родители
В учебной деятельности.
Выступление с докладом.
Защита реферата.
Участие в предметных викторинах, КВН, турнирах, брейн-рингах, вечерах и т.д.
Участие в олимпиадах.
Исследовательская работа по предмету.
Во внеклассной деятельности.
Участие в классных часах, собраниях.
Конкурсах, праздниках, концертах.
Трудовых делах класса и школы.
Во внешкольной деятельности.
Занятия в домах детского творчества.
Членство в детских и молодежных организациях.
Занятия спортом.
Творческая художественно-эстетическая деятельность.
Информация
Советы
Беседы
Разговор по душам
Поощрение
Похвала
Поддержка
Требование
Помощь
Обязанности в классе
Помощь
Совместная деятельность
Контроль
Требование
Поощрение
Поддержка
Домашние обязанности
Посещение совместно с родителями:
концертов,
музеев,
походы
Результативный этап (в конце II полугодия).
№
Качества, необходимые для саморазвития
Самооценка
Классный руководитель
Родители
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
Учебная деятельность.
Изменилось ли твое отношение к обучению к концу учебного года?
По каким предметам заметно улучшились результаты, а на каких ты еще чувствуешь себя неуверенно?
По каким личностным качествам тобой достигнуты хорошие результаты, назови их?
В каком внеклассном или внешкольном деле, в котором ты участвовал, ты больше всего сам себе понравился?
В каких трудовых делах ты принимал активное участие?
Сделай выводы.
Над какими личностными качествами еще надо серьезно поработать.
По каким предметам в знаниях подтянуться.
Какие умения необходимо еще развить (красиво говорить, сравнивать, делать выводы и т.д.).
Что изменить в своих взаимоотношениях со сверстниками, учителями, друзьями, родителями.
Какие творческие способности ты в себе обнаружил и хотел бы развить (музыкальные, художественные, изобразительные, литературные и т.д.).
Над подготовкой к какой профессии тебе следует задуматься.