Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое обеспечение проекта «Экономика родного города» как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Учебно-методическое обеспечение проекта «Экономика родного города» как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе
Исполнитель:
Саночкина Е.А.,
студентка 4 «А» группы,
специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
Камышлов, 2016
План
1. Актуальность работы по развитию коммуникативных УУД и использования метода проектов в начальной школе.
2. Ученые теоретики, работающие в сфере коммуникативных УУД и в сфере метода проекта.
3. Специфика урока окружающий мир, как основа для формирования коммуникативных УУД.
4. Метод проектов, как средство развитие коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.
5. Основные этапы проекта с учетом реализации коммуникативных УУД (задач).
6. Учебно-методическое сопровождение проекта «Экономика родного города» для уроков по окружающему миру в 3 классе.
7. Вывод.
8. Список литературы.
Цель доклада: раскрыть особенности реализации метода учебного проекта «Экономика родного города» в 3 классе с учетом разработанного учебно-методического обеспечения проекта направленного на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Задачи:
Раскрыть актуальность работы по развитию коммуникативных УУД и использования метода проектов в начальной школе.
Показать специфику урока окружающего мира, как основу для формирования коммуникативных УУД.
Определить возможности метода проектов, как средство формирования коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.
Рассмотреть основные этапы проекта с учетом реализации коммуникативных УУД (задач).
Представить учебно-методическое сопровождение проекта «Экономика родного города» для уроков по окружающему миру в 3 классе.
На сегодняшний день школа стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование и развитие универсальных учебных действий.
Одним из таких универсальных способов действия является коммуникация, под которой понимается социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать следующие коммуникативные результаты:
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) готовность слушать собеседника и вести диалог;
3) готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
6) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.
Специфика урока окружающего мира и его значимость для формирования и развития УУД обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и развития коммуникативных действий, а также навыков работы в группе, паре.
Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой для формирования и развития коммуникации. Задачей педагога в этих условиях является выбор наиболее эффективных методов и средств.
Так на основе анализа УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, можно увидеть, что в структуру и содержание учебников, а также рабочих тетрадей по окружающему миру заложена система заданий, направленная на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью формирования и развития коммуникативных универсальны учебных действий.
Одним из наиболее актуальных методов по предмету окружающий мир, является метод проектов, поскольку частота его использования составляет от одного до двух учебных проектов в четверть. Вследствие этого можно выделить следующие ключевые противоречия:
1) необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий, и отсутствием механизма по их развитию:
2) требованиями УМК «Школа России» по предмету окружающий мир в сфере реализации проектной технологии и отсутствием учебно-методического обеспечения для их использования.
3) разработанностью данного вопроса в теории и недостаточностью применения данных теоретических разработок на практике;
4) необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий (что является требованием ФГОС НОО) и неопределенностью наиболее эффективных методов для достижения данной цели.
Исходя из противоречий, следует проблема: отсутствие учебно-методического обеспечения по реализации проектной технологии способствующего развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, необходиморазработать, теоретически обосновать и пробировать учебно-методическое обеспечение проекта «Экономика родного города» как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира.
В условиях реализации ФГОС второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности. Уроки окружающего мира являются основой для формирования и развития коммуникации. Задачей педагога в этих условиях является выбор наиболее эффективных методов и средств.
Одним из актуальных методов современной педагогики является метод проектов, который обеспечивает возможность развития коммуникативных умений у обучающихся, а именно: использовать речевые средства и коммуникационные технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий с применением проектной технологии происходит в три этапа, автором которых является Е.Н. Жаркова:
1 этап-аналитический «Предшкола и 1 класс». На данном этапе происходит освоение навыкового содержания в сфере коммуникативных умений в процессе учебной, творческой деятельности для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
2 этап-диагностический. Проведение индивидуальной оценки коммуникативных способностей ребенка через учебную деятельность.
3 этап-формирования и развития коммуникативных умений. Формирование, углубление и развитие коммуникативных способностей обучающихся посредством применения проектной технологии.
В ходе работы мы столкнулись с проблемой отсутствия учебно-методического обеспечения для качественной реализации проектной технологии.
По мнению С.Н. Рыжикова термин КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. КУМО как процесс - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
КУМО как результат - это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Для оптимизации процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в рамках проектной технологии разработано учебно-методическое обеспечение проекта «Экономика родного города», которое является программным содержанием УМК «Школа России» в 3 классе.
Разрабатываемое учебно-методическое обеспечение проекта «Экономика родного города» состоит из следующих частей:
Паспорт проекта содержит краткое описание (аннотацию) проекта и отражает основные цели, задачи, суть проекта, форму продукта проектной деятельности, материально-техническое, учебно-методическое обеспечение и.т.д.
Этапы работы над проектом содержат цель и задачи деятельность учителя и обучающихся, а также коммуникативные универсальные учебные действия, развиваемые на каждом из этапов проектной деятельности.
Задания для групп распределены в соответствии с изучаемыми отраслями экономики, а именно задания для группы промышленность, сельское хозяйство, услуги, банки. К каждой группе заданий составлен примерный план в виде вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе разработки и реализации проекта.
Конспекты мероприятий сопровождающие подготовку и реализацию проекта содержат разработанные экскурсии на предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, услуг, банковской системы с разработанным дидактическим инструментарием включающим в себя памятки, рабочие листы, творческие задания, а также конспект учебного занятия направленный на первоначальное ознакомление обучающихся с экономикой, основными отраслями, сутью разрабатываемого проекта, конспект итогового занятия, который предполагает защиту разработанного проекта «Экономика родного города».
Методические рекомендации обучающимся по подготовке и реализации проекта включают в себя технику подготовки к публичному выступлению, примерный план выступления при защите проекта, рекомендации для обучающихся выступающих в качестве слушателей в процессе защиты проекта.
Методические рекомендации родителям по подготовке и реализации проекта включают в себя информацию о роли и значении родителей в проектной деятельности, прописана деятельность родителей при работе над проектом согласно этапам выполнения, а также рекомендации по оформлению проекта, в которых прописаны основные требования к проектной работе.
Технологией проектного обучения занимались Дж. Дьюи, А.С. Сиденко, Е.С. Полат, Е. Карпов.
Осуществление метода проектов на уроках окружающего мира на основе подхода Н.А. Краля может происходить в несколько этапов, на которых формируются и развиваются конкретные коммуникативные УУД.
1. Погружение в проект. На первом этапе происходит развитие таких коммуникативных умений как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником.
2. Планирование деятельности. На втором этапе происходит развитие умений организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цели, функций участников, способы взаимодействия; умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы. На третьем этапе происходит установление интерактивного взаимодействия: умение слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.
4. Оформление проекта. На четвертом этапе происходит развитие таких коммуникативных умений, как способность обучающихся осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5. Презентация результатов. На пятом этапе происходит развитие таких коммуникативных умений как способность владеть монологической и диалогической формами речи, аргументировать свою позицию, отвечать на вопросы экспертов, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. На шестом этапе происходит развитие умений коллективно обсуждать результаты совместной проектной деятельности, видеть причины успехов и неудач, умение инициативно высказываться, обосновывать собственную позицию и позицию партнера по группе.
Таким образом, разработанное учебно-методическое сопровождение проекта «Экономика родного города» может быть использовано учителями начальных классов, а также студентами при прохождении педагогической практики для эффективного и качественного развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством реализации метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Список литературы
Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
Безрукова, В.С. Настольная книга педагога - исследователя/ В.С.Безрукова - Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - Ч. 1: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун - т. - Екатеринбург, 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008.
Романовская М. Метод проектов в начальной школе. - М.: Просвещение, 2014.
Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов // Инновации и эксперимент в образовании. 2012. № 2.
Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2013. № 7.
Григорьева И. К. Как разработать недостающие средства обучения для комплексного методического обеспечения предметов: Методические рекомендации. - М.: ИРПО, 2010.
Кочетов С. И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 2007.