kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль классного руководителя в формировании коллективистских и лидерских навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности ребенка в общении, самоутверждении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Исходя из этого мною была составлена воспитательная программа на год «Каждый ребёнок - личность», где одним их направлений является работа по созданию детского коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в формировании коллективистских и лидерских навыков »

Отчёт по самообразованию

классного руководителя 6 класса

Давыдова Владимира Александровича

Моей темой по самообразованию воспитательной работы с классом в 2014-2015 учебном году является: «Роль классного руководителя в формировании коллективистских и лидерских навыков». Одна из задач воспитательной работы - формирование классного коллектива через самоуправление и КТД.

Планируя работу по теме самообразования, я изучил следующую литературу:

  • Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.

  • Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.

  • Александрова М.А., Баранова Е.И., Классному руководителю о самоуправлении в классе / Творческий Центр, Москва 2006 г.

Коллектив -- это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности ребенка в общении, самоутверждении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Исходя из этого мною была составлена воспитательная программа на год «Каждый ребёнок -- личность», где одним их направлений является работа по созданию детского коллектива.

Ступени формирования коллектива:

1.Выявление коллективистских навыков .

2.Формирование коллективистских и лидерских навыков .

3.Формирование коллектива .

4.Развитие и становление коллектива .

5. Формирование и социализация личности через коллектив.

Я, как классный руководитель ставлю следующие задачи:

1.Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием каждого ребенка.

2.Содействовать созданию оптимальных условий для формирования каждой личности.

3.Организовать виды индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.

4.Вносить необходимые коррективы в учебный процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей школьников.

5.Работать над созданием классного коллектива, как воспитательной системы, обеспечивающего социализацию каждого ребенка.

В этом учебном году мы с детьми находимся на второй ступени формирования коллектива, где я выполняю следующие функции:

  • помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности школьников;

  • помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;

  • организация взаимодействия с семьями учащихся;

  • стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и родителей школьников.

Для успешного взаимодействия личности и коллектива я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип сотрудничества;

  • безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;

  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

  • диалогичность в общении;

  • сотрудничество;

  • целевая направленность;

  • привлекательная деятельность;

  • «обратная связь» после каждого проведенного дела.

После каждого проведенного совместного дела, мероприятия я организую беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива. Стараюсь поддерживать, стимулировать и незаметно корректировать все виды отношений в классе, в том числе и деловые связи учащихся.

На реализацию поставленных задач направлены мероприятия, проводимые с классом, диагностические исследования, а также организация самоуправления в классе.

Что значит КТД? Это:

ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию.

Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив.

Воспитательной целью класса в 2014-2015уч. г. было формирование здоровой, социально-активной, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации личности, готовой к выполнению гражданского и патриотического долга перед своей большой и малой Родиной.

Задачи:

  • Воспитывать культуру межличностных отношений;

  • Воспитывать культуру поведения и культуру общения;

  • Поддерживать здоровый микроклимат в классном коллективе;

  • Способствовать самореализации, развитию положительной мотивации к учению;

  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и старшим;

  • Воспитывать уважение к труду и людям труда, любовь к Родине, родному краю;


Решение поставленных задач осуществлялось в соответствии с планом работы по следующим направлениям:

  • Организационная работа (сентябрь);

  • Воспитание гражданственности(сентябрь);

  • Правовое воспитание и культура безопасности (октябрь)

  • Месячник здоровье сберегающего воспитания (ноябрь)

  • Интеллектуальное воспитание и развитие (декабрь)

  • Оборонно-массовая и спортивная работа. Гражданско-патриотическое воспитание. (февраль)

  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. (март)

  • Экологическое воспитание. Воспитание семейных ценностей. (апрель)

  • Патриотическое воспитание. Подведение итогов (май)


В сентябре учащиеся 6 класса приняли участие в празднике первого звонка «Здравствуй, школа!». Урок Знаний на тему " Первая мировая война. Неизвестная война." был направлен на расширение знаний о героических страницах прошлого нашей Родины, проблемам воспитания патриотизма в современных условиях. На первом классном часе повторили некоторые пункты Устава школы, ознакомились с режимом школы в новом учебном году, требованиями к внешнему виду учащихся. Были проведены Инструктажи по ТБ , ПДД и Правилам поведения на уроках.

На одном из первых классных часов были сформированы органы ученического самоуправления класса. Обязанности распределились следующим образом: учебный сектор _ Гармаш Дарина, спортивный сектор – Захаров Максим, культмассовый сектор – Новьюхова Валерия, трудовой сектор – Михайлов Владимир, ответственный за классный уголок - Конева Варвара , дисциплинарный сектор - Панов Егор. Особого рвения и инициативы по выполнению данных общественных обязанностей никто не проявил. Можно отметить лишь Захарова Максима в качестве организатора команд для спортивных соревнований - ему нравится командовать. На протяжении всего учебного года класс принимал участие во всех школьных мероприятиях: День знаний, спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, дартсу; , День Учителя, Новогодний праздник, Смотр строя и песни, День здоровья и др. 100% детей класса посещали ежемесячные политинформации «Время, события, люди». 3 человека- Панов Егор , Новьюхова Валерия и Конева Варвара– участники концертов, которые проходили в СДК.

Одной из форм воспитательной работы с детьми являются классные часы. В прошедшем учебном году они проходили по вторникам 7 уроком. Даты проведения – в Папке классного руководителя . Тематика классных часов и воспитательных мероприятий соответствовала направлениям воспитательной работы школы . Все даты проведённых мероприятий – в папке классного руководителя :

  • по здоровьесберегающему воспитанию: «Профилактика гриппа и ОРЗ» , ,акция День без табака" ; предупреждение наркомании - «Спасите наши души», беседа медработника «Профилактика туберкулеза», " Живи без ошибок" - о вредных привычках , " Гигиена ребёнка", " Первая помощь при клещевом энцефаллите", " Первая помощь при травмах"

  • по правовому воспитанию и культуре безопасности: «Беседа о Дне Народного Единства», «Телефон доверия» (по итогам которого в дневники обучающихся была вклеен лист с информацией по телефону доверия), знакомство со статьей134 УК РФ, беседа УИП «Уголовная и Административная ответственность несовершеннолетних»; " Право и я" ( о молодёжных субкультурах) , " Экстремизму- нет!" , " О правилах дорожного движения", игра " О правах и в шутку и всерьёз", беседа в рамках Дня защиты прав детей. Мероприятие по пожарной безопасности. Классный час о толерантности. Беседа о безопасности во время ледостава. Единый урок к Дню Конституции РФ. Беседа " Наша власть". Викторина по ПДД. Встреча с представителем ГИБДД из Ханты-Мансийска.

  • по нравственному воспитанию: в рамках недели психологии «А без друзей на свете трудно жить», беседа о толерантности " Дорогою добра", Неделя добрых дел ( реставрация стенда о праве); тренинг у педагога - психолога. Вечер Дружбы народов. Встреча с психологом из Ханты-Мансийска. Анкетирование по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.

  • по экологическому воспитанию: участие «Экологическом вечере»; ,субботник по уборке школьного двора , урок " К 50-летию начала промышленного освоения нефти в Западной Сибири", беседа о нефтянике Салманове

  • по интеллектуальному воспитанию: классный час " Социальные сети - за и против" , беседа " Первый компьютер" , интеллектуальная викторина с классом , беседа " Крылатые выражения или почему мы так говорим", ежемесячные занятия политклуба " Время. События. Люди"; Единый урок по Году культуры. Урок о сурдолимпийских Играх.

  • по Гражданско - патриотическому воспитанию: Урок Знаний « Первая мировая война. Неизвестная война», поздравление с Днем Защитника Отечества, «Стихи и песни о войне» (на уроке литературы), «Города – герои. Блокада Ленинграда» , мероприятие к Дню Памяти жертв политических репрессий ", урок к Дню рождения ХМАО, экскурсия в школьный краеведческий музей, , урок Мужества, конкурс чтецов произведений писателей и поэтов к 70-летию Победы , митинг к Дню Победы , беседа к Дню Героев Отечества , Смотр строя и песни. Встреча с участниками лыжного перехода кв честь 70-летия Победы. Конференция " Книга памяти "- к 70-летию Победы.

  • по профориентационной работе : классный час " Выбираем профессию" , беседа " Выбор профессии - твой выбор" . Классный час - Конвенция о правах ребёнка.

  • по воспитанию положительного отношения к труду и творчеству: участие в субботнике по уборке территории; организация дежурства по классу ; участие в Мастерской Деда Мороза.

  • по воспитанию семейных ценностей : участие в конкурсе " Папа, мама, я-спортивная семья", анкетирование детей и родителей, участие в общешкольном мероприятии " С любовью к маме ( бабушке")

При проведении классных часов и воспитательных мероприятий использовались презентации , анкеты , тесты , игровые формы.

Одним из направлений воспитательной работы является работа с родителями. Были использованы такие формы работы с родителями : работа Родительского комитета класса( Захарова В.В., Новьюхова С.Н. и Конева Т.М.);

классные родительские собрания

  1. («Профилактика правонарушений» с беседой «Поговорим о правах и обязанностях» (по Уставу школы),- сентябрь

  2. «О половом воспитании детей»- ноябрь

  3. «О приобретении школьной формы , соответствующей требованиям на 2015 -2016 учебный год.»- февраль

  4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье.- март

  5. «Итоги учебного года и организация летнего отдыха детей»). - май

Три родительских собрания были с приглашением учителей предметников; на одном из собраний работала педагог- психолог.

Формы и методы работы с родителями :

  • индивидуальные беседы по телефону, приглашение в школу по следующим вопросам: успеваемость, учебная дисциплина, посещаемость, ведение дневников, культура внешнего вида, состояние здоровья;

  • привлечение к общешкольным мероприятиям (Новогодний праздник); конкурс " Папа, мама, я - спортивная семья" , День учителя и Осенний бал

  • привлечение к классным мероприятиям , поздравление с праздниками, пошив костюмов)

  • участие в классном самоуправлении (Конева Т.М., Новьюхова С.Н.,Захарова В.В.)и в школьном Конева Т.М. и Гармаш В.А.)

  • привлечение к видеосъемкам (Конева Т.М.);

Одной из форм воспитательного воздействия на детей является индивидуальная работа, которая позволяла детально разобраться в мотивах поступков, изучить особенности их характеров, узнать круг интересов и др. В течение всего года приходилось часто беседовать по вопросам поведения, успеваемости, посещаемости, внешнего вида с Пановым Егором . За учебный год удалось наладить определённый контакт со всеми детьми и их родителями. Наибольшие проблемы были с организацией учебной деятельности Панова Егора.

Результаты учебной деятельности по итогам года : 1 отличник ( Новьюхова Валерия ) , 4 - закончили учебный год без троек ( Конева Варвара , Михайлов Владимир и Захаров Максим и Гармаш Дарина) , у Панова Егора - одна тройка - по математике – некоторые подвижки у него есть , но они недостаточны. В классе нет пропусков уроков без уважительной причины. Нет проблем с подготовкой и дисциплиной на большинстве уроков ( исключения - ОБЖ , музыка ). Класс принял участие во всех общешкольных мероприятиях , единых уроках , беседах , встречах и акциях с достаточно высокой явкой. Класс участвовал во всех спортивных соревнованиях и конкурсах школьного уровня по своей возрастной группе .

Класс занял 1- место в игре " Перестрелка", 2-е места в конкурсе плакатов" Мир без насилия "И в первенстве по баскетболу, 3-и места в игре " Следопыт" и в Смотре троя и песни в номинации " Достойная смена".

Захаров Максим занял первые места в соревнованиях по национальным видам спорта, в троеборье , 2-е место в Спартакиаде допризывной молодёжи , в конкурсе " Папа, мама,я- спортивная семья". Гармаш Дарина - участник конкурса " С любовью к маме ( бабушке) , Конкурса чтецов к 9 мая. Конева Варя - грамоты за участие в муниципальной и Всероссийской олимпиадах по русскому языку , в олимпиаде " Русский медвежонок". Сертификат участника конкурса работ для Книги Памяти , грамота за участие в Конкурсе чтецов к 9 мая.Михайлов Владимир - Грамоты за 3-и места в соревнованиях по национальным видам спорта и в троеборье. Новьюхова Валерия - грамоты за 3-и места в соревнованиях по национальным видам спорта и в троеборье, сертификат участника Всероссийского Конкурса-олимпиады по математике - " Я-энциклопедия , сертификат участника научно-практической конференции " Книга Памяти", Грамота за участие в конкурсе чтецов к 9 мая. Панов Егор грамота за 2-е место в соревнованиях по национальным видам спорта, грамоты за 3-и места в соревнованиях по троеборью и в спартакиаде допризывной молодёжи

Сравним уровни воспитанности детей за 2013-2014(5 класс) и 2014-2015(6 класс) учебные года: (приложение на отдельном листе)

Из таблицы видно, что повысился уровень воспитанности по разделам : «Эрудиция» ( +0,30)» - " Отношение к труду»(+0,02) , " Эстетический вкус" ( + 0,07) – дети стали больше уделять внешнему виду, формируются навыки культурного поведения, появляется тяга к прекрасному, желание посещать центры культуры. Снизился уровень воспитанности по направлению «Отношение к природе» (- 0,1) и Я и общество" ( - 0,14), что связано с более реальным взглядом на оценку данных показателей . В целом уровень воспитанности класса повысился на 0,08 и стал 4,38 балла, что соответствует хорошему уровню воспитанности, более реальной стала и оценка работы своих детей со стороны некоторых родителей ( не всех).

Итак, работа по решению поставленных воспитательных задач была систематической, с разной степенью успешности, но проблемой осталось:

  • культура межличностных взаимоотношений в классе;

  • мотивация к учению и получению глубоких знаний отдельными учащимися;

  • соблюдение правил поведения и обязанностей школьника;

Таким образом, задачами воспитательной работы в 2015-2016 учебном году остаются:

  1. воспитание культуры межличностных отношений;

  2. развитие положительной мотивации к учению;

  3. создание условий и побуждение к самореализации, саморазвитию;

  4. воспитание уважения к труду и людям труда;

И, конечно же, работа современного классного руководителя не имеет смысла без проведения диагностических исследований. По теме самообразования запланированы две диагностических работы: анкетирование «Мои друзья» и методика «Какой у нас коллектив» .






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль классного руководителя в формировании коллективистских и лидерских навыков

Автор: Давыдов Владимир Александрович

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства