Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком
Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком»
«Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком»
Тула 2018
Особенности одаренных детей.
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
- общие интеллектуальные способности;
- конкретные академические способности;
- творческое, или продуктивное, мышление;
- лидерские способности;
- художественные и исполнительские искусства;
- психомоторные способности.
Дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторении очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.
Диагностика.
Цель диагностики: выявить тип одаренности ребенка.
Предмет диагностики: способности ребенка, его увлечения.
Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.
Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д. Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции. Мы выявляем ее с помощью следующих инструментов: Тест Пурдье, тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У.Синклера, тест на зрительно-двигательную координацию К. Беррп и тест ловкости пальцев О.Коннора. Психомоторной одаренности при диагностике не выявлено. Показатели стандартны.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Инструменты:
Векслеровская шкала интеллекта.
Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.
Кауфмановская оценочная батареи тестов предназначена дли тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной .дет. Она дает две глобальные оценки — умственных процессов и достижений.
Шкала детских способностей Маккаргп предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до восьми с половииой лет. Дастся обобщенная оценка (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).
Отис-Ленноновскнй тест школьных способностей дает одну обобщенную оценку (индекс школьных способностей), получаемую при использовании вербальных, количественных и образных заданий. Применяется для выявления общих интеллектуальных способностей.
Тест когнитивных умений. Даст одну обобщенную оценку (индекс когнитивных умений) и четыре, субоценки: последовательность. аналогии, память и вербальные суждения. При идентификации одаренности этот тест используется как показатель общих интеллектуальных способностей, характеризующихся повышенным вниманием к уровню развития абстрактного мышления.
школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный группой авторов под руководством К.М.Гуревича.
Наиболее популярными тестами достижений являются следующие:
- общий тест основных умений, направленный на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях;
- айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике;
- тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах;
- тест прогресса в образовании, оценивающий успешность в чтении, математике, правописании, научных и социальных занятиях;
- станфордскнй тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;
- калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, математические способности, почерк, способности в английском языке.
При диагностике была выявлена интеллектуальная одаренность.
Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявлении детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием и т.д.), используют стандартизированные тесты достижений. Одаренность выявлена.
Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности буду использовать: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Одаренности в этой сфере не выявлено.
5. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструктами, на которых базируется само понимание творчества. Инструменты:
- тесты креативности для детей, разработанные Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку дивергентных способностей;
- тест Торранса на образное творческое мышление; предназначен для оценки творческих способностей детей в возрасте от пяти лет и старше; включает задания «Создание картин», «Дополнение рисунков» и «Линии». (Множество работ, посвященных проверке тестов Торранса, подтвердили их валндность. );
- тесты Торранса на вербальное творческое мышление: тест «Спроси и догадайся», состоящий из трех частей (вопросы, предположение причин, предположение последствий), тесты «Совершенствование продуктов», «Необычное употребление», «Необычные вопросы», «Просто предложи» и др.;
- разработанный С.Римм тест групповой оценки для выявления таланта, где творческие способности оцениваются в категориях «любознательность», «независимость», «настойчивость», «гибкость», «широта интересов»;
- тест групповой оценки для выявления интересов, также разработанный С.Римм; в нем к перечисленным категориям добавляются «склонность к риску» и «чувство юмора»;
- пенсильванский тест творческой направленности, разработанный Т.Руки; здесь творческие способности анализируются в категориях «самонаправленность», «гибкость», «оригинальность», «точность» и «беглость» мышления, склонность к риску; тест креативного потенциала Р.Хофнера и Ю.Хеменвей, которым измеряет показатели «оригинальности», «точности», «беглости» и «точности» мышления при помощи трех субтестов («Написание слов», «Декорация в картинках» и «Таблицы слов»); теоретической основой теста является гилфордовская концепция креативности.
-методика Д.Б.Богоявленской,
- экспресс-методика А.Г.Азарян
Выявлена творческая одаренность.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторять интересующее нас явление — скажем, способы действия ребенка в тех или иных обстоятельствах. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сям наблюдатель является участником происходящего.
Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Информация, полученная о ребенке по результатам данной учительской оценки, представляет безусловный интерес как для школьного психолога, таки для самого учителя.
Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика.
Учебные характеристики.
_____ 1. Имеет необычно большой запас слов.
______2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает
на различные темы.
_____ 3. Понимает смысл и причины действий людей.
_____ 4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет
больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.
____ 5. Поступил в данный класс, читая лучше, чем требуется в этом
классе.
_6. Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики.
_____ 1. Настойчив в поиске решения задания.
_____ 2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
______3. Обычно прерывает других.
______4. Прилагает усилия для завершения действия.
______5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.
______6. Упорный в отстаивании своего мнения.
______7. Чувствителен к мнениям других.
______8. Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и
плохому, к справедливости, может рассуждать о людях, событиях, вещах.
______ 9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть
лидером.
Творческие характеристики.
______ 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на
реальные темы).
______2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям
(интересно, что случилось бы, если ...).
______3. Часто предлагает необычные ответы, с богатым воображением
рассказывает истории, склонен к преувеличению.
______4. С увлечением стремится рассказать другим о своих открытиях
(голос возбужден).
______5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).
______6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
______7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Лидерские характеристики.
______1. Берет на себя ответственность.
______2. Его любят одноклассники.
______3. Лидер в нескольких видах деятельности
4. Задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как обучающиеся пришли к выводу, решению, оценке);
не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)
2. Предоставление возможности совершенствовать способности.
3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:
целью индивидуальной программы обучения одаренного обучающегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;
предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного обучающегося;
инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник).
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
а) понимание особенностей развития одаренного обучающегося;
б) составление программы личностного развития обучающегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
5. Пример творческого задания.
Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Программа работы с одаренным ребенком на 1 неделю.
День недели
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Форма деятельности
Краткое содержание деят-сти
Форма д-сти
Кр сод д-сти
Пн
Сочинить стих из предложенных слов
Сочинить стих из слов, предложенных в упражнении
Инд задание для подготовки к классному часу. Посещение психолога
Подбор материала
Вт
Творческое задание
Написать сказку
Кроссворд
Составить кроссворд
Ср
Интеллектуальный марафон
Решение задач повышенной сложности
Сбор гербария и определение растений. Беседа с родителями
Сбор гербария и определение растений
Чт
Увлекательная викторина
Решение заданий по математике
Участие в конкурсе стихов
Написать стих на тему
Пт
Выставка поделок
Конструирование поделок из природного материала
Участие в конкурсе рисунков «Флора»
Нарисовать рисунок, по теме : Моя планета – живое существо.
Сб
Доклад
Выступление о редких животных
Внеклассное чтение. Посещение психолога
Чтение литературы на свой выбор
Работа учителей-предметников с одаренными детьми.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. Должно осуществляться:
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
-Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
8. Работа психолога с одаренными детьми.
Педагогу- психологу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.
Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь психолога.
Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливается в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Здесь необходима связь психолога с родителями. необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Беседа с родителями одарённого ребенка.
Учитель- Здравствуйте! Я хотела бы поговорить с вами о вашей дочери. Мы провели ряд тестов и исследований и выявили у нее интеллектуальную и творческую одаренность.
Мать: - Я знала, что наша дочка особенная!
Учитель: - Да, она очень талантливый ребенок, и, несомненно, благодаря вам она смогла развить свои способности. Но, я хотела бы отметить, что нельзя останавливаться на достигнутом и необходимо развивать одаренного ребенка. В этом не простом деле нам не обойтись без вашей помощи и советов.
Мать: - Конечно, мы собираемся отдать ее в несколько кружков и нанять репетитора, а так же я сама лично буду заниматься с ней при подготовке домашнего задания. Раз такое дело, я буду усиленно заниматься и развивать своего ребенка.
Отец: - Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все!
Учитель: - Я понимаю ваши опасения и знаю, что вы желаете своему ребенку только добра, но у нее огромный потенциал и это будет невероятно болезненно для нее, если вы не поддержите ее творчество и будете препятствовать ее развитию. Но с другой сторону, необходимо помнить, что одаренный ребенок не перестает быть ребенком, он имеет те же потребности, что и все дети его возраста. Большую опасность здесь представляют такие формы неправильного воспитания, как гипер- и гипопротекпия. Вы должны поддержать своего ребенка, уважать, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
Отец: - Я хочу, чтобы она была счастлива и имела друзей, а не сидела бы одна за книжками!
Учитель: - Мы обязательно будем включать ее в процесс социализации, и ее одаренность будет не недостатком, а преимуществом, которое в дальнейшем поможет ей получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу. У вашего ребенка будет счастливое детство, а для этого мы должны совместно работать и развивать ее способности, тем более что все эти виды деятельности ей нравятся и она получает удовольствие от их выполнения.
Отец: - Раз так, что мы должны делать?
Учитель: - Необходимо, чтобы вы участвовали в жизни вашего ребенка и поддерживали бы его. С моей стороны будет разработана индивидуальные задания для вашей дочери, которые будут учитывать все ее особенности и потребности. Мне бы хотелось на протяжении всего обучения встречаться с вами и прослеживать ее успехи, достижения, а так же решать вопросы, которые будут у вас возникать. Вы согласны с этим?
Мать, Отец: - Да.
Учитель: - Тогда давайте договоримся встретиться на следующей неделе и, исходя из данных психолога и моих личных наблюдений и с учетом ваших советов скорректируем дальнейшую работу с вашим ребенком.
Памятка для родителей одаренных детей.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, будьте терпимы и честны, отвечая на них. Воспринимайте все его вопросы и рассуждения всерьез, иначе он перестанет доверять вам.
Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для него разумные правила поведения, будьте последовательны в своих требованиях, но избегайте силового давления.
Давайте понять ребенку, что вы любите его не за успехи, а просто потому, что он вам близок.
Учите ребенка свободно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, со взрослыми любого возраста. Приучайте его получать информацию не только из литературы, но и в общении с другими людьми.
Поддерживайте его творческие начинания, избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они ни были.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
Не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
Спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
Не забывайте уделять внимание физической активности;
Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах.
Избегайте сравнивать детей друг с другом.
Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки. игры и модели из любых имеющихся материалов.
Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении .
Список литературы.
Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М., Воронеж, 1997.
Матюшкин, А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.
Юркевич, B.C. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.