kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА управления развитием и воспитанием ученического коллектива 5 класса «Планета Дружная 2+ 4 + 7 - Я»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в наше время, когда современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях в обществе, с кризисом в экономики, социальной сфере и общественного сознания. В этих условиях борьбы за собственное существование школа сегодня, как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в котором не только дают образование, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности.

Одних из важнейших периодов становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Именно в начальных классах закладываются азы добра, зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения. Здесь ребенок приобретает первых товарищей. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет его школьный коллектив.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА управления развитием и воспитанием ученического коллектива 5 класса «Планета Дружная 2+ 4 + 7 - Я»»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский







ПРОГРАММА

управления развитием и воспитанием ученического коллектива 5 класса

«Планета Дружная 2+ 4 + 7 - Я»

на 2013-2018 учебный год.














Автор: Милюкова Ольга

Владимировна, учитель математики


г. Советский, 2013 год.











Содержание программы.



  1. Концепция программы………………………………………………….5

  2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива….7

  3. Цель и задачи программы, принципы реализации программы…………………………………………………………….....8

4. Основное содержание программы………………………………………9

5. Механизм реализации программы……………………………………..10

6. Этапы реализации программы…………………………………………13

7. Предполагаемый результат……………………………………………. 14

8. Литература……………………………………………………………….15

Приложение:

  • Устав «Планета Дружная 2 + 4+ 7 - Я».

  • Планирование воспитательной работы класса на 2013-2014 уч. год.

  • Планирование воспитательной работы класса на 2014-2015 уч. год.

  • Планирование воспитательной работы класса на 2015-2016 уч. год.

  • Планирование воспитательной работы класса на 2016-2017 уч. год.

  • Планирование воспитательной работы класса на 2017-2018 уч. год.

  • Состав родительского комитета.

  • Диагностическая карта определения уровня воспитанности Н.П.Капустиной

  • Диагностическая программа изучения развития классного коллектива.

  • Методика незаконченного предложения для выявления степени агрессивности у детей.















Информационная карта программы


Название программы

Программа управления развитием и воспитанием ученического коллектива 5 «Б» (VII) класса «Планета дружбы» на 2013-2018 учебный год.

Авторы программы

  • Милюкова Ольга Владимировна, учитель математики.

Руководитель программы

  • Директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Советский.

Название организации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский.

Адрес, телефон, факс


Цель программы

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика.


Задачи программы

  • Сформировать у учащихся чувство коллективизма;

  • Привить морально-этические нормы поведения;

  • Развивать самоуправление школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении класса;

  • Вовлечь учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • Создать условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса и школы.

Предполагаемый результат программы

  • Самореализация всех участников программы;

  • Вовлечение детей на уровне школы в социально значимую деятельность;

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми и взрослыми;

  • Реализация творческих способностей детей;

  • Знания детей об окружающем их социуме.


Сроки реализации программы

01.09.2013 – 31.06.2018

Место реализации программы

МОУ СОШ №4,

г. Советский, ХМАО, ул. Советская, 10а

Участники программы.

  1. Милюкова Ольга Владимировна –учитель математики.

  2. Учащиеся 5 класса.

  3. Родители учащихся.

  4. Педагог-психолог.

Краткое содержание программы

Программа основывается на реализации сюжетно-ролевой игры «Планета Дружная 2+4+7- Я». Все учащиеся класса и их родители являются экипажем космического корабля, который летит к «Планете Дружная 2+4+7-Я». За успешное выполнение задания, экипаж получает «звездочку», которые ему пригодятся при прилете на «Планету Дружная 2+4+7-Я».

Последствие

Реализация программы «Планета Дружная 2 + 4+ 7- Я» может привести:

К позитивным изменениям:

  • Сплочение классного коллектива.

  • Актуализации и частичному решению проблем связанных со ЗОЖ.

Компенсаторные меры:

  • Подбор эффективных методов и средств для реализации основного содержания программы;

  • Совместное с детьми составление плана реализации программы, ее корректировка относительно интересов детей.





































I. Концепция программы.


«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С. Макаренко


Именно в наше время, когда современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях в обществе, с кризисом в экономики, социальной сфере и общественного сознания. В этих условиях борьбы за собственное существование школа сегодня, как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в котором не только дают образование, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности.

Одних из важнейших периодов становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Именно в начальных классах закладываются азы добра, зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения. Здесь ребенок приобретает первых товарищей. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет его школьный коллектив.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. И задача педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан ребенком в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для его дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше, а приобретение положительных качеств, сделает его успешным в будущем. Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Поэтому разработка данной программы была вызвана:

- не всегда доброжелательным отношением учащихся друг к другу;

- непозволительной интонацией при разговоре с учителями и родителями.

А, как известно, что школьный коллектив с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивает всестороннее развитие личности, подлежащая подготовки учащегося к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.

Деятельность школьника должна развертываться в такой среде, психологический климат, которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив.

Понять ученика и помочь ему осознать и реализовать себя как личность реализовать себя как личность невозможно без опоры на коллектив, вне коллектива и вне коллективной деятельности.

В настоящее время имеется возможность строить свою деятельность, моделировать и проектировать исходя из специфики класса, что находит свое отражение в программе развития.

Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем воспитания в программе осуществляется через различные формы воспитательного воздействия. Их целью является включение ребёнка в общность одного возраста, выработка у него собственного «Я» при уважительном отношении к позиции других.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, идея школы-семьи. Так как нужность другому – это одна из фундаментальных человеческих потребностей. Совместная деятельность, совместное проживание любых ситуаций, сотворчество – основа успешной воспитательной работы с учениками коррекционных классов.

Научным и практическим основанием для программы стали идеи и педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой.

Данная программа по продолжительности является долгосрочной, так как рассчитана на 5 лет, при этом возможно внесение коррективов. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления воспитания детей, нацеленных на решение поставленных задач и средств их реализации.


Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:


1. Международные документы:

- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;

- Декларация прав человека


2. Федеральные документы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- Закон РФ «О государственной поддержки молодежных и общественных объединений»., М., 260595

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).


3. Региональные документы:

- Программа «Дети Югры»

- Проект программы развития воспитания в системе образования ХМАО на 2005-2009 год.


4. Муниципальные документы:

- Комплексная программа развития образования Советского района ХМАО.























II. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

1.Общие сведения о классе

На начало учебного года в 5 классе обучается 13 человек, из которых мальчиков – 9 человек, девочек - 4 человека. Из них пять человек 2001 года рождения, 8 восемь человек– 2002 года. По итогам первой четверти в классе один хорошист и 3 ученика с одной тройкой по предмету. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе, поэтому большинство детей занимается на "тройки".

Часто возникают проблемы с дисциплиной на уроке, а также вспыхивают конфликты между учениками, основной причиной их является низкий уровень воспитанности детей (в лексиконе ребят много грубых слов, часто можно услышать из их уст непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями). Конфликтные ситуации дети реже выясняют в драке, в основном возникают словесные столкновения, часто является нарушителем дисциплины и разжигателем ссоры - Стряпунин Константин и Адин Никита; позволяет себе высказать в адрес одноклассников непозволительные слова – Стряпунин Константин.

Поэтому уровень сплоченности и организованности класса – ниже среднего. У обучающихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья. Уровень воспитанности класса – низкий, очень часто необходимо напоминать детям о правилах поведения в школе и правилах общения со старшими.

 Между большинством обучающихся вне учебной деятельности существуют доброжелательные отношения. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия. Часто происходит смена настроения, дети жалуются на головную боль и усталость после некоторых уроков. Преобладает средний уровень тревожности (согласно исследованиям психолога), а у 4 человек – повышенный, у 2 человек – высокий уровень тревожности. Поэтому, одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.

 Особенностью 5 б(7) класса является то, что три семьи являются многодетными (семья Щербининых, Поляковых, Дюпиных), малообеспеченой семьей является семья Лариных, 1 семья неполная. Собеседование с родителями на собрании показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают проконтролировать выполнение домашнего задания детьми. Материальные и жилищно-бытовые условия в основном у ребят хорошие, неудовлетворительные жилищно –бытвые условия в 2 семьях . Социально - психологические условия в семьях вызывают тревогу в одной семье( семье Стряпуниных)


Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями обучающихся, родителей и педагогов.

Класс обладает низким интеллектуальным потенциалом. Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу.

Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:

  1.  Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений обучающихся. Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для обучающихся в средней школе.

  2. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.

  3. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.

  4. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса


Состояние здоровья в классе – удовлетворительное, но чаще всех болеет Дюпин Денис.



  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

В классе признанный лидер Щербинин Сергей, «социаметрические звезды»- 1 человек (Полякова Полина). Наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников нет, есть неуверенные в себе (Ларина Кристина, Полякова Полина. Федориненко Лев), но стараемся им давать такие поручения, чтобы дети не чувствовали себя оторванными от класса.

В классном коллективе 5 б(7) класса намечаются свои традиции: поздравлять каждого ребенка с днем рождения, посещать музейно-выставочный зал, библиотеку.

На классных часах учащиеся стараются указывать друг другу на свои ошибки и в учебе, и в труде, и в поведении.

3.Характер общения обучающихся в группе.

Классный коллектив за время своего существования показал свою сплоченность, организованно, дружно готовятся к проведению мероприятий. Взаимоотношения между мальчиками и девочками положительные, дружественные.

4.Познавательный потенциал и познавательная активность обучающихся.

Обучающиеся на уроке не всегда внимательны, не все выполняют домашние задания.

В классном коллективе есть ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием – Михеева Кристина. Есть в классе ученики с потенциалом выше среднего, у них хорошая память – Павлов Евгений и др. Есть и ученики, у которых очень плохая память – Полякова Полина, Федориненко Лев - им очень тяжело дается усвоение учебного материала. Испытывают сложности по русскому языку – Смирнов Кирилл, Котов Егор. Есть в классе ученики, у которых развито математическое мышление, они сообразительны, способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы – Стряпунин Константин– они немного ленятся, хотя могли бы заниматься намного лучше. Ученикам, у которых плохая память, замедленный темп мыслительной деятельности нужен индивидуальный подход, учителя стараются оставлять их на дополнительные занятия, на уроках давать индивидуальные задания, а в общем, коллектив работоспособный.

5.Творческий потенциал и творческая активность обучающихся.

Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности – это проявляется при проведении классных и школьных мероприятий, дети стараются проявить свою инициативу, придумать что – то свое.

6.Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.

Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Дисциплина на уроках хорошая, вне уроков и дома дети ведут себя хорошо.

Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг и др. Проводятся в классном коллективе беседы, показываем примеры чуткости и внимательности. Задача классного руководителя проводить совместно вечера для детей и родителей, праздники, посещать кинотеатр, музей, библиотеку. Постараться в новом учебном году продолжить работу по сплочению классного коллектива.




III. Цели, задачи и принципы реализации программы.

Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся чувство коллективизма;

  • Привить морально-этические нормы поведения;

  • Развивать самоуправление школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении класса;

  • Вовлечь учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса и школы.

Принципы реализации программы:


  • Принцип гуманизма.

  • Принцип системности и последовательности.

  • Принцип сотрудничества с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

  • Принцип уважительного отношения к ребёнку и внимания к его внутреннему миру.

















IV. Основное содержание программы.

Программа основывается на реализации сюжетно-ролевой игры «Планета Дружная 2 + 4 + 7 -Я». Все учащиеся класса и их родители являются экипажем космического корабля, который летит к «Планете Дружная 2 + 4 + 7 -Я ». Экипаж придумывает название космического корабля, девиз, речевку. На «космическом корабле» действуют устав (приложение 1), подчиняться которым обязан каждый член экипажа. У каждого члена экипажа есть поручение, которое меняется с перелетом с планеты на планету. За успешное выполнение задания, экипаж получает «звездочку», которые ему пригодятся при прилете на «Планету Дружная 2 + 4 + 7 -Я». Задания соответствуют плану воспитательной работы класса. Для игры – путешествия оформляется красочная карта путешествия (экран соревнования). Путешествие заканчивается на выходе из средней школы.










V. Механизм реализации программы.


Реализация программы осуществляться по трем направлениям:

  1. спортивно - оздоровительном;

  2. творческом;

  3. ценностно–ориентировочном.


Цель спортивно-оздоровительного направления (здоровьесберегающее воспитание)

– Привитие навыков здорового образа жизни.

– Сохранение и укрепление физического и психологического состояния детей

Задачи:

- вовлекать детей в мероприятия, направленные на укрепление здоровья;

- развивать спортивные умения и навыки, прививать интерес к спорту;

- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.

-проводить профилактику асоциального поведения детей


Цель творческого направления(воспитание положительного отношения к труду и творчеству)

– Способствование полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.


Задачи:

-вовлекать детей в деятельность, связанную с реализацией их интересов и потребностей;

- формировать у обучающихся представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- создавать условия для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формировать лидерские качества и развивать организаторские способности, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;


Цель ценностно-ориентировочного (нравственное и гражданско-патриотическое, воспитание семейных ценностей) направления

– Воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств.


Задачи:

-формировать ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине, развивать чувство патриотизма;

- познакомить с моральными качествами личности.

- воспитывать уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

-развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- формировать у обучающих представление о семейных ценностях и традициях


Осуществляться оздоровительное и творческое направление будут через четыре взаимосвязанных блока:

    • «В здоровом теле - здоровый дух». Занятия с элементами тренинга, беседы по здоровому образу жизни. Участие в спортивных соревнованиях, Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры, походы, беседы, классные часы о здоровом образе жизни. Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности. Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни. Консультации медицинского работника, социального педагога, психолога.



  • «Золотой звездопад». Участие в творческих мероприятиях, конкурсах рисунков и.т.д.

  • «Я - гражданин». Посещение музеев, библиотек, центра «Хансэ». Участие в различных конкурсах по данному направлению.

  • «Мама, папа, я – дружная семья». Совместное участие родителей и детей в конкурсах, соревнованиях. Привлечение родителей к классным мероприятиям. Участие в родительских собраниях.



Блок

«Планета Знакомства1»


5 класс

«Планета Понимания»2


6класс

«Планета Взаимовыручки»3

7 класс

«Планета Сотрудничества»4

8 класс

«Планета Дружная2+4+7-Я»5


9 класс

1.

«В здоровом теле – здоровый дух»


1.Беседа-игра « Я и режим дня»

2. Кл. час «Скуку, простуду безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

3.Беседа «Осторожно – грипп!»

1.Кл. час «Чистота – залог здоровья»

2. Час развлечений на прогулке «Зимушка-зима»

3. Кл. час «Устами младенца»

1. Беседа «Правильное питание – здоровью внимание»

2. Спортивный праздник «Зимние забавы»

3. Кл. час «Мы правила все знаем и все их выполняем»

1.Игровая программа «Школа безопасности»

2.Беседа «Гармония общения – это залог психического здоровья»

1. Диспут «Хочу сказать...»

2. Спортивный час «Мое здоровье – мое богатство»

2.

«Я – гражданин»

1. «Праздник вежливых наук»

2. Беседа «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

3.Классный час «К 70-летию Курской битвы»

1. Конкурс – игра «Квадрат Знаний»

2. Беседа «Защитники Отечества»


1. Беседа «Все нужны на земле»

2. Праздник «Великий май!

Великая Победа!»

1.Классный час «Нам этого забыть нельзя» (о трагедии в Беслане)

2.КТД «Месяц приветствий»

3. «Вспомните, ребята, песни о войне»

4. «Как получишь паспорт…»

1. Беседа «Чувства… Что мы о них знаем»

2. Кл. час «Я – гражданин РОССИИ»

3.

«Золотой звездопад»


1. Праздничное шоу «Куклы – дочки, мамы крошки, не всерьез, а понарошку »

2. «Вот и стали мы на год взрослей»

1. «Осенние посиделки»

2. «Мамин день» - поздравление с 8 Марта.

3. «Все девчонки хороши и мальчишки тоже»

1. «Осенний бал».

2. «Рыцарский турнир»

3. «Самая, самая, самая»

1.Конкурсная программа «Вот они какие эти парни»

2.Шоу – программа «Мисс класса»

1. «Осеняя дискотека»

2. «До свидания, девятый класс. До свидания школа!» 3.«Курс молодого бойца»


4.

«Мама, папа, я – дружная семья»

(приложе-ние 6)

1.Знакомство с родителями учеников-пятиклассников.

2. Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено.

3. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

4. Итоги прошедшего года

1. Возрастные особенности младших подростков

2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

4. Итоги прошедшего года – концерт «Посмотрите вы на нас – мы ребята просто класс»

1. Наказание и поощрение в семье.

2. Этот трудный подростковый возраст.

3. Воображение и его роль в жизни ребенка.

4. Итоги прошедшего учебного года

1.Нравственные уроки моей семьи

2. О родительском авторитете

3. Как уберечь подростка от насилия.

4. Итоги прошедшего года

1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

2. О трудностях учения

3. Жизненные цели наших детей

4. Итоги пяти лет обучения.






















VI. Этапы реализации программы.



1. Подготовительный этап . (1.09.2013 - 31.10.2013)

  • Разработка идеи программы «Планета Дружная 2+4+7-Я;

  • коллективное планирование механизма реализации программы.

2. Организационный этап. (1.11. 2013 – 30.11.2013)

  • подготовка к реализации программы (оформление стенда)

  • диагностика воспитанности учащихся;

  • выбор капитана, распределение обязанностей между членами экипажа;

  • создание и оформление имиджа экипажа.


3. Практический этап. (1.12.2013– 30.05.2018)

  • участие в школьных и проведение классных мероприятий, инициаторами и организаторами которых являются взрослые и дети;

  • работа по развитию лидерского и творческого потенциала детей.


4. Заключительный этап. (31.05.2018 – 30.06.2018)

  • диагностика воспитанности учащихся, сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе реализации программы;

  • проведение совещания при зам. директоре по ВР по итогам реализации программы;

  • обобщение и анализ результатов программы.




























YII. Предполагаемый результат.

  • Самореализация всех участников программы;

  • Вовлечение детей на уровне школы в социально значимую деятельность;

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми и взрослыми;

  • Реализация творческих способностей детей;

  • Знания детей об окружающем их социуме

  • Устойчивые результаты обучения

  • Повышение уровня социальной комфортности

  • Формирование негативного отношения к вредным привычкам

  • Активное участие родителей в жизни класса и школы



Мониторинг: Основой мониторинга является:

  • диагностическая карта определения уровня воспитанности Н.П.Капустиной (приложение 7)

  • диагностическая программа изучения развития классного коллектива. (приложение 8)

  • методика незаконченного предложения для выявления степени агрессивности у детей. (приложение 9)

Данные измерения проводятся 1-2 раза в год.
































8. Литература.


    1. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ авт. – сост. Н.М Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

    2. Классные часы. 5 класс/сост. Г.П Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

    3. Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе: №2\2009, №7\2008.

    4. Научно - методический журнал «Классный руководитель»: №7\2007, №5\2008, №4\2008.

    5. Системный подход к организации воспитательной работы школы. Серия «Воспитательные системы». Выпуск 1.- Н. Новгород, изд-во ООО « Педагогические технологии», 2001.

    6. Справочник классного руководителя. 5-9 классы./Под редакцией И.С.Артюховой._М.: ВАКО, 2005г.

    7. Родительские собрания.5-11 классы.Дереклеева Н.И.-М.:ВАКО, 2004.-(Педагогика.Психология.Управление)










Приложение 1.


Приложение 2.

Планирование воспитательной работы класса на 2013-2014 уч. год.


План работы 5 «Б» (VII) класса

на сентябрь 2013 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»







План работы 5 «Б» (VII) класса

на октябрь 2013 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»










План работы 5 «Б» (VII) класса

на ноябрь 2013 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»










План работы 5 «Б» (VII) класса

на декабрь 2013 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»










План работы 5«Б» (VII) класса

на январь 2014 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»











План работы 5 «Б» (VII) класса

на февраль 2014 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»









План работы 5 «Б» (VII) класса

на март 2014 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»










План работы 5 «Б» (VII) класса

на апрель 2014 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»










План работы 5 «Б» (VII) класса

на май 2014 года.


Направление

деятельности

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат



Спортивно-оздоровительное направление

Блок

«В здоровом теле – здоровый дух»










Ценностно – ориентировочное

Направление

Блок

«Я - гражданин»










Творческое направление

Блок

«Золотой звездопад»










Работа с родителями

Блок

«Мама, папа, я - дружная семья»


















Органы самоуправления классного ученического коллектива.








Актив класса


Командир (староста) класса - Щербинин Сергей



Пресс центр Дюпин Денис, Федориненко Лев


Спортивный сектор Стряпунин Константин


Учебный сектор Павлов Евгений



Сектор труда и отдыха - Смирнов Кирилл, Адин Никита, Медведев Игорь,

Котов Егор


Культурно-массовый сектор- Полякова Полина, Ларина Кристина, Смирнова Людмила, Михеева Кристина
























Социальный паспорт класса


п/п

Параметры

Данные

Класс

5 «Б» VII вида

Количество учеников

11


Девочки

Год

2001

2002




Кол-во

1

3




Мальчики

Год

2001

2002




Кол-во


3

4




Английский язык

-

Немецкий язык

-










ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ.

Класс 5 «Б» VII вида классный руководитель Милюкова Ольга Владимировна

(отметьте знаком + те проявления, которые характерны для ребенка).

Ф. И. обучающегося








































1

Повышенная двигательная активность

+



+





+



+

















Часто отвлекается


+


+

+

+



+




















Непоседлив

+



+





+




















2

Заторможен (медлителен)


+



+



+





















Малоподвижен


+






+





















Вял, пассивен





























Трудно заинтересовать





























Быстро утомляется





























3

Часто ссорится с детьми





























Жесток, драчлив




+

























Конфликтен

+



+





+




















Не контролирует свое поведение


+







+




















Обзывается




+


+



+




















Стремится все сделать на зло





























Не признает за собой вины









+




















Агрессивен





























4

Социальный статус: лидер












+

















Отверженный





























Предпочитаемый

+

+


+

+

+

+


+

+

+


















Предпочитает играть один





























Не стремится к общению с другими








+





















5

Преобладает плохое настроение





























Настроение крайне неустойчиво

+



+

























Неадекватно реагирует на замечания




+



+

+


+



















Полное непринятие норм и правил





























Замкнутость, «уход в себя»








+





















РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

1

Работает внимательно, сосредоточен в течение всего урока





+


+

+


+

+

+

















2

Быстро устает на уроке, становится вялым, невнимателен, ложиться на парту и т.д.

+



+





+




















3

Устает к концу недели


+



+
























4

При ответе у доски не контролирует движение тела (позу, положение рук)


+




+























5

Во время пребывания в школе делает лишние, навязчивые движения









+




















6

В меру переживает за оценки и критические замечания учителя.

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

















7

Нуждается в помощи учителя, родителя в подготовке задания

+

+



+

+

+

+

+




















8

На замечания педагога реагирует агрессивно




+





+




















9

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

+

+




+

+

+


+

+

+

















10

Предъявляет жалобы на плохое самочувствие во время уроков









+




















11

Часто пропускает уроки по причине заболеваний.






























ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

1

Дисциплинирован


+



+

+

+

+


+

+

+

















2

Нарушает дисциплину в классе




+





+




















3

Внимателен








+


+

+

+

















4

Умеет организовать свою двигательную активность

+




























5

Рассеян, невнимателен




+



+






















6

Медлителен, не успевает за темпом всего класса






+























7

Имеет пропуски уроков без уважительной причины




















































Приложение 7.

Диагностическая карта определения уровня воспитанности Н.П.Капустиной.

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________



Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.

  • “1” - очень редко, чаще случайно.

  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

  • Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.





























Приложение 8.

Диагностическая программа изучения развития классного коллектива.

Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:

  • I этап – диагностика исследования личности учащихся (5-6 класс);

  • II этап – диагностика развития коллектива (7 – 8 классы);

  • III этап – диагностика сформированности коллектива (9 класс).

Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. В своей практике я использую методики, разработанные в НИИ и подробно описанные в книге “Воспитательный процесс: изучение эффективности” [под редакцией Е.Н.Степанова], методики, изложенные кандидатом педагогических наук Г.Ф.Гаврилычевой в журналах “Начальная школа”, а также составленные мною в процессе педагогической деятельности. Их целью является выявление уровня воспитанности, взаимных симпатий, творческого развития личности, направленности интересов и т.д.

На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

Ф.И.

Желания

для себя

для близких людей

для других людей

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне

С друзьями мне

Дома мне

Диагностическая методика “День рождения”.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Света – книга,

Ира – кукла и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

- материальные (вещи, игрушки и т.п.);

- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);

- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Диагностическая методика “Золотая рыбка”.

Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Методика незаконченных предложений.

Варианты:

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда … .

Больше всего я огорчаюсь, когда … .

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.

Графический тест “Я – позиция”.

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

Тест “Пьедестал”.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Методика “Цветик-семицветик”

(составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф. И.

 

Желание

для себя

для родных и близких

для класса и школы

для всех людей

1. Корниенко И.

4

1, 3, 5

2, 7

6

Игра “Магазин”

(подготовлена О.В.Соловьёвым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа фиксируются в таблице:

№п/п

Ф.И.

“Приобретённые” Положительные качества

“Проданные” отрицательные качества

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

№п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

1.

 

 

 

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

  2. Наш класс дружный.

  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

Оценка за 1ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Диагностические исследования детского коллектива позволяет мне составить более полную картину при характеристике уровня сформированности коллектива в конце четвёртого класса. Материал представляю в таблицах, чтобы наиболее ясно была видна динамика сформированности детского коллектива, роли каждого ученика в классном сообществе.

I. Уровень сформированности навыков в различных видах деятельности

№ п/п

Ф.И.

Умение  планировать работу

Умение выделять главное

Умение делать обобщения, выводы

Осуществлять самоконтроль

Уровень настойчивости в деятельности

Собранность, организованность

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Нравственное состояние коллектива

п/п

Ф.И.

Коллективизм

 

Товарищество

Дисциплинированность

Забота об Одноклассниках

Степень развитости чувства долга

Честность

Порядочность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Культурный кругозор

№ п/п

Ф.И.

Интересы и склонности

Начитанность

Умение видеть и понимать прекрасное

Художественные способности

Реализация способностей в коллективе

IV. Общественная, трудовая, спортивная активность учащихся

№ п/п

Ф.И.

Инициативность

Добровольное включение в трудовую деят.-ть

Участие в трудовых десантах, сан. часах

Дежурство по классу

Состояние здоровья

Отношение к физкультуре и спорту

Участие в спортивных соревнованиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.





Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 5 классов»


Цель: выявить уровень воспитанности ученика в развивающей школе.

Задачи: - определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.


Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.


Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 7 оценок.




Качество личности


3



2


1

1.

Любознательность:

  • мне интересно учиться;

  • я всегда выполняю дом. задания;

  • я стремлюсь получать хорошие отметки;

  • я люблю читать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.





2.

Прилежание (отношение к учебе):

  • я стараюсь в учебе;

  • я внимателен;

  • я самостоятелен;

  • я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

  • я занимаюсь регулярно, без пропусков.





3.

Трудолюбие:

  • без труда не вынешь и рыбку из пруда;

  • бережливость к результатам труда че6ловека;

  • самообслуживание;

  • я делаю все аккуратно и красиво;

  • я выполняю правила работы.





4.

Я и природа (отношение к природе):

  • я берегу землю;

  • я берегу растения;

  • я берегу животных;

  • я берегу природу.




5.

Я и школа:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я выполняю правила внутришкольной жизни;

  • я участвую в делах класса и школы;

  • я добр по отношению к другим людям.





6.

Прекрасное в моей жизни:

  • я аккуратен и опрятен;

  • я соблюдаю культуру поведения;

  • ценю красоту в своих делах;

  • я вижу прекрасное в жизни.





7.

Я (отношение к себе):

  • я самоуправляю собой, своим поведением;

  • соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой;

  • забочусь о здоровье;

  • умею правильно распределять время учебы и отдыха;

  • у меня нет вредных привычек.

























































































Приложение 9.

Методика незаконченного предложения для выявления степени агрессивности у детей.

Методика "Эгоцентрические ассоциации"
Цель : определение уровня эгоцентрической направленности личности подростков.

Стимулъный материал : тест из 40 незаконченных предложений.

Порядок проведения : Инструкция: «Напиши окончания к незаконченным предложениям. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайся работать быстро».

1. В такой ситуации...
2. Легче всего...
3. Несмотря на то, что...
4. Чем дальше...
5. По сравнению с...
6. Каждый...
7. Жаль, что...
8. В результате...
9. Если...
10. Несколько лет тому назад...
11. Самое важное то, что...
12. На самом деле...
13. Только...
14. Настоящая проблема в том, что...
15. Неправда, что...
16. Придет такой день, когда...
17. Самое большое...
18. Никогда...
19. В то, что...
20. Вряд ли возможно, что...
21. Главное в том, что...
22. Иногда...
23. Лет так через двенадцать...
24. В прошлом...
25. Дело в том, что...
26. В настоящее время...
27. Самое лучшее...
28. Принимая во внимание...
29. Если бы не...
30. Всегда...
31. Возможность...
32. В случае...
33. Обычно...
34. Если бы даже...
35. До сих пор...
36. Условие для...
37. Более всего...
38. Насчет...
39. С недавнего...
40. Только с тех пор...

Обработка результатов. Цель обработки и анализа — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма.

Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27—40 баллов — высокий уровень эгоцентризма.



1 Планирование работы классного коллектива на 2013 – 2014 учебный год в приложении 2.


2 Планирование работы классного коллектива на 2014 – 2015 учебный год в приложении 3.


3 Планирование работы классного коллектива на 2015 – 2016 учебный год в приложении 4.

4 Планирование работы классного коллектива на 2016 – 2017 учебный год в приложении 5.

5 Планирование работы классного коллектива на 2017 – 2018 учебный год в приложении 5.

53




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Милюкова Ольга Владимировна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства