Программа разработана и рассчитана на 10 лет, направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у школьников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания »
Программа духовно-нравственного воспитания
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И. Пирогов
Пояснительная записка
Программа разработана и рассчитана на 10 лет, направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у школьников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа «Духовно-нравственное воспитание» разработана в соответствии с:
1.Законом «Об образовании РК».
2. Типовым положением коррекционных школ.
3. Уставом школы.
3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: внеурочную, внеклассную, внешкольную, мероприятия, воспитательные часы, викторины, игры, сюжетно-ролевые игры, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.
4. Цель программы:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
5. Задачи программы
1. Способствовать становлению, развитию, воспитанию в учащемся благородного, духовно – нравственного Человека путем выявления его личностных качеств
2. Помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;
3. Развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, солидарность и сотрудничеств
4. Способствовать выявлению и развитию у учащихся способностей постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах
5. Способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого проникновения общечеловеческими интересам
6. Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, понимания сущности любви как творческой основы для восхождения
6. Методы достижения цели.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
7. Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание.
Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств школьников; повышению нравственной культуры школьников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки школьников.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла
8. Учащиеся должны знать
-правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);
-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);
- трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;
-правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);
-правилах поведения на улице и дома;
- этикете школьника (правилах знакомства со взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома)
9. Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);
-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;
- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;
- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях)
- знакомиться со взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;
-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде
10. Содержание программы.
1 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Доброе слово, что ясный день.
1
2
Когда идешь по улице
1
3
О дружбе
1
4
Доброта что солнце
1
Внеклассные мероприятия
1
Волшебное слово
1
2
Что такое хорошо и что такое плохо?
1
3
Подари родным радость
1
4
От чего зависит мое настроение
1
5
Кем я буду, когда вырасту?
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца « Добрые дела»
Экскурсия «Зимний лес»
2 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Вокруг тебя мир
1
2
Делу время, потехе час
1
3
Цени доверия других
1
4
Режим дня
1
Внеклассные мероприятия
1
Дружба начинается с улыбки
1
2
Без труда не вынешь рыбку из пруда
1
3
Без друзей меня чуть- чуть
1
4
Добро творить – себя веселить
1
5
Как я играю с товарищами
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Уроки добра»
Экскурсия в библиотеку школы
3 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Чего в других не любишь, того и сам не делай
1
2
Слово не воробей
1
3
Вот и стали мы добрей и умней
1
4
Не позволяй душе лениться
1
Внеклассные мероприятия
1
Путешествие в страну вежливости
1
2
Правила поведения в школе
1
3
Азбука вежливости
1
4
Любимые герои сказок
1
5
Добро и зло.
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Протяни руку помощи»
Экскурсия в природу. Дети наблюдают за повадками птиц, их внешним видом.
4 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Честное слово
1
2
Скажи мне кто твой друг
1
3
Душа- наше творение
1
4
Быть любознательным –это хорошо или плохо?
1
Внеклассные мероприятия
1
От улыбки станет всем светлей
1
2
Школа вежливых наук
1
3
Добро и зло
1
4
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть
1
5
Вместе дружная семья.
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Твори добро»
Экскурсия в зимний сад.
5 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Расскажи мне обо мне
1
2
Что значит быть справедливым
1
3
Кем быть и каким быть
1
4
Что такое хороший друг?
1
Внеклассные мероприятия
1
Мир вокруг меня. Какой он?
1
2
Где тепло, там и добро.
1
3
Я – и мир вокруг
1
4
Формула успеха.
1
5
Кому и как помогать?
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Делай людям добро»
Экскурсия по школе (творческая комната)
6 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Вглядись в себя – сравни с другими
1
2
Встречают по одежке, а провожают?...
1
3
У страха глаза велики, как научиться быть честным
1
4
Мир моих интересов
1
Внеклассные мероприятия
1
Волшебный мир книг
1
2
Поступки хорошие, плохие
1
3
Уроки дружбы
1
4
Коллектив и Я
1
5
Добрые и злые дела. Милосердие.
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Доброе слово»
Экскурсия «Наша улица»
7 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Кто я? Какой Я?
1
2
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались
1
3
Быть сильным – это значит …
1
4
Терпенья и труд, все перетрут
1
Внеклассные мероприятия
1
Учимся быть дружными
1
2
Я и мои друзья
1
3
Добро победит зло
1
4
По секрету всему свету
1
5
Справедливые отношения с друзьями
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Твори добро»
Экскурсия в сельскую библиотеку.
8 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
1
2
Что стоит за словом «прости»
1
3
Как уберечь себя от желания совершать плохие поступки
1
4
В чем проявляется жизненный успех
1
Внеклассные мероприятия
1
Правило поведения в общественных местах
1
2
Сто тысяч почему…(законы нравственности)
1
3
Вежливость как часть жизни
1
4
Учимся быть культурными
1
5
Порядочность и честность в классе
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Помоги братьям меньшим»
Экскурсия на почту
9 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Как наше слово отзовется
1
2
Ищи себя пока не встретишь
1
3
Воспитанный человек. Какой он?
1
4
Доброе имя дороже сокровищ мира
1
Внеклассные мероприятия
1
Какой Я?
1
2
Мир в котором я живу
1
3
Доброта
1
4
Азбука нравственности
1
5
Искусство милосердия
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Доброе слово»
Экскурсия в сельскую больницу.
10 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Воспитательные часы
1
Путешествие в мир мудрых мыслей
1
2
Мораль и нравственность
1
3
Доброе слово, что ясный день
1
4
Ежели вы вежливы сказка – ложь, да в ней намек
1
Внеклассные мероприятия
1
Культура воспитания и культура поведения
1
2
Учимся правильно жить и дружить
1
3
Сокровища сердца моего
1
4
Твори добро
1
5
Лестница на вершину. Жизненные планы.
1
Ролевая игра
1
Больница
1
2
Почта
1
3
Библиотека
1
4
Столовая
1
Акция месяца «Спешите делать людям добро»
Экскурсия в музей.
Информационные источники:
1. Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
2. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
3. Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.
4. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.
5. Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
6. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.
7. Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.
8. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.
9.Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2008.Электронная книга.
10.А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
11. «Воспитание личности в коллективе» Я.Г. Плинер, В.А.Бухвалов 2011г.
12. «Азбука нравственного воспитания» Пособие для учителя. \И.А.Каиров,О.С.Богданова. 1979г.