kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа духовно-нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана и рассчитана на 10 лет,  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у школьников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания »

Программа духовно-нравственного воспитания

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

  1. Пояснительная записка

Программа разработана и рассчитана на 10 лет,  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у школьников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

  1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА

Программа «Духовно-нравственное воспитание» разработана в соответствии с:

1.Законом «Об образовании РК».

2. Типовым положением коррекционных школ.

3. Уставом школы.

3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: внеурочную, внеклассную, внешкольную, мероприятия, воспитательные часы, викторины, игры, сюжетно-ролевые игры, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.


4. Цель программы:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.


5. Задачи программы

1. Способствовать становлению, развитию, воспитанию в учащемся благородного, духовно – нравственного Человека путем выявления его личностных качеств

2. Помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;

3. Развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь к  ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, солидарность и  сотрудничеств

4. Способствовать выявлению и развитию у учащихся способностей постижения и        переживания красоты в разных ее проявлениях и формах

5. Способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого        проникновения общечеловеческими интересам

6. Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей,       понимания  сущности любви как творческой основы для восхождения

6. Методы достижения цели.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий по городу, целевых прогулок;

  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала воспитателем;

  • загадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

  • оформить коллекцию семян для занятия;

  • сшить кукол к сказкам;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • провести экскурсии различной направленности;

  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

7. Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание.

  • Субъективное психо - эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.

Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств школьников; повышению нравственной культуры школьников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки школьников.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла

8. Учащиеся должны знать

-правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);

-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);

- трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;

-правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);

-правилах поведения на улице и дома;

- этикете школьника (правилах знакомства со взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома)

9. Учащиеся должны уметь:

- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);

-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;

- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;

- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях)

- знакомиться со взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;

-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде

10. Содержание программы.

1 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Доброе слово, что ясный день.

1



2

Когда идешь по улице

1



3

О дружбе

1



4

Доброта что солнце

1



Внеклассные мероприятия

1

Волшебное слово

1



2

Что такое хорошо и что такое плохо?

1



3

Подари родным радость

1



4

От чего зависит мое настроение

1



5

Кем я буду, когда вырасту?

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца « Добрые дела»

Экскурсия «Зимний лес»

2 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Вокруг тебя мир

1



2

Делу время, потехе час

1



3

Цени доверия других

1



4

Режим дня

1



Внеклассные мероприятия

1

Дружба начинается с улыбки

1



2

Без труда не вынешь рыбку из пруда

1



3

Без друзей меня чуть- чуть

1



4

Добро творить – себя веселить

1



5

Как я играю с товарищами

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Уроки добра»

Экскурсия в библиотеку школы

3 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Чего в других не любишь, того и сам не делай

1



2

Слово не воробей

1



3

Вот и стали мы добрей и умней

1



4

Не позволяй душе лениться

1



Внеклассные мероприятия

1

Путешествие в страну вежливости

1



2

Правила поведения в школе

1



3

Азбука вежливости

1



4

Любимые герои сказок

1



5

Добро и зло.

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Протяни руку помощи»

Экскурсия в природу. Дети наблюдают за повадками птиц, их внешним видом.

4 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Честное слово

1



2

Скажи мне кто твой друг

1



3

Душа- наше творение

1



4

Быть любознательным –это хорошо или плохо?

1



Внеклассные мероприятия

1

От улыбки станет всем светлей

1



2

Школа вежливых наук

1



3

Добро и зло

1



4

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

1



5

Вместе дружная семья.

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Твори добро»

Экскурсия в зимний сад.

5 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Расскажи мне обо мне

1



2

Что значит быть справедливым

1



3

Кем быть и каким быть

1



4

Что такое хороший друг?

1



Внеклассные мероприятия

1

Мир вокруг меня. Какой он?

1



2

Где тепло, там и добро.

1



3

Я – и мир вокруг

1



4

Формула успеха.

1



5

Кому и как помогать?

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Делай людям добро»

Экскурсия по школе (творческая комната)

6 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Вглядись в себя – сравни с другими

1



2

Встречают по одежке, а провожают?...

1



3

У страха глаза велики, как научиться быть честным

1



4

Мир моих интересов

1



Внеклассные мероприятия

1

Волшебный мир книг

1



2

Поступки хорошие, плохие

1



3

Уроки дружбы

1



4

Коллектив и Я

1



5

Добрые и злые дела. Милосердие.

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Доброе слово»

Экскурсия «Наша улица»

7 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Кто я? Какой Я?

1



2

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались

1



3

Быть сильным – это значит …

1



4

Терпенья и труд, все перетрут

1



Внеклассные мероприятия

1

Учимся быть дружными

1



2

Я и мои друзья

1



3

Добро победит зло

1



4

По секрету всему свету

1



5

Справедливые отношения с друзьями

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Твори добро»

Экскурсия в сельскую библиотеку.

8 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

1



2

Что стоит за словом «прости»

1



3

Как уберечь себя от желания совершать плохие поступки

1



4

В чем проявляется жизненный успех

1



Внеклассные мероприятия

1

Правило поведения в общественных местах

1



2

Сто тысяч почему…(законы нравственности)

1



3

Вежливость как часть жизни

1



4

Учимся быть культурными

1



5

Порядочность и честность в классе

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Помоги братьям меньшим»

Экскурсия на почту

9 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Как наше слово отзовется

1



2

Ищи себя пока не встретишь

1



3

Воспитанный человек. Какой он?

1



4

Доброе имя дороже сокровищ мира

1



Внеклассные мероприятия

1

Какой Я?

1



2

Мир в котором я живу

1



3

Доброта

1



4

Азбука нравственности

1



5

Искусство милосердия

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Доброе слово»

Экскурсия в сельскую больницу.

10 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Воспитательные часы

1

Путешествие в мир мудрых мыслей

1



2

Мораль и нравственность

1



3

Доброе слово, что ясный день

1



4

Ежели вы вежливы сказка – ложь, да в ней намек

1



Внеклассные мероприятия

1

Культура воспитания и культура поведения

1



2

Учимся правильно жить и дружить

1



3

Сокровища сердца моего

1



4

Твори добро

1



5

Лестница на вершину. Жизненные планы.

1



Ролевая игра

1

Больница

1



2

Почта

1



3

Библиотека

1



4

Столовая

1



Акция месяца «Спешите делать людям добро»

Экскурсия в музей.



































Информационные источники:

1.     Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.

2.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.

3.     Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.

4.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.

5.     Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.

6.     Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.

7.     Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.

8.     Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.

9.Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2008.Электронная книга.

10.А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.

11. «Воспитание личности в коллективе» Я.Г. Плинер, В.А.Бухвалов 2011г.

12. «Азбука нравственного воспитания» Пособие для учителя. \И.А.Каиров,О.С.Богданова. 1979г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа духовно-нравственного воспитания

Автор: Каирова Ляззат Галымовна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства