Просмотр содержимого документа
«Планирование воспитательной работы в 10 - 11 классах по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»»
Планирование воспитательной работы
в 10 - 11 классах по программе
«Организация гуманистического воспитательного пространства класса»
Классный руководитель
КуликВ.Л.
2017-2018 учебный год
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.
Воспитательная работа в классе будет строиться на основе программы «Организация гуманистического воспитательного пространства класса», цель которой: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2017-2018 уч.год.
2 этап -2018-2019 уч.год.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- КВН;
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Интеллектуально-позновательное». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
«Гражданско патриотическое». Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Будучи преподавателем истории, считаю, что это направление одно из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам войны.
В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания. Военно–патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико–патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Художественно-творческое» - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)
Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)
май
Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»
Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)
Направление «Моя Родина»
(гражданско-патриотическое воспитание)
Месяц
1-й год реализации
2-й год реализации
сентябрь
День Знаний. Классный час: «Урок - Россия».
Каким я вижу будущее моей деревни? (дискуссия)
октябрь
«Пусть не повторится никогда…» (беседа)
ноябрь
«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)
Классный час «Солдат войны не выбирает».
декабрь
Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»
январь
Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»
февраль
Конкурс веселых и находчивых «Суп из топора»
Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»
март
Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»
апрель
Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»
май
«О них мы будем помнить всегда» (беседа)
Направление «Здоровый образ жизни»
(спортивно-оздоровительное воспитание)
Месяц
1-й год реализации
2-й год реализации
сентябрь
«Формула здоровья» (дискуссия)
октябрь
«Причины суицида среди подростков» (беседа)
ноябрь
«Не сломай судьбу свою» (беседа)
декабрь
Классный час: « Роль физической культуры для организма учащихся».
январь
«Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование)
Беседа «Питание и здоровье человека»
февраль
март
«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)
апрель
Классный час «Я и сигарета»
май
Беседа « Всемирный День борьбы с курением».
Направление «Мир прекрасного»
(художественно- эстетическое воспитание)
Месяц
1-й год реализации
2-й год реализации
сентябрь
октябрь
"Слава рукам золотым!"
ноябрь
«Всему начало любовь…» дискуссия
декабрь
Выпуск Новогодней газеты
Выпуск Новогодней газеты
январь
Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»
Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»
февраль
Беседа «Культура одежды»
март
"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс
"Красота и труд - вместе идут" беседа
апрель
Юмор в жизни человека (час общения)
«Что такое духовное богатство человека» дискуссия
май
"Музыка и мы" дискуссия
Направление «Мой выбор»
(воспитание культуры жизненного самоопределения)
Месяц
1-й год реализации
2-й год реализации
сентябрь
Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства».
Классный час «Образование и формирование жизненных планов»
октябрь
Тренинг «Планирование карьеры»
ноябрь
Клас. час «Качество и эффективность учебного труда»
День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?».
декабрь
Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»
январь
Игра по профориентации «В центре занятости населения»
февраль
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? экскурсия в мир профессий
март
Деловая игра «Имидж делового человека»
апрель
Деловая игра «Устройство на работу»
май
Примерные темы родительских собраний
№
Тема
Класс
Время проведения
1
«Помощь семье в правильной профессиональной ориентации»
10
1 четверть
2
«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»
10
2 четверть
3
«Роль самооценки в формировании личности»
10
3 четверть
4
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
10
4 четверть
5
«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»
11
1 четверть
6
«Принуждение: может ли оно быть эффективным»
11
2 четверть
7
«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ»
11
3 четверть
8
«Методы снижения тревожности у выпускников»
11
4 четверть
Участие в общешкольных делах
Сентябрь
Участие в празднике «День знаний».
Октябрь
Осенний бал «Раз – дождинка, два - дождинка»
Участие в школьной спартакиаде по футболу.
Ноябрь
Участие в неделе правовых знаний
Участие в районных спортивных соревнованиях по волейболу.
Декабрь
Участие в месячнике «За здоровый образ жизни»
Подготовка и проведение новогоднего Бал-маскарада.
Январь
Участие в рождественских обрядовых представлений
Участие в выставке-конкурсе работ «Мой край родной»
Февраль
Участие в месячнике оборонно - массовой работы
Конкурсная программа к Дню влюбленных «Большое сердце»
Март
Участие в месячнике оборонно - массовой работы
Участие в районных соревнованиях по волейболу
3. Участие в месячнике ЗОЖ.
Апрель
Участие во всероссийской акции «Весенняя неделя добра»
Участие в школьных соревнованиях по волейболу.
Май
Участие в Неделе Памяти.
Участие в операции «Наш дом - Земля»
Литература
Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.