Данный проект воспитательной системы класса «Локомотив» рассчитан на реализацию в течение пяти лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта.
Являясь звеном воспитательной системы школы, реализуя общую цель учебного заведения, участвуя во всех школьных делах, класс развивается как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность. Две воспитательные системы - класса и школы - успешно взаимодействуют, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, что, несомненно, способствует созданию более благоприятных условий для развития личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ РАБОТЫ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА "ЛОКОМОТИВ". »
Воспитательная программа «Локомотив»
Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ведущей здоровый образ жизни личности, способной к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
1.Построить воспитательную систему, нацеленную на духовно-нравственное воспитание личности, гражданско-патриотическое сознание, уважение к правам человека, несущую ответственность перед собой и обществом за результат своей деятельности в социальной, культурной и природной среде.
2.Совершенствовать оздоровительную работу с учащимися, прививать навыки здорового образа жизни через активные занятия физкультурой и спортом.
3.Создать условия для участия семей в воспитательном процессе, привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы.
4.Развивать познавательный интерес, творческие способности, способствующие дальнейшему развитию и самореализации личности.
5.Совершенствовать систему ученического самоуправления, активизировать работу органов классного ученического самоуправления через взаимодействие обучающихся и классного руководителя.
5.Воспитать ценностное отношение к природе и окружающей среде.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Можно выделить три основных этапа функционирования воспитательной системы класса.
I этап - проектный (5-6 класс). В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку модели воспитательной системы, изучить интересы, потребности и другие личностные качества членов классного коллектива, определить концептуальные положения и диагностические средства мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием классного коллектива, проектирование желаемого образа класса, установление атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между всеми членами образовательного процесса;
II этап - практический (7-8 класс). Реализация модельных представлений о воспитательной системе, использование в образовательном процессе личностно - ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.
III этап - обобщающий (9 класс). Обобщение опыта работы классного руководителя, родителей и учащихся по моделированию и построению воспитательной системы. Формирование сплоченного коллектива учащихся, способных к адаптации в различных социальных группах. Перспективы и пути дальнейшего развития обучающихся. Происходит рост самоуправления в каждой личности школьника и коллектива в целом; развитие познавательного интереса учащихся, формирование нравственной позиции, чувства гордости и любви к Родине. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Реализация поставленной цели и воспитательных задач осуществляется через создание игровой ситуации. «Локомотив» подразумевают, что дети, преодолевая все препятствия, постигают нравственные ценности и взрослеют не только физически, но и духовно.
Здоровье, радость, красота
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
Задачи
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Способствовать преодолению вредных привычек у учащихся с помощью занятий спортом и физической культурой.
- Формировать у учащихся сознательный выбор здорового образа жизни
Мероприятия
1. «На природу за здоровьем» - походы в лес.
2. «Здоровье не купишь – его разум дарит» - цикл бесед о вреде курения, наркотиков, алкоголя с приглашением специалистов.
3. «Ты и твое здоровье» - тематические классные часы по вопросам сохранения здоровья.
4. «Сильные, смелые, ловкие» - участие в спортивных соревнованиях.
Цикл классных часов «Правда об алкоголизме», «Вредные привычки: как их не приобрести?», «Спорт в моей жизни», «Как сберечь здоровье?»
Дискуссия «Как не переступить черту?»
День борьбы со СПИДом
Праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
Цикл классных часов «Здоровая семья – будущее России», «Здоровье физическое и духовное», «Здоровье- это здорово!», «За шаг до наркотиков»
Круглый стол «разговор начистоту»
Тренинг со школьным психологом «Как противостоять стрессу?»,
СМИ о здоровье
Сотрудничество
с родителями
Родительские собрания «Анализ состояния здоровья пятиклассников», «Поощрения и наказания в воспитании ребенка»
Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
Родительский лекторий «Здоровая семья – будущее страны», «Вредные привычки: как с ними бороться», «Взрослые проблемы наших детей»
Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
Вечер вопросов и ответов «Подростковая депрессия: как с ней бороться»
круглый стол с психологом « Как пережить экзамены»
индивидуальные консультации с детским врачом
Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
Ожидаемый
результат
Сформированная устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены; снижение утомляемости обучающихся; повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту
Сформированность понятия «культура здоровья»; положительное отношение у обучающихся к спорту, негативное отношение к вредным привычкам
Сознательное отношение к собственному здоровью;
умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свое здоровье
Привал II. «Я и Мой Интеллект».
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
Задачи
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
-формировать положительное отношение к жизненным ценностям;
-создать условия для формирования объективной самооценки школьников
-стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию;
-развивать осознанное стремление к успеху
Мероприятия
1. «Умеешь ли ты учиться?» - диагностика мотивации к обучению совместно с психологической службой школы.
2. «Трудитесь с полной самоотдачей» - только так развиваются способности» - цикл бесед по формированию культуры умственного труда.
3. «Подведем итоги» - классные часы по итогам успеваемости.
4. «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и другие интеллектуальные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления.
5. Предметные недели – участие класса в общешкольных мероприятиях.
6. Организация и контроль посещения спецкурсов, факультативов, предметных кружков учащимися класса.
3. «Ваше отношение к нравственным ноткам поведения» - практикум с приглашением психолога.
4 «Трудовой десант» - уборка класса, территории школы.
6. Организация самоуправления в классе.
1.Цикл классных часов «От красоты познания к творчеству», «Культура развлечений», «Чистота речи и жаргон», «Чтобы учение не превращалось в мучение»
2.КТД «Наполним музыкой сердца»
3.Праздник «Новогодний серпантин»
4.Акция «Помоги ребёнку»
5.Игра-путешествие «Неизвестное об известном».
1.Цикл классных часов «Культура быта высокая и низкая», «Основные формулы речевого этикета», «Изобразительное искусство - способ осмысления мира», «Экологическая культура»
2.Диспут «Культурным - быть модно»
3.КВН
Сотрудничество
с родителями
1.Круглый стол «Духовная культура в сфере нравственной активности школьников»
2.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
3.Родительские собрания «Духовный мир подростка»
1.Выставка декоративно-прикладного искусства
2.Семейная гостиная
3.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
4.Родительские собрания «Нравственное развитие личности в современном мире»
1.Индивидуальные консультации «Изучение личностного роста школьников»
3.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
4.Родительские собрания «Как научить сына или дочь говорить «нет».
Ожидаемый
результат
Осознание ценности культурного поведения в повседневной жизни, сформированность умения видеть прекрасное; эстетическое восприятие окружающего
Расширение знаний обучающихся об эстетике окружающей среды;
приобщение к достижениям и традициям мировой и национальной культуры
Воспитание любви и гордости к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры; формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков
Привал V. «Я и Мой Досуг»
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
Задачи
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
-формировать лидерские качества;
-способствовать развитию творческой активности подростков;
-вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность;
-развивать самостоятельное мышление обучающихся
-развивать лидерские качества личности;
-создать пространство для творческой самореализации, интересов школьников через кружки и творческие объединения школы и района
Мероприятия
1. Организация классных праздников и участие в общешкольных мероприятиях.
2 «Умею ли я отдыхать» - анкетирование, диагностика полезной занятости ребенка.
3.Праздник «Мисс осень»
4.Клуб веселых эрудитов
1.Цикл классных часов «Мои успехи», «Учимся планировать свои дела», «Твой компас успеха»
2.КТД «Твори, выдумывай, пробуй»
4.КВН
5.Интеллектуальное шоу
1.Интеллектуально-познавательная игра «Это мы не проходили»
2.Классный час «Время, события, люди», «Моя мечта и будущая карьера»
3 Цикл практических занятий «В мире профессий», «Анализ рынка труда», «Ошибки при выборе профессии», «Построение личного профессионального плана»
5.Тренинги « Кто такой лидер?». « Лидер среди людей», «Какой ты лидер?»
6.Олимпиады по предметам
7.Праздник последнего звонка
Сотрудничество
с родителями
1.Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
2.Педагогический лекторий «Твое свободное время»
3.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
1.КТД «Фейерверк талантов»
2.Индивидуальная консультация «Творческие способности школьников. Результаты диагностики»
3.Выставка декоративно-прикладного творчества
1.КВН «Знай наших»
2.Педагогический лекторий «Одаренный ребенок в семье»
3.Консультация для родителей по профессиональному самоопределения ребенка»
Ожидаемый
результат
Создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальности ученика рамках классного коллектива;
позитивное самовыражение и совершенствование творческих способностей обучающихся
Развитие познавательной и творческой активности школьников; самостоятельная организация коллективной познавательно - творческой деятельности
Повышение социальной активности учащихся; функционирование системы самоуправления в классном коллективе
Привал VI. «Я и Моя Семья»
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
Задачи
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
-формировать положительное отношение к ценностям семейного воспитания
-формировать у подростков осознанное отношение к будущему родительству, к созданию счастливой семьи
Мероприятия
1. «Что зависит от моих обязанностей в семье?»- анкетирование детей.
2. Совместные праздники, походы, поездки с родителями.
1.Классный час «Семейные традиции»
2.Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет»
1.Творческий конкурс «Моя семья в истории страны»
Сотрудничество
с родителями
1. «Какие мы родители?» - анкетирование родителей.
2. «Здоровье ребенка – залог будущего успеха», «Бить или не бить?»- тематические родительские собрания.
3. Индивидуальная работа с родителями: посещение на дому, знакомство с условиями проживания ребенка.
4. Работа с родительским комитетом класса.
1.Родительские собрания
2.Психолого-педагогические консультации
3.Совместная деятельность с учащимися
4.Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
1.Родительские собрания
2.Психолого-педагогические консультации
3.Совместная деятельность с учащимися
4.Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
молодой семьи
Ожидаемый
результат
Развитие у обучающихся интереса к истории своей семьи, уважительного отношения к старшему поколению
Наличие положительных ценностных ориентаций у детей, выражаемое в идеалах своих родных;
осознание ценности и значимости семейных отношений
Четкое представление у обучающихся приоритетов семейного воспитания, формирование
осознанного желания подростка в будущем быть счастливым в семье
Привал VII. «Я и Моя Страна»
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
Задачи
-воспитывать гражданские чувства через изучение истории своего народа, его традиций, обычаев и культуры.
-воспитывать чувство долга и ответственности. - формировать у учащихся соответствующие знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, осознанный выбор поведения
-формировать и развивать личность школьника, обладающую качествами гражданина-патриота, способную успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.
Мероприятия
1.Дни правовых знаний «Устав школы», «Конвенция о правах ребенка»
2.Цикл классных часов «Я - гражданин», « Край, откуда я родом», «Государственные символы России»
3.Конкурс рисунков «Моя малая Родина», «Мир глазами детей»
4.Конкурс творческих работ «Судьба семьи в истории страны»
5.Викторина, посвященная Дню Победы
8.Конкурс плакатов «Когда мы едины - мы непобедимы»
1.Дни правовых знаний «Основной закон моей страны», «Символы Родины»
2.Цикл классных часов « Я - патриот», « Гражданин и гражданство», «Мои права и обязанности»
3.Школьный референдум «Вместе в будущее»
4.Конкурс творческих работ «Семейная реликвия»
5.Конкурс плакатов «Мы выбираем»
6.Социальный проект «Я- гражданин России»
1.Круглый стол «Гражданин – почетная обязанность»
2.Цикл классных часов « Никто не забыт, ничто не забыто», «Есть такая профессия - Родину защищать», «День народного единства»
3.Встреча с ветеранами ВОВ, воинами –интернационалистами «Герои живут рядом»
6.Акция «Спешите делать добро» (ко дню пожилого человека)
7.Вахта Памяти
8.Социальный проект «Я- гражданин России
9.Круглый стол «Гражданином быть обязан»
Сотрудничество
с родителями
1.Совместный классный час с родителями и детьми «Колесо истории»
2.КТД «Семейная кашка»
3.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
1.Классный час «Традиции моей семьи»
2.Акция «Герои живут рядом»
3.Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России»
4.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
1.Конференция «Служу России»
2.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
Ожидаемый
результат
Осознание своих прав и обязанностей; формирование чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое;
Осознание сопричастности истории конкретной семьи с историей России
Формирование чувства личной ответственности за свои поступки, патриотизма, правовой культуры; осознание понятий «право», «ответственность», «долг»
Воспитание и поддержание у учащихся чувства гражданского долга, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей
Управление и мониторинг
Самоуправление
Создание и развитие самоуправления на всех уровнях является одним из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе. Одна из задач этого направления - организация ученического самоуправления в школах, целью которого является воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. Цель ученического самоуправления - формирование у обучающихся таких социально - личностных качеств, как коммуникабельность, готовность к управленческой работе, толерантность, креативность.
Самоуправление в классе выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется благодаря самоанализу, самооценки и самокритики, сделанным учащимися по отношению к деятельности коллектива. Как правило, самоуправление в классе проходит через следующие этапы:
Планирование деятельности коллектива;
Организация деятельности;
Анализ работы;
Подведение итогов и принятие решений, внесение корректив.
Задачи:
Стимулировать самостоятельную деятельность и инициативу обучающихся
Формирование классного актива, анализ результативности работы актива
Поддержать инициативу в планировании и самостоятельном проведении мероприятий
Включенность в деятельность школьных органов самоуправления
Воспитание ответственности за порученное дело
Тип воспитательной системы и вид совместной деятельности оказывают непосредственное влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе. Взаимодействие классного руководителя и обучающихся предполагает творческое содружество единомышленников, реализующее принцип трех «П» - Понимание, Принятие, Поддержка.
Основные принципы функционирования
органов самоуправления в классе.
Принцип открытости и доступности – органы детского самоуправления открыты и доступны для всех обучающихся класса. Принимать участие в деятельности органов самоуправления могут все обучающиеся, информация о деятельности органов самоуправления открыта и доступна всем.
Принцип добровольности и творчества – классному коллективу предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения коллективных целей.
Принцип равенства и сотрудничества, коллегиальности принятия решений – в классном коллективе все организационные структуры занимают равное положение и строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равного партнерства.
Принцип непрерывности и перспективности – органы самоуправления действуют в учебное и каникулярное время на основе перспективного планирования деятельности.
Через формы детского самоуправления ребята учатся планировать и организовывать дела, участвовать в них, подводить итоги. Перед подростками открывается возможность пробовать себя в различных ролях, накапливая опыт общения, преодолевая трудности, учиться ответственности.
Структура самоуправления
Временные творческие группы
дд
Направление
«Порядок»
Направление
«Информ»
Направление
«Спорт»
Направление
«КТД»
Направление
«Учеба»
Руководители направлений
Староста
Общее собрание лагеря
Модель ученического самоуправления:
Собрание лагеря - высший орган классного самоуправления. Проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.
Староста - участвует в планировании воспитательной работы класса-лагеря; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения других путешественников; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех жителей лагеря; поощряет за активную деятельность.
Направления осуществляют планирование работы по своему маршруту, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы.
"Учеба" - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
"Информ" - организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников.
"КТД" - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев.
"Спорт" - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
"Порядок" - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Временные творческие группысоздаются на период подготовки и проведения дела:
разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела;
разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий
Социальное партнерство с семьей основано по принципу триединства, во главе которого УЧЕНИК.
Родители и педагоги находятся у основания, они закладывают лишь фундамент, а в последующем происходит личностный рост ученика.
ученик
родительучитель
Родители образуют свои органы самоуправления, которые непосредственно связаны с детскими. В культурно - массовых и спортивных мероприятиях классный руководитель и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.
Цель: возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества классного руководителя, педагогов, учащихся и родителей.
Задачи:
Активизация взаимодействия семьи и школы с целью формирования у учащихся позитивного отношения к созданию семьи, будущему родительству и подготовки их к будущей семейной жизни;
Вовлечение взрослых и детей в совместную деятельность с целью профилактики асоциального поведения подростков;
Привлечение родителей к работе по выбору профессии учащихся;
Изучение семейной обстановки учащегося, его взаимоотношений с родителями;
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Родительский комитет избирается один раз в год на организационном родительском собрании в сентябре.
Высшим органом родительского самоуправления является классное родительское собрание, на котором:
решаются вопросы участия родителей в жизни класса;
определяются направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителем, классным руководителем, активом класса;
выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;
высказываются предположения родителей по усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;
выслушиваются отчеты педагогов об успеваемости детей, даются рекомендации, советы психолога;
решаются текущие вопросы школьной жизни;
проводятся тематические беседы, круглые столы, лектории, тренинги, обмен опытом между родителями.
Сотрудничество классного руководителя и родителей включает в себя следующие направления и формы:
Основные направления
Формы работы
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Родительские лектории, индивидуальные и тематические консультации, тренинги, конференции, родительские собрания.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Дни творчества, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий, шефская помощь.
Участие в управлении учебно – образовательным процессом
Участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы
Ожидаемые результаты
- создание условий для развития неформального образовательного процесса через сотрудничество учителей, обучающихся и их родителей;
- положительная динамика воспитанности личности обучающихся, устойчивое проявление нравственно-ценностной позиции в деятельности;
- расширение и углубление знаний и умений обучающихся;
- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности;
- повышение социальной активности учащихся (на уровне школы, микрорайона, города, области);
- сформированность у обучающихся потребности в самореализации;
- сформированность у детей практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды;
- повышение педагогического и культурного уровня родителей
Образ выпускника
В результате реализации воспитательной системы к концу 9 класса мы видим выпускника следующим образом:
лидер
патриот своей страны
воспитанный, культурный,
высоконравственный человек,
уважающий ценности семьи
с активной жизненной позицией
способен к саморазвитию и самоактуализации
здоровый человек без вредных привычек
Воспитательная система класса «Локомотив» рассчитана на поэтапное достижение обозначенных результатов. Обучающиеся проходят путь становления нравственной личности, постигают ценности семьи и общества, без принятия которых невозможно стать достойным членом общества и патриотом своей страны.
Об эффективности воспитательной системы «Локомотив» свидетельствуют следующие показатели:
Повысился уровень нравственной воспитанности и коммуникативной культуры обучающихся.
В классном коллективе существует доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка.
Работа родительского коллектива помогает поддержанию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
В классе сложились традиции, в поддержании которых принимают активное участие учащиеся, родители, учителя.
Активное включение учащихся во внеурочные формы развития (кружки, конкурсы, соревнования и.т.д.)
Родители имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью коллектива обучающихся.
Активное участие родителей в органах самоуправления класса и школы.
Ожидаемый результат
В каждом проводимом деле классный руководитель пытается обеспечить возможность для проявления всеми учащимися своих возможностей, способностей и творческого потенциала, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Для этого необходимо хорошо знать и понимать учащихся, учитывать их возрастные и психофизические возможности. Учитель должен применять не только наблюдения, но и методы психолого-педагогической диагностики.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России являются ключевыми факторами развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Данный проект воспитательной системы класса «Локомотив» рассчитан на реализацию в течение пяти лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта.
Являясь звеном воспитательной системы школы, реализуя общую цель учебного заведения, участвуя во всех школьных делах, класс развивается как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность. Две воспитательные системы - класса и школы - успешно взаимодействуют, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, что, несомненно, способствует созданию более благоприятных условий для развития личности ребенка.