Просмотр содержимого документа
«методическая разработка проекта "Семья и школа: от диалога к партнерству"»
Проект "Семья и школа: от диалога к партнерству"
Совместными проектами с родителями являются проведение массовых праздников и каникул, походы и экскурсии, поездки в театры, подготовка образовательного учреждения и классных комнат к новому учебному году.
Цель проекта: создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.
Задачи проекта:
Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительские комитеты школы и класса, ежегодное проведение общешкольных родительских конференций.
Организовать методическую работу по освоению педагогами школы:
методов изучения семьи;
диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.
Срок реализации проекта: один учебный год.
Участники проекта: учащиеся школы, родители и педагоги.
Этапы и условия реализации проекта
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап - организационно-подготовительный.
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.
Второй этап, основной - практический.
Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап, заключительный - рефлексия.
Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
тематические родительские собрания;
праздники семьи и класса, семейные гостиные;
спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Вместе с папой", "Один день моей мамы";
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
тематические беседы;
лектории для родителей;
родительская конференция.
Условия реализации проекта:
Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.
Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиотекаря, воспитателей ГПД.
Основные направления реализации проекта :
1. Диагностика семьи:
изучение образа жизни семей;
выявление особенностей семейного воспитания;
составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
выявление положения детей в системе семейных отношений.
2. Работа с социально неблагополучными семьями:
составление социального паспорта класса;
составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.
3. Взаимодействие семьи и школы:
создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
работа родительского лектория;
проведение дня открытых дверей в ОУ.
4. Организация полезного досуга
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
пропаганда здорового образа жизни;
включение семей в воспитательный процесс.
Организация совместной деятельности
Формы деятельности
Мероприятия
Познавательная
Общественные смотры знаний, дни науки, предметные декады, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных газет
Трудовая
Оформление и озеленение кабинета, трудовой десант, благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ
Дни здоровья, спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", походы
5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через:
родительские собрания;
индивидуальные беседы;
педагогические лектории;
дни открытых дверей;
оказание психологической помощи;
предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
6. "Школа будущего первоклассника".
Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе. Пути осуществления данной работы:
психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;
консультации для родителей по итогам диагностики;
индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, школьным библиотекарем, логопедом, врачами-педиатрами, неврологом;
анкетирование родителей;
вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";
проведение воспитательных мероприятий для родителей будущих первоклассников (день открытых дверей для будущих первоклассников).
7. Работа с педагогическими кадрами.
Проведение МО классных руководителей, семинаров "Содержание и формы работы с родителями", "Взаимодействие семьи, школы, общественных и государственных организаций" и др.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
"Семья и школа: от диалога к партнерству"
Критерии
Количественные
Качественные
Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью
Степень доверия родителей школе
Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы
Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей
Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др.
Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот
Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями
Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей
Наличие организационной структуры в работе с родителями
Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах
Конкретные дела родителей, помощь школе и классу
Предполагаемые результаты
Участие родителей в управлении ОУ (Совет ОУ, родительские комитеты).
Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы).
Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы).
Формирование положительного отношения к школе.
Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
Школа
Семья
Информирует семью о планах работы
Оценивает влияние данной работы на детей
Раскрывает сложные проблемы
Определяет меру содействия их решению
Приглашает принять участие в чем-либо
Откликается на приглашение, участвует
Сообщает о необходимости помощи
Предлагает помощь, выдвигает предложения
Организует общее дело
Участвует в общих делах
Анкетирование родителей
В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.
Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.
Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Уважаемые родители!
Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.
1. Нравится ли вам наша школа?
Да
Не совсем
Нет
2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?
Да
Не совсем
Нет
3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
Доброжелательные
Равнодушные
Неприязненные
Конфликтные
4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
Да
Не совсем
Нет
5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? __________________________________
6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?
Регулярно
Иногда
Нет
Если не посещаете, то почему?__________________________________-_
7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
Да
Не совсем
Нет
8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________
9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ___________________________________
10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? __________________________________
11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? __________________________________
12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? __________________________________
Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.
Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этих анкет позволит соотнести цели школы и цели родителей в воспитании детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.
Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"
1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (Отметьте 1-3 качества.)
Самостоятельность
Коммуникабельность
Трудолюбие
Целеустремленность
Уважение
Дисциплинированность
Милосердие
Объективность Другое_
Интеллектуальное совершенствование
Доброта
Честность
Ответственность
Доверие
Гуманность
Любознательность
2. К чему должна подготовить школа вашего ребенка? (Отметьте 3 пункта в порядке их значимости для вас.)
К продолжению образования.
К трудовой жизни.
К самостоятельной деловой жизни.
К семейной жизни.
К профессиональной карьере.
К общественно-политической деятельности.
К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности.
К бережному отношению к своему здоровью.
К сотрудничеству с другими людьми.
3. Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (Отметьте 1-3 правила.)
Быть самостоятельным
Уметь брать ответственность на себя
Надеяться только на себя
Образование можно купить
За все надо платить
Были бы связи, остальное купишь
Честность - вершина добродетели
Быть всегда порядочным
Быть справедливым
Быть уверенным в себе
Быть внимательным к людям
Трудности впереди
Выход всегда есть
Ничего не дается даром
4. В какой степени школа решает следующие проблемы:
Обеспечивает высокое качество знаний.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Предлагает различные программы дополнительного образования.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Четко организует жизнь детей в школе.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Бережно относится к ребенку.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Учитывает запросы и интересы детей.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
Участвует в общественной жизни города.
Хорошо решает
Решает частично
Не решает.
5. Как складываются ваши отношения:
с педагогическим коллективом:
Доброжелательно
Нейтрально
Напряженно
с классным руководителем:
Доброжелательно
Нейтрально
Напряженно
с учителями-предметниками:
Доброжелательно
Нейтрально
Напряженно
с администрацией школы:
Доброжелательно
Нейтрально
Напряженно
6. Кем вы ощущаете себя в школе? (Выберите 1 вариант или допишите свой.)
Партнером.
Зависимым человеком.
Влиятельным человеком.
Другое _____________________.
7. Если вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме.
В организации отдельных культурных и спортивных мероприятий.
В работе Управляющего совета.
В руководстве кружком или секцией.
В посильном финансировании некоторых мероприятий.
В обеспечении учебными пособиями, книгами.
В работе родительского комитета класса.
В хозяйственных вопросах.
Другое________________________
8. Готовы ли вы участвовать в создании образовательной программы школы?
Да.
Нет.
9. Что вы вкладываете в понятие "хорошая школа"?_______________________________
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
Уважаемые родители!
На вопросы анкеты следует отвечать Да или Нет.
Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебных предметов в школе? Назовите учебные предметы, качество преподавания которых вас не удовлетворяет. _ Чувствуете ли вы, что ваш ребенок любит школу? Чувствуете ли вы, что ваш ребенок не любит школу? Устраивают ли вас учителя, работающие с вашим ребенком? Устраивает ли вас директор школы? Удовлетворены ли вы работой школьного совета? Чувствуете ли вы себя желанным гостем в школе? Удовлетворены ли вы качеством информации об учебных успехах и поведении вашего ребенка? Дружелюбен ли обслуживающий персонал в школе? Имеете ли вы право голоса в школе? Довольны ли вы программой внеурочной деятельности, предложенной школой? Удовлетворены ли вы количеством и качеством предметов по выбору, предложенных вашему ребенку? Устраивает ли вас то, как в школе следят за посещаемостью? Удовлетворены ли вы количеством учащихся в классе? Удовлетворены ли вы чистотой в школе? Удовлетворены ли вы работой классного руководителя? Устраивает ли вас работа библиотеки? Устраивает ли вас работа школьной столовой?
Приведенные ниже анкеты относятся к теме "Общественная оценка и поддержка школы родителями".
Анкета 1
Уважаемые родители!
Оцените, пожалуйста, в какой степени школа воспитывает в вашем ребенке перечисленные ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
Ответственность (умение держать слово).
Воля (умение не отступать перед трудностями).
Хорошие манеры поведения.
Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
Образованность.
Ум (способность здраво и логично мыслить).
Высокие жизненные запросы.
Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
Честность в отношениях с людьми.
Доброта в отношениях с людьми.
Чуткость в отношениях с людьми.
Справедливость в отношениях с людьми.
Терпимость к взглядам и мнениям других.
Анкета 2
Уважаемые родители!
Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашему мнению. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно верно; 3 - скорее верно; 2 - едва ли это верно; 1 - совершенно неверно.
Школа помогает ребенку:
Поверить в свои силы.
Учиться решать жизненные проблемы.
Учиться преодолевать жизненные трудности.
Учиться правильно общаться со сверстниками.
Учиться правильно общаться со взрослыми.
Анкета 3
Уважаемые родители!
Прочитайте утверждения и оцените степень согласия с ними. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
В среде одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
Мы испытываем взаимопонимание в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
В школе работают различные кружки и секции, где может заниматься наш ребенок.
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
Анкета 4
Уважаемые родители!
Выберите ответы, которые соответствуют вашему мнению.
Если бы вы были педагогом, завучем или директором школы, что бы вы сделали для того, чтобы дети росли воспитанными и образованными:
Повысил бы требования к учению и поведению учащихся.
Ввел бы курс этики и эстетики поведения.
Организовал бы в школе психологическую службу по оказанию помощи учителям.
Принял бы меры строгого взыскания к родителям, не занимающимся воспитанием детей.
Поощрял бы хорошо воспитанных детей.
Оборудовал бы рекреацию для отдыха детей.
Ввел бы урок продолжительностью 45 мин, а не 40, как сейчас.
Вместо подготовки ребенка дома к 5-6 предметам на следующий день ввел бы сдвоенные уроки, уменьшив тем самым количество предметов до трех в день.
Анкета 5
Уважаемые родители!
Завершился учебный год. Давайте вместе с вами подведем его итоги.
Каким он был, успешным или не очень? __________________________
Если успешным, то в чем вы видите его успешность для вас и вашего ребенка? __________________________
Если не очень успешным, то в чем видятся причины неуспешности для вас и вашего ребенка? __________________________
Сплотила ли вас совместная работа по изучению родословной вашей семьи? __________________________
Что изменилось в лучшую сторону в жизни вашей семьи? __________________________
Какие советы и пожелания вы можете дать классному руководителю для успешной работы на следующий учебный год? __________________________
Благодарим за сотрудничество!
Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выявления их психолого-педагогической компетентности.
Анкета для родителей "Вы и ваши дети"
1. Всегда ли в вашей семье соблюдается единство требований к детям со стороны всех ее членов?
Всегда.
Иногда не соблюдается.
Чаще не соблюдается, чем соблюдается.
Не соблюдается.
2. Умеете ли вы соблюдать меру любви и строгости в отношении к ребенку?
Да.
Нет.
Не всегда.
3. К каким методам воспитания вы чаще всего прибегаете?
Пытаетесь убедить ребенка в чем-то.
Воздействуете личным примером.
Даете поручение и требуете его исполнения.
Вовлекаете в общий труд.
Учите, как поступить в том или ином случае.
Поощряете.
Наказываете.
4. Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?
Дети вас не понимают.
Дети не принимают ваших требований.
У вас не хватает времени на общение.
Вы не знаете, как поступить в том или ином случае.
Вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.
5. Какое общественное поручение выполняет ваш ребенок в школе? _______________
6. Какую работу вы выполняете в школе?
Участвуете в работе родительского комитета.
Руководите кружками или секциями.
Помогаете в организации внеклассных мероприятий.
Помогаете в работе с трудными детьми.
Выполняете полезную для школы работу дома.
Не выполняете никакую работу.
7. Какова роль отца в воспитании детей вашей семьи?
Отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом.
Является примером для детей и объектом их любви и заботы.
Практически не принимает участия в воспитании детей, занят своими делами.
Нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами.
Груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них.
Считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа.
Прививает любовь и уважение к родному дому, городу, к физическому труду.
8. Какова роль матери в воспитании детей в вашей семье?
Все заботы о детях и все вопросы семейного воспитания мать взяла на себя.
Является примером для детей и объектом их особой любви и заботы.
Старается повысить авторитет отца в глазах детей и опирается на его мнение в решении вопросов воспитания.
Считает, что главная ее забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должен заниматься отец и школа.
В свободное от работы и домашних забот время учит детей полезным делам.
Не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми.
Переложила определенную часть забот о детях на бабушку и дедушку.
Практически не принимает участия в воспитании детей, занята своими делами.
Излишне строга с детьми, подавляет их отдельными поступками, отрицательно влияет на них.
Прививает любовь и уважение к родному дому, городу.
Анкета "Быть хорошим отцом - подлинный талант"
Уважаемые папы!
Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты.
1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?_________________________
2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?__________________________
3. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях? ______________________________-_
4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?_____________________
5. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?________________________
Спасибо!
Анкета для родителей "Здоровье и безопасность детей - забота семьи и школы"
1. Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи? ________
2. Кто занимается физическим развитием ребенка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм, акробатические упражнения)? ______________
3. Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье? _______________
4. Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками? ________________
5. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка на участке школы? _________________________________