kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная воспитательная программа «Надежда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План воспитательной работы для учащихся 5-11 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная воспитательная программа «Надежда»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Маккавеево

Читинского района, Забайкальского края











Адаптированная воспитательная программа «Надежда»

(с 5 по 11 класс)












Авторы-составители:

Таскаева Вера Александровна,

учитель иностранного языка;

Гагаркина Валентина Валентиновна,

учитель географии.







Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  2. Возрастные особенности………………………………………………….9

  3. Содержание воспитательной работы……………………………………15

  4. Отслеживание результатов воспитательной работы……………...……25

  5. Используемая литература………………………………………………...27

  6. Приложение 1……………………………………………………………..28

  7. Приложение 2……………………………………………………………..29

  8. Приложение 3……………………………………………………………..30

  9. Приложение 4……………………………………………………………..31

  10. Приложение 5……………………………………………………………..32

  11. Приложение 6 ………………………………………………………….....33



«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жизнь жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

(Ш.А.Амонашвили)

«Воспитание – это посев зерна,

чем лучше природная почва,

тем богаче урожай »


Пояснительная записка

Как создать единое пространство самоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие вопросы обсуждаются педколлективом школы уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы воспитания, единство доброты познания и освоение жизни ребенком идет естественным образом. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания.

Анализируя тенденции, проявившиеся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, мы обозначили круг проблем, решение которых возможно в классном коллективе, так как класс – это социальный организм школы. Именно здесь можно создать для каждого:

  • Ситуацию развития;

  • Ситуацию успеха;

  • Особую среду общения и отношений;

  • Общее поле совместной деятельности.

Деятельность классного руководителя в сельской школе значительно отличается от деятельности классного руководителя городской школе.

Социальная обстановка нашего села, конечно же, оставляет желать лучшего. Большая часть детей воспитывается в семьях, где доход ниже прожиточного уровня.

Многие родители злоупотребляют спиртными напитками. Большинство родителей являются безработными.

«Надежда» - это воспитательная программа социальной ориентации, направленная на создание благоприятных условий воспитания и укрепления эмоционального и социального здоровья детей.

«Надежда» - это совокупность разноуровневых программ, в ходе реализации которых ребенок получает право на отдых, дополнительное образование, удовлетворение потребности в общении и социальной самореализации.

«Надежда» - это аббревиатура, является синтезом основных аспектов бытия личности.

Н А Д Е Ж Д А

Нравственность

Активность

Духовность

Единство

Желание

Доброта

Адаптация

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, целостно мыслящим и активно-деятельно связанным с окружающим миром.

Программа «Надежда» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движения по восходящей личностного развития, «Надежда» наш компас земной, а удача награда за смелость». Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, недаром говорят: «Надежда умирает последней».


Программа «Надежда»

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Родина мать, умей за нее постоять.

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Активность жизненной позиции.

  • Делай не делай, а от дела не бегай.

  • Нерадивый да ленивый позади всегда.

Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.

  • Красота спасет мир.

  • Не разрешай душе лениться.

Единство: воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

  • Один в поле не воин.

  • Доброе братство – лучшее богатство.

Желание творить – всегда залог успеха.

  • Дело без души – мертвое дело.

  • Дело мастера боится.

Доброта: доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

  • Творите для других добро, если у Вас для этого есть возможность.

  • Жизнь дана на добрые дела.

Адаптация: способность успешно адаптироваться в окружающем мире.

  • Чувствуй себя в жизни, как рыба в воде.


Цель программы: формирование зрелой, целостной личности адаптированной к жизни в любых условиях.


Задачи программы:

  1. Воспитание адаптированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованию общества.

  2. Привитие детям чувства сострадания и любви к ближнему.

  3. Создание условия самореализации ребенка: важно чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

Работу по программе «Надежда» мы будем строить по следующим принципам:

    • Принцип доступности;

    • Принцип доверия;

    • Принцип сотрудничества;

    • Принцип толерантности;

    • Принцип креативности;

    • Принцип самодеятельности;

    • Принцип самостоятельности;

    • Принцип гуманизма;

    • Принцип добровольности;

    • Принцип заинтересованности;

    • Принцип системности;

    • Принцип комплексного подхода.

Каждый год работы в школе заставляет преодолевать трудности, искать новые пути в решении задач воспитания.

Достаточно несколько лет работы с ребятами, начиная с 5-го класса, чтобы посеять семена, которые в будущем дадут всходы. Шаг за шагом будем идти к своей цели и будем делать все от нас зависящее на пути ее осуществления.

Результативность воспитательной работы заключается в том, что хотелось бы быть уверенными в том, что наши воспитанники будут:

  • Порядочными и своими поступками не запятнавшими право называться человеком.

  • Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они не были.

  • Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется жалеть на склоне лет.

  • Образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.

  • Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.

  • Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир».

  • Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.

  • Здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своими детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.

Надеемся, что наши воспитанники вырастут людьми,

которыми мы будем гордиться.












Возрастные особенности

Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька в вверх в духовном и физическом становлении.

На каждом возрастном этапе ребенок требует особого подхода к себе. Необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности учащихся, проблемы и трудности, которые возникают на каждом этапе взросления.

Младший подросток (5-6 классы)

Главная особенность младшего подростка – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект – субъект в его связях с окружающим миром.

Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» - лейтмотив поведения младшего подростка.

Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира. Педагогическая тактика носит скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в отличие его от животных, а так же в отличие его от «другого человека». Скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я» и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора, чтобы ощущение, восприятия себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства человека отношения к себе.

Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивания способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Проблемы жизни:

  1. Существенные отличия человека от животного. Способность быть человеком.

  2. Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа.

  3. Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек.

  4. Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений.

  5. Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность.

  6. Мужские и женские особенности человека.

  7. Возрастные роли человека и особенность жизнедеятельности возраста.

  8. Деятельность, как способ жить и развиваться. Деятельность, как способ выразить себя для других.

  9. День достойного человека, как зеркало его достойной жизни.

Старший подросток (7-8 классы)

Старшим подросткам «трудно», они сами для себя «трудные» потому что они уже не дети, но они еще не юноши, и в этом противоречивом положении и напряженном состоянии они находятся полтора-два года.

Работа с подростками в этот период включат в себя помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».

Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях.

Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить своё «Я», но при этом страх перестать «быть как все» превращают два года старшего подростка очень часто в мучительные годы. И столь же часто подросток не справляется с противоречием данного плана.

В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростков вопросу «Я и Они». Входя в общность, старший подросток еще не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы.

Проблемы жизни:

  1. Сообщество как условие жизни человека. Человек как общественное существо.

  2. Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающих выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека.

  3. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастья жизни.

  4. Государство как система органов управления и как система регулирования обустройства, хозяйства и собственности граждан.

  5. Семья человека в контексте жизни общества.

  6. Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общения.

  7. Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества.

  8. Один день человека как социального существа.

Старшеклассник (9-10 классы)

Этот возрастной период – один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить этот дурно живущий мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.

Именно жизнь как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Но не просто жизнь как отсутствие смерти и существование на земле, а жизнь, достойная человека в его качестве наивысшей ценности.

В раннюю юность, благодаря социально-психологической природе этого возраста, складывается некий образ жизни. Он становится образцом для повседневной реальности, он выступает как модель для уже сегодня начатого настроения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника для создания идеального представления: что есть жизнь, которая достойная моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?

Безусловно, такая работа требует развитости абстрактного мышления. Но к этому времени старшеклассник обладает абстракцией, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а, следовательно, выстраивать свою сегодняшнюю жизнь в согласии с этим идеальным представлении под силу старшекласснику.

Проблемы жизни:

  1. Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отличие; человек, постоянно решающий проблемы жизни.

  2. Материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?».

  3. Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию.

  4. Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Смысл последовательности этапов.

  5. Сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; общественная деятельность; отдых; путешествие; свободная творческая деятельность; спорт и любительская художественная самодеятельность. Социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя и др.

  6. Жизнь мужская. Жизнь женская. Различие и общее.

  7. Одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека.

  8. Образ жизни как соотношение деятельности и ценностей жизни и ценностные отношения.

  9. Один день как отражение образа жизни человека.


Выпускник (11 класс)

Выпускной класс – особая группа школьников, нуждающихся в новом воспитательном аспекте своей ученической жизнедеятельности.

Выпускник – молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.

Центральным ценностным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни».

Задачей – доминатом выступает формирование жизненной позиции, то есть, общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, который производится ими, и на конкретно организованной предметной деятельности приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной жизни.

Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. При этом решения могут быть не найдены. Тут главное – чтобы выпускник знал и принимал эти проблемы сейчас, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал своими действиями и поведением.

Проблемы жизни:

  1. Моё «Я» как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я».

  2. Воздействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир; как я принимаю мир.

  3. Жизненная позиция в ее разновидностях: мое отношение к жизни как таковой.

  4. День моего «Я» как ступень жизни. История моей жизни, в которой ничего не сотрешь.

  5. Жизненный путь человека. Кризис жизненного пути. Обстоятельства жизни и судьба человека.

  6. Творчество жизни и конструирование жизненного пути. Человек как творец жизни.

  7. Счастье жизни. Страдания жизни. Человек как кузнец своего счастья. Смысл жизни.

  8. Конструирование индивидуальной жизни.
















Содержание воспитательной работы


НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят их характера, помыслов.

Учитывая это необходимо: расширять по возможности круг нравственных понятий, избавлять от отрицательных привычек.

АКТИВНОСТЬ

Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расширять кругозор, воспитывать любознательность, посещать музеи, театры.

ДУХОВНОСТЬ

Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в духовно-художественной деятельности, развивающей эстетической мироощущение, потребности к прекрасному, способности к художественному мышлению.

ЕДИНСТВО

Единство в воспитании товарищеских чувств, в трудовой деятельности общественно-полезного труда, во взаимопомощи в учебной деятельности.

ЖЕЛАНИЕ

Желание творить – всегда залог успеха, развитие творческих способностей, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.

ДОБРОТА

Доброта воспитывается на любви к ближнему, к природе, культуре, к своему народу, к своему Отечеству, к своему краю, к своему населенному пункту.





I. Система внеклассной работы

Система воспитательной работы обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через воспитательные программы:

  1. программа «Здоровье»

  2. программа «Общение и культура»

  3. программа «Мой край родной»

  4. программа «Учение»

  5. программа «Досуг»

  6. программа «Образ жизни»

  7. программа «Профессия».

Реализация системы воспитательной работы предполагает:

    • формирование ведущих интегративных качеств личности;

    • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание;

    • практическую деятельность классного руководителя и воспитанников;

    • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.

Цель использования различных программ в работе с коллективом учащихся: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Задачи: 1. Помочь учащемуся в жизненном самоопределении.

2. Создать максимальные условия для самореализации, ведущей к успеху.

Программа «Здоровье»

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущих поколений.

Формы работы:

  • спортивные мероприятия (общешкольные, внутриколлективные);

  • беседы, дискуссии о здоровом образе жизни;

  • тематические классные часы;

  • походы выходного дня;

  • встречи с медицинским работником;

  • совместная работа с психологом по различным вопросам диагностики и коррекции.

Программа «Общение и культура»

Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Ведущие критерии:

  • социальная активность личности;

  • сознательное соблюдение этических норм;

  • стремление к самосовершенствованию.

Главные нравственные ориентиры:

  • ответственность перед обществом, государством, семьей;

  • патриотизм;

  • ответственное отношение к деятельности;

  • высокие нравственные качества;

  • чувство собственного достоинства;

  • уважительное отношение к людям;

  • умение принимать верное решение;

  • способность осуществлять неслучайный выбор.

Форма работы:

  • тематические классные часы;

  • творческие игры по этике общения;

  • этические диалоги;

  • самопрезентации и самопредставления.





Программа «Мой край родной»

Цель программы: воспитания учащихся гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Форма работы:

  • часы общения;

  • посиделки;

  • праздники;

  • экскурсии.

Программа «Учение»

Цель работы: создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования.

Формы работы:

  • проведение групповых дискуссий, ролевых игр;

  • спецкурсы и факультативы;

  • внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

  • интеллектуальные марафоны;

  • олимпиады.

Программа «Досуг»

Цель работы: создание условий для проявления учащимся класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Программа способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками.

Досуговая деятельность строиться на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.

Задача классного руководителя: стремиться, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значительной для школьников, развивала познавательный и культурный кругозор учащихся.

Формы работы:

  • интеллектуально-развлекательные игры;

  • устный журнал;

  • создание клубов по интересам;

  • проведение тематических недель;

  • издание классной газеты (стенгазеты).

Программа «Образ жизни»

Эта программа:

  • способствует повышению педагогической культуры родителей;

  • помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;

  • предполагает социальную защиту и охрану.

Программа помогает:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • установить неиспользованный резерв семейного воспитания;

  • найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа-семья);

  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Формы работы:

  • изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы;

  • проведение родительских собраний;

  • проведение встречи-чествование «День семьи»;

  • проведение семейных праздников;

  • «круглые столы».



Программа «Профессия»

Цель работы: формирование профессиональных знаний и умений, становление специалиста. Формирование личностных качеств, способствующих устремленной адаптации в условиях современной жизни.

Формы работы:

  • Проведение «Дня открытых дверей»;

  • Изучение интересов и способностей учащихся;

  • Тренинг уверенности в себе;

  • Проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;

  • Тематические классные часы;

  • Встречи с представителями профессий.

II. Самоуправление в классе

Цель самоуправления – приобретение учащимся умения решать управленческие задачи.

Цель управления – постановка цели, анализ информации, принятые решения, контроль за ходом выполнения решения.

Принципы управления:

  • Регулярная поочередная сменяемость актива;

  • Расширение реальных прав и полномочий органов управления;

  • Доброжелательная требовательность;

  • Конкретизация классных дел;

  • Дифференциация и индивидуализация.

Организация самоуправления:

    1. Учит ребят умению руководить и подчинять.

    2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

    3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

    4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

    5. Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

    6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Классное ученическое самоуправления – целенаправленная, систематическая, организационная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.

Организация деятельности

Собрание класса:

  1. Определяет перспективы развития и основные направления жизни класса.

  2. Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним решения.

  3. Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

  4. Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

  5. Избирает совет учащихся, командира, определяет сроки и полномочия, заслушивает и оценивает работу совета.

  6. Анализирует ход выполнения принятых решений.

  7. Собрание проводиться не реже 1 раза в четверть, что контролируется командиром.

Виды собраний: установочное, выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое.

Совет учащихся класса:

  1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических групп.

  2. Организует помощь в учебе учащимся, имеющих проблемы.

  3. Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в классе.

  4. Готовит и проводит классные собрания, спортивные игры и другие классные мероприятия.

  5. Организует посильную помощь младшим учащимся и ветеранам.

  6. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

III. Формы работы с одаренными детьми

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных детей, даже чья одаренность в данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Формы работы:

  • Творческие мастерские;

  • Групповые занятия с сильными учащимися;

  • Факультативы;

  • Кружки по интересам;

  • Конкуры;

  • Интеллектуальный марафон;

  • Участие в олимпиадах.

IV. Формы работы с трудными детьми

Цель: коррекция личности с девиантными формами поведения.

Формы работы:

  • Диагностика личности;

  • Индивидуальное шефство;

  • Психолого-педагогический тренинг;

  • Внеурочная работа в классе;

  • Кружки по интересам;

  • Групповая психолого-педагогическая коррекция.





V. Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование;

  • анкетирование.

Формы работы с родителями:

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Родительские тренинги

Общешкольные и общеклассные конференции

Дискуссии

Индивидуальные консультации

Психологические разминки

Посещения на дому

Круглые столы


Устные журналы


Практикумы


Родительские вечера


Родительские чтения


Родительские ринги


VI. Сотрудничество с учителями-предметниками

Основные составляющие сотрудничества классного руководства с педколлективом:

  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;

  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

  • развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе;

  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

  • помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся.



















Отслеживание результатов воспитательной работы

Отслеживание результативности воспитательной работы планируем через диагностику:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • беседа с учеником;

  • беседа с родителями;

  • беседа с педагогами;

  • наблюдения;

  • недописанный тезис;

  • опросник;

  • сочинения;

  • социометрия;

  • ранжирование;

  • обобщение независимых характеристик.

Мониторинг

Диагностический инструментарий, который будет использован для изучения эффективности воспитательной программы «Надежда»:

  • методика П.Торенко – педагогическое наблюдение, экспертная оценка (выявление коммуникабельности);

  • методика Р.С.Немова – «социально-психологическая самоаттестация коллектива», (выявление удовлетворенности учащихся);

  • методики А.А.Андреева и Е.Н.Степанова – изучение удовлетворенности жизнедеятельностью в школе;

  • методика Л.В.Байбородовой – изучение мотивов участия школьников в деятельности;

  • методика И.М.Витковской «Цветник-семицветик» - выявление направленности интересов школьников;

  • методика Л.В.Байбородовой «Ситуация выбора» - выявление направленности личности;

  • методика С.М.Петровой «Пословицы» - определение уровня нравственности учащихся;

  • методика Н.Е.Щурковой, тест «Размышляем о жизненном опыте»;

  • методика М.Г.Казакиной «Мы – коллектив? Мы – коллектив……Мы коллектив!» - определений стадии развития коллектива класса.



























Используемая литература

    1. Дереклеева Н.И.; Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.

    2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.; Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С.Артюховой. – М.: «ВАКО», 2005.

    3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.; Справочник классного руководителя (10-11 классы) / Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006

    4. Дик Н.Ф.; Веселые классные часы в 7-9-х классах – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – (Сердце отдаю детям).

    5. Дик Н.Ф.; Семейные праздники в воспитании. – Ростов н/Д: Юг (РИО), 1993.

    6. Иванова З.; Самоуправление без принуждения: нужно ли общаться с одноклассниками // Учительская газета. – 1997, №22 (10 июня).

    7. Классному руководителю о воспитательной системе класса: /Методическое пособие/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.2000.

    8. Научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2007. №6-10

    9. Сергеева В.П.; Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

    10. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б.; Классные часы в 10-11-х классах. (Серия «Сердце отдано детям»). ИЗД. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

    11. Энциклопедия современного учителя. – М.: Издательство Астрель, «Олимп», «Фирма» Издательства АСТ», 2000.

    12. Интернет.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Заповеди классного руководителя

1.Сначала мыслить, потом спрашивать.

Нужно правильно, умно организовать повседневность, наполнять каждый день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. Ничего не делать ради «галочки». Формализм все разъедает, обессмысливает, обесценивает: начинаешь кривить душой, теряешь драгоценное время и себя самого, и все только ради того, чтоб потешить проверяющих, которым, собственно, наплевать на твою работу, им просто хочется, чтобы было о чем рапортовать начальству.

2. Не держаться за планы

Мы и так уже стали жертвами железобетонного планирования во многих сферах жизни. Учиться отбрасывать при необходимости самый расчудесный план, действовать гибко, решительно, целесообразно. Но для этого техника должна быть отработанной до совершенства. Использовать прием без раздумий: хирург во время операции не мучается вопросом, какой инструмент взять в руки.

  1. В классе быть готовой ко всему:

к высшим проявлениям человеческого духа и к любой низости и первобытности. Не падать в обморок, не заламывать руки, а анализировать и работать.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Десять заповедей воспитания Караковского В.А.

  1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

  2. Люби не себя в ребенка, а ребенка в себе.

  3. Воспитание без уважения – подавление.

  4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.

  5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь: при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

  6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

  7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

  8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

  10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше нас.

















ПРИЛОЖНИЕ 3

Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся.

  1. Безусловное принятие каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.

  2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

  3. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

  4. Диалогичность и открытость в общении с учащимися.

  5. Отсутствие страха у педагога признать свою неправду, свои непрофессиональные действия.

  6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

  7. Умение управлять своими настроениями, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

  8. Умение признавать ошибки.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

На заметку

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

  • Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Извлечение из конвенции правах ребенка

Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботиться о них.

Дети имеют право на достойное питание и чистую воду.

Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Дети имеют право на медицинское обслуживание.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и специальную профессиональную подготовку.

Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою культуру и пользоваться своей культурой.

Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Дети имеют право на образование.

Дети имеют право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.









ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Способы воспитания успешного человека (М.Коллинз)

  • Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них.

  • Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.

  • Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех.

38




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Адаптированная воспитательная программа «Надежда»

Автор: Таскаева Вера Александровна, Гагаркина Валентина Валентиновна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства