kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  классного часа для учащихся средней школы по теме «М.Ю.Лермонотов. Жизнь и творчество»( к 200-летию со дня рождения).

 Цель разработки: расширить знания учащихся о жизни и творчестве  поэта

 

Педагогические задачи: знакомство с биографическими фактами из жизни М.Ю.Лермонтова; привитие любви к русской классической литературе;

воспитание чувства гордости за великих людей России.

 

В данном материале представлена технологическая карта классного часа по теме «М.Ю.Лермонотов. Жизнь и творчество»( к 200-летию со дня рождения).

  Мероприятие разработано с использованием технологий системно – деятельностного подхода, построено таким образом, что ученик средней школы поставлены в условия, где он должен научиться мыслить самостоятельно,  проявить себя творчески.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова »

Технологическая карта классного часа по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

Учитель: Соловьева Людмила Ивановна

Цель деятельности учителя

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэта

Педагогические задачи

знакомство с биографическими фактами из жизни М.Ю.Лермонтова;

привитие любви к русской классической литературе;

воспитание чувства гордости за великих людей России.

Вид мероприятия

Литературная композиция

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Знать: этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Уметь: подбирать нужный материал к заданной теме; выразительно читать стихотворение; строить монологическую речь.

Личностные: развивать интерес к жизни и творчеству великого поэта; ценить русскую классическую литературу;

Метапредметные: Умение работать с текстом стихотворения, умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать собеседника, находить необходимую информация из разных источников.


Методы и формы

Фронтальная

Оборудование

Компьютер, проектор


Наглядно-демонстрационный материал

Компьютерная презентация






Организационная структура мероприятия

Этапы мероприятия

Обучающие и развивающие компоненты заданий и упражнений

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I. Органи-зационный этап






















Эмоциональная, психологическая подготовка к мероприятию

Приветствие обучающихся, проверка готовности к мероприятию.













Добрый день, дорогие друзья, мы собрались в этом зале,

чтобы поговорить о Великом поэте – М.Ю. Лермонтове - накануне 200-летия со Дня его рождения.(слайд1)

Ведущий 2: Эпиграфом нашего мероприятия станут слова,

произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.(слайд2)

Ведущий 1: Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный

мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Ведущий 2: М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Но прежде чем погрузиться в поэтический мир и насладиться его стихами, мы предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта.

Демонстрируют свою

готовность.


























Фронтальная























Регулятивные: контролируют свою деятельность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли.
























II. Этап усвоения новых знаний

















Развитие логического мышления, памяти, воображения.

Ученик 1: М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).

Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополчения попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Галичском уезде Костромской губернии.

К началу XIX века давно обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел. Юрий Петрович пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна. Принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против ее воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.(слайд3)

Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

Лермонтов вспоминал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”. (слайд 4)

(звучит стихотворение“Ангел”(1831 г).

Ученик 3: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика.(слайд5)

Ученик 4: С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –
Жить разно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

Ученик 5: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах.(слайд 6)

(звучит стихотворение «Кавказ»)

Ученик 6: В 1827 году бабушка привезла поэта из Тархан в Москву для продолжения образования. После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в 4 класс Московского университета Благородного пансиона.

В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионате и поступает на нравственно-политическое отделение юридического факультета Московского университета.

В 1832 году поэт вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказали. Тогда 4 ноября 1832 года Михаил Юрьевич сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу, направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. (слайд7)

Ученик 7: 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое в рукописных копиях разошлось по столице. 7 февраля Лермонтов написал продолжение стихотворения.(слайд8)

(звучит отрывок из стихотворения «Смерть поэта»

Ученик 8: Когда это стихотворение дошло до царя, вскоре у поэта устроили обыск. В конце февраля Лермонтов пробыл несколько дней под арестом в главном штабе. Затем он был переведен из гвардейского гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду на Кавказ, где шла война с горцами.

В начале декабря 1839 года хлопоты бабушки увенчались успехом. Лермонтов смог вернуться в Петербург. Здесь его встретили как уже знаменитого опального поэта.

Открытый и сердечный в кругу близких по духу и убеждениям людей, Лермонтов был непримирим ко всякой неправде, к любой лжи и фальши. Он никогда не скрывал своего презрительного отношения к высшему свету, своего негодования на правительство и придворных. Была подстроена ссора с сыном французского посланника де Барантом, по пустячному поводу.

В феврале 1840 года состоялась дуэль. Барант выстрелил и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. После дуэли поэт был арестован и заключен под следствие.

23 апреля 1840 года опубликован приказ: “Поручика Лермонтова перевезти в Тенгинский пехотный полк тем же чином”.

11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. (слайд9)

Ученик 9: 14 января 1841 года поэт получает отпуск и возвращается в Петербург. По окончании отпуска Лермонтов просил об отсрочке, ему отказали. Михаил Юрьевич пытался уйти в отставку – отказ. 11 апреля 1841 года Лермонтов навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение “Тучи”.

(звучит стихотворение «Тучи»)

Ученик 9: Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется.

Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Последние стихи исполнены роковых предчувствий. Это стихотворения “Сон” и “Выхожу один я на дорогу”.(слайд10)

(звучит стихотворение «Сон»)

Ученик 10: Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных в Пятигорске, где часто собиралась молодежь. В комнату вошел Мартынов, молодой офицер, одетый в щегольскую черкеску с большим кинжалом у пояса. Лермонтов, не терпевший ни малейшей фальши ни в чем, неизбежно, при каждой встрече подтрунивал над ним. То же случилось и в этот раз. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.(слайд11)

Слушают ведущих и участников литературной композиции


Фронтальная



III.Конкурс знатоков


































1.Где родился М.Ю. Лермонтов? (слайд12)

А) в Кисловодске;

б) в Царском Селе;

В) в Горячеводске;

г) в Москве.

2. В каком возрасте погиб Лермонтов? (слайд13)

А) 37;

б) 26;

В) 25;

г) 50.

3. Кому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть Поэта»?(слайд14)

А) Гоголю; б) Островскому;

В) Пушкину; г) Тургеневу.

4. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова стало последним?(слайд15)

А) «Бородино»; б) «Парус»;

В) «Тучи»; г) «Пророк».

5. Где погиб М.Ю. Лермонтов?(слайд16)

А) в Кисловодске; б) в Царском Селе;

В) в Пятигорске;

г) в Москве

Отвечают на вопросы викторины, соотносят услышанные факты с предлагаемыми вопросами













Фронтальная


























Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;

контролируют процесс и результаты деятельности, логически рассуждают и обосновывают свою точку зрения.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.




IV. Подведение итогов.



















Ведущий 1-й. Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых высоких вершин нашей литературы. Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности. Многие поэты посвятили стихотворения М.Ю. Лермонтову.

Ведущий 2-й.

Звучит приглушенно соната Бетховена.

Знакомясь с поэзией Лермонтова, понимаешь, что пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова.

Ведущий 1-й.

В.Г. Белинский говорил, что поэзия Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека».(слайд17)














Фронтальная


























Личностные: понимают значение необходимых знаний принимают их.


Регулятивные: осознают важность ранее полученных знаний.

Познавательные: строят цепочку рассуждений, аргументировано доказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

Автор: Соловьёва Людмила Ивановна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства