Заседание школьного дискуссионного клуба "Диалог" на тему "Мы разные, но мы вместе!"
Заседание школьного дискуссионного клуба "Диалог" на тему "Мы разные, но мы вместе!"
Заседание школьного дискуссионного клуба "Диалог" на тему "Мы разные, но мы вместе!". Мероприятие направлено на формирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей, дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.
Цели:
-сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
-формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
Формировать у учеников адекватное отношение к праву любого человека выражать свою индивидуальность.
Выработать правила толерантного общения.
Определить, что такое толерантное пространство в школе и как его достичь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заседание школьного дискуссионного клуба "Диалог" на тему "Мы разные, но мы вместе!" »
Заседание дискуссионного клуба «Диалог» на тему: Мы разные, но мы вместе! Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
Формировать у учеников адекватное отношение к праву любого человека выражать свою индивидуальность.
Выработать правила толерантного общения.
Определить, что такое толерантное пространство в школе и как его достичь.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, плакаты с высказываниями о толерантности.
Ход мероприятия.
Добрый день дорогие ребята и гости! Сегодня мы проводим открытое заседание дискуссионного клуба Диалог. Я рада видеть вас, сегодня мы обсудим с вами волнующую и актуальную тему. А начать мне хотелось бы с просмотра видеоролика.
(Слайд 1) Просмотр ролика “Ты, я, он, она…”
Вы посмотрели видеоролик. О чем вы задумались, когда его смотрели, какие чувства он у вас вызвал? (ответы учащихся).
Да, действительно мы живем в огромной стране, где есть место каждому из нас, где мы можем быть такими какие есть, и проявлять уважение к другим, быть толерантными.
Сегодня мы обсудим с вами, достаточно острую тему, которая тревожит практически каждого, мы постараемся понять, что же такое толерантность.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
(Слайд 2) Тема нашего заседания «Мы вместе – в этом наша сила»
– Что вы понимаете под словом толерантность? (ответы ребят):
способность признавать мнения и идеи, отличные от своих собственных идей.
готовность быть терпимым, снисходительным.
позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)
это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Толковый словарь дает свое определение слову толерантность или если перевести его с латинского «терпимость».
(Слайд 3)
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность.
(Слайд 4)
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День толерантности отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
(Слайд 5)
Толерантность можно рассматривать в нескольких направлениях
Гендерная толерантность (по половому признаку)
Расовая и национальная толерантность
Толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями
Религиозная толерантность
Сексуально-ориентационная толерантность
Политическая толерантность
Образовательная толерантность
Межклассовая толерантность
А как вы думаете, какое из этих направлений ближе нам сегодня? (ответы ребят): национальная толерантность, религиозная толерантность,
толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями.
А почему национальная толерантность актуальна для нашей школы?
(Слайд 6)
В нашей школе обучаются дети 14 национальностей, самые многочисленные это: русские, армяне, цыгане, езиды.
Сейчас я разобью вас на группы. Это новый для вас коллектив собеседников и здесь вы должны относиться друг к другу терпимо, уважительно. Давайте поработаем в группах, но перед тем как начать я напомню правила работы в группах.
(Слайд 7)
Будь добросовестным по отношению к товарищам.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
В общем, будьте толерантны по отношению друг к другу.
(Слайд 8)
Сатирик Хенрик Ягодзиньский сказал:
«Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими».
Как вы понимаете данную фразу, какой смысл попытался вложить автор в эти слова?
Разработайте в группах возможные решения по вопросу национальной нетерпимости (не менее трех), постарайтесь найти пути выхода из сложившийся сегодня ситуации.
Предполагаемые ответы:
С учетом того, что в России всегда проживали представители различных национальностей, необходимо учиться жить в мире только потому, что все мы являемся гражданами одного большого государства, все мы рождены Россиянами, и совершенно не важно, на каком языке мы говорим и как выглядим.
Мы предлагаем посещать национальные выставки и знакомиться с культурным колоритом народов России.
Необходимо понимать, что преступление совершает не нация, а всего лишь представитель, индивид. Нельзя по поступку одного человека осудить всех представителей той или иной нации.
Снова предлагаю поработать в группах и обсудить предложенные ситуации,
Ситуация 1. «СВАСТИКА»
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
Пройду мимо и не замечу.
Напишу рядом "смерть всем черным".
Незаметно сотру ее.
Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
(ответ обосновать)
Ситуация 2. «АНЕКДОТЫ»
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.
Я тоже вспомню парочку анекдотов.
Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
(ответ обоснуйте)
Ситуация 3. «РАСИЗМ»
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.
Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.
(ответ обоснуйте)
Скажите, пожалуйста, какие качества помогли ребятам разрешить проблему. (Ответы учащихся).
С детских лет мы привыкли к словам: «Россия - многонациональная страна». Но не всегда задумываемся о том, какой великий смысл заложен в этой привычной фразе. В нашей стране перемешались множество разных народов, языков и культур. Чтобы сполна ощутить великолепие этой «смеси», нужно помнить о следующем:
1. Каждый народ, каким бы маленьким он не был, достоин уважения и почтения.
2. Проявлять это уважение следует корректно и искренне.
3. Дружба между народами (как, впрочем, и между отдельны ми людьми) начинается не с пустых призывов, а с актов конкретной помощи, полезного сотрудничества.
4. Нужно стараться активно овладевать языком, читать литературные произведения, знакомиться с творчеством народов, которые живут рядом с нами.
Это просто замечательно, что мы, живущие в нашей стране, на Земле, такие разные! И, вместе с тем, как похожи друг на друга, когда счастливы и дружны!
Поскольку наш коллектив многонациональный, что актуальной для нас является национальная и религиозная толерантность. Так как в школе обучаются дети разной национальности, то и вероисповедание у них разное.
Скажите, пожалуйста, насколько важно понимать, что каждый человек вправе сам выбирать свое вероисповедание?
Какие религии вы знаете?
Как вы считаете, сама религиозная философия способна призывать к разжиганию религиозных и межнациональных войн?
(слайд 9)
Я предлагаю вам цитаты из разных религий, смысл которых вам необходимо раскрыть.
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Христианство).
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”. (Буддизм).
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого” (Ислам).
Что объединяет эти цитаты, откуда они? (ответы учащихся)
Эти цитаты взяты из разных религий, но учат они нас одному – это добру, милосердию, пониманию, терпению.
(Слайд 10)
(видеоролик «Дети так не делятся»)
В 2011 году в России стартовала программа «Доступная среда», которая направленана повышение уровня и качества жизни инвалидов, повышение их социальной активности, преодоление негативного отношения к инвалидам. В рамках программы «Доступная среда» было снято несколько видеороликов, один из которых мы посмотрели. Главная проблема создания доступной среды – это вопрос развития во всех нас толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и к их проблемам.
Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями.
У нас в школе обучаются 140 детей с ограниченными возможностями здоровья, 11 детей – инвалидов. Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди.
Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов.
(Слайд 11)
Людвиг Ван Бетховен (1770–1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к тридцати годам. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации.
(Слайд 12)
Художник Григорий Журавлёв – русский иконописец, он родился без рук, а ноги не развились. Он рисовал кистью, зажав её зубами.
(Слайд 13)
Многие известные деятели науки и культуры, которые больны сахарным диабетом. Они талантливы и популярны, их болезнь, кажется, не мешает им заниматься любимым делом. Это российские актёры Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Фёдор Шаляпин русский певец, американский рок-певец и актёр Элвис Пресли, всемирно известный американский изобретатель Томас Эдисон.
Уже много лет проводятся различные спортивные соревнования и специальные Олимпийские игры. Часто такие люди показывают высокие результаты.
(Слайд 14)
Ирек Зарипов носит множество громких спортивных титулов – Заслуженный мастер спорта, участник двух параолимпийских игр, четырехкратный чемпион по лыжным гонкам и биатлону зимних Параолимпийских игр в Ванкувере. Пятикратный чемпион по лыжным гонкам и биатлону зимних параолимпийских игр в Сочи.
Зарипов родился в марте 1983 года в Башкортостане, с детства увлекался различными видами спорта, но в 2000 году попал в автомобильную аварию на мотоцикле, в результате чего ему ампутировали обе ноги. Чтобы вернуться к нормальной жизни, через три года после ДТП Ирек начал заниматься чуть ли не всеми доступными видами спорта – легкой и тяжелой атлетикой, плаваньем, настольным теннисом. Благодаря семье и близким у Ирека Зарипова появилась новая цель. Раньше спорт был, как и для многих, обычным увлечением, после аварии он стал средством возвращения к нормальной жизни.
Но по совету специалистов переключился на лыжные гонки и биатлон. Именно в этих двух видах ему удалось добиться серьезных побед.
За свои феноменальные спортивные заслуги Ирек Айратович Зарипов награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орден «За заслуги перед Республикой Башкортостан». (уч-ся приводят свои примеры).
Это примеры людей из Росси и зарубежья, но вернёмся в родное село.
(Слайд 15)
Однажды наши учащиеся увидели видеосюжет телекомпании АТВ об одной удивительной девочке Екатерине Алейник. Давайте еще раз вместе посмотрим его.
(Видеоролик о Екатерине Алейник)
(Слайд 16)
На слайде вы видите фото Маши Мезенцевой, девочки, рождённой с ДЦП, которая успешно закончила нашу школу, и продолжает получать образование в колледже.
Я повторюсь, что на сегодняшний момент в нашей школе обучается 11 детей-инвалидов.
(Слайд 17)
Они принимают активное участие в различных конкурсах, где по праву получают награды.
(Слайд 18)
Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями. Я предлагаю вам разобрать некоторые ситуации из жизни и решить проблему.
Ситуация 1. КЛИЧКИ
У вас в классе принято называть людей разными прозвищами, кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", На самом деле его зовут Саша. А ведь он имеет избыточный вес из-за болезни. У Саши сахарный диабет. Ему неприятна эта кличка. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша? Он - Толстый!" Вы:
Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Ответ обоснуйте
Ситуация 2. ПРЕДРАССУДКИ.
В вашем дворе живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:
Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
Пойдете и приведете с собой сестру.
Ответ обоснуйте
Ситуация 3. БОЙКОТ.
Аня очень странная, в силу своего заболевания она отличается от ребят манерой поведения. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она выглядит не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия :
Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Ответ обоснуйте
Подведём итог. Нужно помочь людям с ОВЗ верить в себя, зная, что какая бы жизнь не была, она дается один раз. Нужно не дать им опустить руки, объяснить, что жизнь тем и интереснее, что дает нам разного рода испытания, нужно не теряя человеческого облика найти новые пути для новой жизни. Часто люди с ограниченными возможностями больше приносят пользы человечеству своей страны, чем некоторые физически здоровые люди.
А теперь я даю вам возможность выяснить, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Представьте, что существует лавка, в которой есть необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Я буду выступать в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие.
Вы можете выбрать одну или несколько “вещей”, которых у Вас нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у участника). Например, Вы как покупатель просите у продавца терпения. Я, как продавец выясняю, сколько и зачем нужно и в каких случаях Вы хотите быть терпеливым. В качестве платы я попрошу взамен свойство интолерантной личности, присутствующее в вас.
В заключении следует отметить, что актуальность данной темы заключается в наших исторических традициях и устоях. Ребята вы должны понимать, что наша большая страна, это содружество и соседство представителей различных национальностей, каждая из которых внесла свой неоценимый вклад в формирование общей российской самобытной культуры и истории. Нужно уметь принимать людей такими, какие они есть, без оттенка национализма, ведь все мы жители планеты Земля, независимо от разреза глаз или цвета кожи, все мы Россияне, и неважно кто мы по национальности.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6
Заседание дискуссионного клуба «Диалог» на тему: Мы разные, но мы вместе!