«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ» (из опыта работы классного руководителя) выступление на общешкольном родительском собрании
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ» (из опыта работы классного руководителя) выступление на общешкольном родительском собрании
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому мы с вами попытаемся разобраться в содержании нового для нас понятия и убедиться в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим и прививать это качество своим детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ» (из опыта работы классного руководителя) выступление на общешкольном родительском собрании »
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ»
(из опыта работы классного руководителя)
Выступление на общешкольном собрании
Классный руководитель 8 класса «В» Тихомирова Т.Г.
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому мы с вами попытаемся разобраться в содержании нового для нас понятия и убедиться в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим и прививать это качество своим детям.
Толерантность (англ., фр. tolerance - терпимость от лат. tolerantia – терпение) – терпимое отношение к иному образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим позициям; качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равной личности, предполагающее настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
На сегодняшний день толерантность рассматривается наряду с такими понятиями как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность, несомненно, является необходимой чертой для каждого человека в современном мире. Она не предполагает полное или частичное принятие чужого мнения и взглядов и даже не исключает их уместной критики, но подразумевает уважительное, либеральное к ним отношение, признание в них возможной альтернативы своим собственным.
Чаще всего мы слышим о необходимости развивать толерантность в связи с участившимися националистическими проявлениями. Все мы помним о вопиющих случаях избиений и даже убийств в нашем городе иностранных студентов и «гастарбайтеров», торговцев с рынков; у многих из нас неоднозначное отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или другой расы.
Но в обыденной жизни нам не хватает толерантности и по отношению к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками, подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т.д. Здесь толерантность – это предупредительность, готовность к общению, к взаимопомощи, терпимость и снисходительность к человеческим слабостям, особенностям или даже странностям других людей.
Привитие толерантности необходимо по той причине, что цивилизованный мир нуждается в признании равенства между отдельными представителями человеческого общества, а, следовательно, и равной ценности их взглядов и убеждений. Толерантность предполагает признание и уважение права человека иметь собственное мнение и отличаться от своего окружения. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что толерантность по отношению к окружающим людям нужно прививать с самого детства.
Возможно, в некоторой степени влияние на формирование толерантности оказывает школа и старшие по возрасту друзья, но в первую очередь это формирование начинается и укрепляется в самой малой, но определенно немаловажной ячейке общества – в семье. Так как родители являются примером для своего ребенка, именно они должны заложить в нем зачатки толерантности.
Что же должны делать родители, чтобы ребенок вырос толерантным по отношению к другим и готовым к общественной жизни в многонациональном государстве, каким, в частности, является наша страна?
Прежде всего, нельзя допускать в семье негативных высказываний в отношении представителей какой-либо отдельной национальности. Если родители обсуждают с ребенком неодобряемые ими действия отдельных людей, принадлежащих к какой-либо национальности, то они должны подчеркнуть, что из этого нельзя делать логический вывод о том, что все представители этой национальности достойны осуждения и негативного отношения.
Важную роль в современном мире играет религиозная терпимость. Независимо от того, какую религию исповедует вся семья, следует прививать ребенку веротерпимость и уважительное отношение к различным вероисповеданиям. Недопустима негативная реакция на иные верования и негативное восприятие людей, исповедующих иную религию.
То же относится к классовым различиям в обществе, к различиям между уровнем жизни жителей мегаполисов и небольших городов и деревень. Желательно прививать ребенку мысль, что иной социальный статус не должен становиться причиной предвзятого отношения к человеку.
Воспитывать толерантность в семье означает прививать уважение и принятие многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Для этого среди прочего следует проявлять терпимость по отношению к ребенку, который принадлежит к другому поколению, а, следовательно, может отличаться от своих родителей взглядами и системой ценностей.
Чтобы воспитать в ребенке толерантность, не следует давить на него и не навязывать ему свое мнение, но в то же время обязательно уделять внимание его интересам и формированию жизненных позиций. В беседах с ребенком необходимо высказывать свое мнение и выслушивать его мнение, при необходимости указывая на его неправильность, подтверждая это разумными доводами и объяснениями. Важно прививать ребенку умение избегать ссор и конфликтов, искать компромиссное решение возникшей проблемы. Нельзя принуждать его делать то, что противоречит его наклонностям (это может вызвать склонность к насилию), а также игнорировать его интересы и мнение (что в будущем может вылиться в равнодушие к окружающим людям). Неприемлемо и проявление агрессии в семье, которое может привести к агрессивному поведению ребенка во взрослой жизни, воспитать ненависть к окружающим, либо замкнутость и комплекс вины.
Родителям важно стараться воспитать в ребенке такие черты, как доброжелательность и расположенность к окружающим, терпимость к различиям, умение не осуждать других, умение выслушивать мнение других, умение идти на компромисс, альтруизм и гуманизм, способность к сопереживанию.
Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.
Часто говорят, что в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:
Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;
Проявление в семье толерантности к самому ребенку.
Воспитание в духе толерантности требует развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.). Школьникам, обладающим разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, нужен опыт принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе... Безусловно должны осуждаться использование обидных кличек (в частности, с национальным оттенком), обзывание, поиск «козла отпущения», драки со сверстниками как способ решения проблем.
Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей. Они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен.
Особенно это касается подростков с их возрастными особенностями, такими как:
стремление вырваться из-под контроля взрослых,
критичность по отношению к словам и поступкам взрослых;
повышенная потребность в общении со сверстниками;
пристальное внимание к собственной внешности.
Беспомощность взрослых при столкновении с подростковыми проблемами (сын или дочь перестали учиться, дерзят, пропадают в какой-то компании, бог знает как одеваются...) приводит к конфликтам, которые влекут за собой нарушение детско-родительских отношений. В результате длительно существующего конфликта в семье происходит разобщение близких людей, потеря контакта, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.
С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.
Особая роль родителей
Сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость и жестокость. Система ценностей размыта, по телевизору идет пропаганда криминальных видов деятельности, красивой жизни и нетрудовых денег, образа бандита-романтика (например, фильмы "Брат", "Бригада" и др.). Есть подростки, которые из чувства социального протеста или в поисках смысла жизни попадают в экстремистские молодежные организации (скинхеды) или тоталитарные секты.
И вот здесь важно, какие ценности сумеют противопоставить всему этому родители, насколько убедительны они будут в оценке различных сторон жизни, какую позицию они занимают, каков их опыт противостояния трудностям.
Есть данные исследований, которые убеждают, что 98 % детей в благополучных семьях (было опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» - на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения.
Современные дети довольно-таки рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли. И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности будет значимым вкладом семейного воспитания в общественную жизнь.