kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воинов славных в России не счесть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия посвящён ратному подвигу А.В. Суворова. Предназначен для учащихся 9 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воинов славных в России не счесть»

«Воинов славных в России не счесть. Александр Васильевич Суворов»

(Методическая разработка внеклассного мероприятия для 9 класса)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с краткой биографией Суворов Александра Васильевича; расширить представления учащихся о взятии крепости Измаил, героизме русских солдат; раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов.

Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание исторических событий 1790 года, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.

Планируемые результаты:

Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные: школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия): Познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация; книжная выставка. Герб и флаг России; Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.

Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве русских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, подвигах солдат).

Ход занятия.

Вступительное слово.

1. Слава России – родине нашей!
Вечная слава и вечный почёт!
Нет на земле нашей родины краше!
Мало кому со страной так везет.

Воинских подвигов было немало.
Ты сберегла от врагов свою честь.
Ты каждый раз от врагов отбивалась.
Воинов славных в России не счесть.

Сегодня наш разговор пойдёт о великом полководце Суворове Александре Васильевиче и об одном из его сражений – Взятие крепости Измаил. Суворов вошел в историю, как один из величайших русских и мировых военачальников. Российская Империя благодаря его таланту оставалась непобедимой державой на протяжении многих лет, смогла увеличить свои территории и разгромить всех захватчиков, и выиграть несколько войн.

За свою жизнь он завоевал не только звание непобедимого полководца, который не проиграл ни одной битвы и достиг невиданных высот в военном деле, но также славу прекрасного военного теоретика, создавшего свою собственную военную систему и внесшего огромный вклад в искусство войны.

Дата и место рождения Александра Суворова достоверно неизвестно, однако многие ученые считают, что он родился 13 (24) ноября 1730 года в Москве в семье генерала. Получил своё имя в честь князя Александра Невского. Детство его прошло в деревне, в имении отца.

Военная семья еще с детства оставила свой отпечаток на судьбе Суворова. Несмотря на то, что Александр был слабым и часто болеющим ребенком, он хотел стать военным. Суворов стал заниматься изучением военного дела, укреплял свою физическую подготовку. В 1742 году пошел служить в Семеновский полк, где провел 6,5 лет. В это же время обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался самообразованием. На дальнейшую судьбу Суворова большое влияние оказал генерал Абрам Ганнибал, который был другом семьи Суворовых и прадедом Александра Пушкина.

Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). На последнем этапе восстания Е. И. Пугачева, с августа 1774, руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание 1794. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Автор военно-теоретических работ ("Полковое учреждение", "Наука побеждать"). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.
2. Основная часть. А сейчас мы поговорим подробнее о штурме крепости Измаил. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова; произошло 11 (22) декабря 1790 года.

Чтец 1. Везувий пламя изрыгает,
Столп огненный во тьме стоит,
Багрово зарево зияет,
Дым черный клубом вверх летит;
Краснеет понт, ревет гром ярый,
Ударам вслед звучат удары;
Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной лавы, —
Чтец 2. О росс! Таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!

О росс! О род великодушный!
О твердокаменная грудь!
О исполин, царю послушный!
Когда и где ты досягнуть
Не мог тебя достойной славы?
Твои труды — тебе забавы;
Твои венцы — вкруг блеск громов;
В полях ли брань — ты тмишь свод звездный»
В морях ли бой — ты пенишь бездны, —
Везде ты страх твоих врагов.

Г. Державин

Ведущий 1. Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м, в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 м. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий.

Чтец 3. Из трех сот жерл огнем дышали,
Ты там прославился днесь вновь.
Вождь рек: «Се стены Измаила!
Да сокрушит твоя их сила!..»
И воскипела бранна кровь.

Г. Державин.

Ведущий 2. В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А. В. Суворову.

Александр Васильевич Суворов всесторонне изучил военное дело, военную теорию, выработал в себе практические боевые навыки. Суворов постоянно заботился о русском солдате. Суворовская забота заключалась главным образом в стремлении научить солдат и офицеров постоять за родину, добиться победы над врагом. Суворовские солдаты по праву назывались «чудо-богатырями» - они преодолевали любые трудности и одерживали победы.


Чтец 4. Учил Суворов в лихих боях

Держать во славе Российский флаг.

Отцом и братом Суворов был,

Сухарь последний с бойцом делил.

В дыму походов, в огне боев

Ковал победу, громил врагов

Он на Очаков, на Измаил

Победно войско свое водил.

Учил Суворов: «Вперед глядеть!

Уж если встали – стоять на смерть!»

Суворов, братцы, пример для нас –

Он не терялся в тяжелый час.

За честь Отчизны я жизнь отдам,

Не дам в России гулять врагам.

За честь Отчизны я постою,

В ученье трудно – легко в бою.

Ведущий 3. Началась усиленная подготовка к штурму. Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил».

Чтец 5. Как воды, с гор весной в долину
Низвержась, пенятся, ревут,
Волнами, льдом трясут плотину,
К твердыням россы так текут.
Ничто им путь не воспящает;
Смертей ли бледных полк встречает,
Иль ад скрежещет зевом к ним, —
Идут — как в тучах скрыты громы,
Как двигнуты безмолвны холмы;
Под ними стон, за ними — дым.

Идут в молчании глубоком,
Во мрачной страшной тишине,
Собой пренебрегают, роком;
Зарница только в вышине
По их оружию играет;
И только их душа сияет,
Когда на бой, на смерть идет.
Уж блещут молнии крылами,
Уж осыпаются громами —
Они молчат, — идут вперед.

Г. Державин

Ведущий 4. 24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Русские войска атаковали крепость. Один из главных ударов по защитникам крепости нанес Михаил Илларионович Кутузов. При штурме он командовал шестой колонной на левом фланге атаки. Его колонна вела ожесточенный бой и никак не могла занять нужных позиций. Суворов, осознавая тяжесть положения, прислал Кутузову офицера с приказом о назначении его комендантом крепости. Воодушевленный Кутузов лично повел солдат на штурм. Сопротивление турок было отчаянным, но неорганизованным. В 16 часок, Измаил был полностью в руках русских войск. Позже Кутузов спросил у Суворова: Почему Вы назначили меня комендантом, когда успех был еще сомнителен?» Александр Васильевич ответил: «Суворов знает Кутузова, а Кутузов знает Суворова. Если бы мы не взяли Измаил, то мы бы оба умерли под его стенами». 

  Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.

Чтец 6. Луна полна на башнях крови,
Поникли гордой Мекки брови;
Стамбул склонился вниз челом.

О! ежели издревле миру
Побед славнейших звук гремит,
И если приступ славен к Тиру, — 
К Измаилу больше знаменит.
Там был вселенной покоритель,
Машин и башен сам строитель,
Горой он море запрудил,
А здесь вождя одно веленье
Свершило храбрых россов рвенье;
Великий дух был вместо крыл.

Услышь, услышь, о ты, вселенна!
Победу смертных выше сил;
Внимай Европа удивленна,
Каков сей россов подвиг был.
Г. Державин

Ведущий 5. Примечательно: Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией (1791). Измаил был взят, через год турки подписали мирный договор, и признали права России на Крым, Кубань и Грузию. Русским купцам  обещали всяческую помощь и льготы при торговле на турецкой территории. Взятие непреступного Измаила имело огромное значение в истории России.

Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» - для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова (1790 год) установлен Федеральным законом от 13.03.95 N 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».


Чтец 7. Утешьтесь! — Ветры в ветры дуют,
Стихии меж собой воюют;
Сей свет — училище терпеть.
И брань коль восстает судьбою,
Сын россиянки среди бою
Со славой должен умереть.

А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрет;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.
Времен в глубоком отдаленьи
Потомство тех увидит тени,
Которых мужествен был дух.
С гробов их в души огнь польется,
Когда по рощам разнесется
Бессмертной лирой дел их звук.

Г. Державин

3. Подведение итогов (Рефлексия)

Как вы понимаете слова А. Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою»? Значима ли победа А. Суворова для России? А вы хотели бы быть похожим на А. Суворова? На кого из знаменитых людей вы бы хотели быть похожими?



Литература:

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Материалы Интернет








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Воинов славных в России не счесть

Автор: Пирогова Екатерина Викторовна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект внеклассного урока "Недаром помнит вся Россия" (к 200-летию со дня Бородинской битвы) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-vnieklassnogho-uroka-niedarom-pomnit-vsia-rossiia-k-200-lietiiu-so-dnia-borodinskoi-bitvy"
    ["file_id"] => string(6) "228823"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441522516"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Час-реквием "Афганистан" "
    ["seo_title"] => string(26) "chas-riekviiem-afghanistan"
    ["file_id"] => string(6) "117821"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930854"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Луч немеркнущего света "
    ["seo_title"] => string(31) "luch-niemierknushchiegho-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "184782"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426092303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект  классного  часа по теме: "День  победы" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-klassnogho-chasa-po-tiemie-dien-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "243302"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445691743"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства