Фамилия, Имя, Отчество: Хмылова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ Гимназия №86
Населенный пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Название работы: внеклассное занятие - театральная постановка
«Сказка о царевне Грамматике»
Возрастная группа: 2-3 классы
Действующие лица:
Царь Грамотей
Царевна Грамматика
Клякса
Ошибка
Клякса
Фея Орфография
4 помощника
Действие 1
Царь Грамотей сидит на троне. За партой - царевна Грамматика, что-то пишет. Царь встаёт и подходит к краю сцены.
Царь Грамотей:
Я, царь, первый Грамотей,
Самый умный из царей.
В подчинении у меня
Слова, звуки, предложения,
И тире, и ударения.
Всё на свете знаю я!
Школьники - мои друзья!
Царь Грамотей уходит.
Царица Грамматика:
Я, Грамматика, царевна.
Я без дела не сижу,
Грамоте людей учу.
С утра до ночи тружусь,
Трудолюбием горжусь.
Встаёт, расправляет плечи. Говорит усталым голосом.
Царица Грамматика:
Ох, устала я немного,
Надо сил набраться.
Выпить чай и отдохнуть,
Потом за дело взяться.
Царевна уходит.
Действие 2
Звучит фонограмма «Песенки разбойников» из м\ф «Бременские музыканты».
Выскакивают Клякса и Ошибка танцуют и поют.
Песня:
Говорят, мы кляксы-ваксы,
Как выносят дети нас,
Дайте только ручки в руки,
Ошибёмся мы тотчас.
Припев:
Ой, ля-ля, ой, ля-ля!
Всё задумали не зря!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля!
Опа!
Заколдуем мы царевну!
Есть волшебный порошок!
Мы грамматику забросим
В самый дальний уголок!
Во всём мире будут править
Грязь, ошибка и помарка.
Огорчения доставить -
Лучше нет для нас подарка!
Клякса и Ошибка слышат шум и прячутся за кулисами.
Входит царевна Грамматика с чашкой в руках. Она ставит чашку на стол, берёт бумаги и, просматривая их, отходит к краю сцены.
Клякса и Ошибка на цыпочках подходят к столу и тихо переговариваются.
Клякса (насыпает в стакан порошок):
Мы Грамматику усыпим,
Порошка в стакан насыплем.
Ошибка (потирает руки) :
Пусть уснёт она тотчас,
Наш тогда наступит час!
Прячутся за кулисы.
Царевна подходит к столу, берёт чашку, медленно садится на трон и засыпает.
Ошибка и Клякса выбегают из-за кулис, радостно кружатся вокруг спящей царевны.
Ошибка:
Спи, Грамматика, усни,
Сладкий сон к себе мани!
Школьники – твои враги!
Ты наплюй на них и спи!
Клякса:
Пусть в ошибках все погрязнут,
По уши в грязи завязнут!
Смеются и убегают.
Действие 3
Царевна просыпается, трёт глаза.
Царевна Грамматика:
Ох, как сладко я спала!
День уже кончается.
Хоть и ждут меня дела,
Делать их не нравиться!
Отложу всё на потом
И забудусь сладким сном!
Снова засыпает.
Входит царь Грамотей и пытается разбудить царевну.
Царь Грамотей:
Что ж ты, доченька, вставай!
Царство наше выручай!
Всё пришло в упадок вдруг!
Море клякс, ошибок горы!
(в сторону) Спит, не слышит уговоры!
Хватается за голову.
Что же делать?
Подскажите!
Как злодейство победить?
Как царевну разбудить
Входит Фея Орфография.
Фея Орфография:
Я, фея Орфография!
Здравствуйте, друзья!
Всегда, везде, немедленно
Приду на помощь я.
Подходит к царевне и качает головой.
Тут уж не помогут споры
И пустые разговоры.
Чтоб Грамматика проснулась,
К нам по-прежнему вернулась,
Надо Кляксу победить
И Ошибку погубить!
Дружно делом вы займитесь,
Отвечайте, не ленитесь!
Выходят помощники, читают задания, дети хором отвечают.
1 помощник:
Зевнул наборщик на работе
И вместо И поставил О.
Поймёте вы, когда прочтёте,
Что получилось из того.
В ведре не сурик, а … (СУРОК).
В углу не веник, … (ВЕНОК)
Маляр повесил кисть на гвоздь,
Глядит, пред ним не кисть, а …(КОСТЬ).
Маляр за дверь. И в первый миг
Он слова вымолвить не … (МОГ).
2 помощник:
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА - ЩА
Пишем только букву А
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!
3 помощник:
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы – ПЛОД,
Проверяем - … (ПЛОДЫ)
Говорим мы – САД,
Проверяем - … (САДЫ)
4 помощник:
Ты будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.
На берегу растёт СОСНА.
А рядом с нею … (СОСНЫ),
Горит прекрасная ЗВЕЗДА,
А рядом с нею … (ЗВЁЗДЫ).
А на траве лежит РОСА,
А рядом с нею … (РОСЫ).
Вот по траве спешит КОСА,
А рядом с нею … (КОСЫ).
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп!
Писать опасно!
Выбегают Ошибка и Клякса и падают.
Клякса:
Караул!
Спасите!
Таю!
Ошибка:
Погубили!
Умираю!
Царевна Грамматика (просыпается):
Ох, и долго я спала,
Как же там мои друзья?
Встает.
Некогда мне прохлаждаться
А за дело нужно браться!
Царь Грамотей (улыбается) :
Узнаю свою я дочь,
Лень она прогнала прочь.
Будем мы как прежде жить
И с ребятами дружить!
Царь, фея, царевна подходят к краю сцены и обращаются в зал.
Царевна Грамматика:
В тетрадках, книжках, дневниках
Пусть будет всё в порядке!
Ошибки с вами не должны
Играть, как прежде, в прятки!
Царь Грамотей:
Друзья, грамматика важна!
Прошу, не забывайте!
Ошибкам, исправлениям
Вы шанса не давайте!
Фея Орфография:
Желаем мы тебе, мой друг!
Писать везде прилично!
И будешь ты тогда, поверь,
Учиться на отлично!
Конец.
Список используемой литературы: Волина В.В., Учимся играя, М.: Новая школа, 1994