кругозор, углубить знания о поэтах, композиторах и художниках;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к высокому искусству.
Оборудование: картины …. Портреты отца и матери, бабушки, детские фотографии
художника.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Психологический настрой.
Ребята, наш урок я хотела бы начать, с чтениястихотворения. Послушайте, пожалуйста.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Да, конечно же, о природе и не только о ней.
Беседа о природе. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, увидеть и овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Но часто в жизни мы многое не замечаем, не видим красоту форм деревьев, гармоничного сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах осеннего неба, листвы, синеве лесных далей. И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова: поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть все прекрасное в жизни, но и выразить чувства в своих произведениях и тем самым приобщить к этому и других. Художники изображают природу: прекрасные окрестности городка или деревни, душистые овраги и колыхающиеся поля; розовую весну и красное лето, золотистую осень и белоснежную зиму.
Откроем первую страницу нашего журнала.
Страница 1. Устный журнал «В мире искусства»
- Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир красоты и искусства.
Наш устный журнал посвящается великому художнику живописцу Василию Дмитриевичу Поленову. 1 июня 2014 года исполнится 170 - лет со дня его рождения.
Страница 2. Детям об искусстве.О художнике В. Д. Поленове (1844-1927 г).
Знакомьтесь перед нами портрет В.Д. Поленова выполненная кистью художника Ильи Репина. Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с произведениями удивительного человека, художника живописца.Особое место в русской пейзажной живописи заняли его прекрасные картины, настоящие произведения искусства.
Вот что говорил В.Д. Поленов об искусстве:
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
Страница 3. Семья Поленова.
Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.
Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором.
Слайд 1. Портрет В.Д. Поленова в детстве 1852 г.
Слайд 2. Портрет матери художника.
Слайд 3. Портрет бабушки В.Д.Поленова Веры Николаевны.
Слайд 4. Портрет дедушки В.Д.Поленова.
Страница 4. Начало пути.
Очень большое влияние на Василия Поленова оказала его бабушка. Он очень любил вспоминать о поездках на север, в имение Веры Николаевны, дочери известного архитектора Н. А. Львова. Она хорошо знала русскую историю и народную поэзию, любила рассказывать внукам народные сказки, былины, предания. Бабушка всячески развивала увлечение внуков живописью, устраивала среди детей конкурсы, присуждая за лучшую работу «медаль». Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.
Страница 5. Галерея волшебных картин.
Слайд 5. Картина «Московский дворик».
В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. Эта картина и принесла художнику оглушительный успех. Здесь автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.
Слайд 6. Картина «Бабушкин сад».
Картина "Бабушкин сад" впервые была представлена на VII Передвижной выставке в 1879 году.
Посмотрев на картину, мы видим старый дом. Облупились его белые колонны, их нарядные украшения вверху разрушились. Лепные гирлянды под крышей облетели, наглухо закрыты окна. Но в этом доме еще живут, видны на лестнице цветы в горшках, дверь открыта. По ветхим ступенькам спустились в сад две женщины. Одна – старая, вся в черном. Другая – юная, стройная, в розовом платье. Тяжело опираясь на палку, старушка медленно передвигается по заросшей дорожке под руку с девушкой. На плечи старушки накинута теплая шаль, на голове белый чепец. Глубоко задумалась о чем-то хозяйка этой запущенной усадьбы – вместе с домом доживает она свой век. Самое яркое на картине – это девушка в розовом. Она как цветок, сама юность.
Краски для картины Поленов выбрал неяркие, приглушенные. И все словно в какой-то грустной дымке. Уходит прежняя жизнь и никогда уже не вернется. Наверное, поэтому художник и назвал картину так ласково – “Бабушкин сад”.
Слайд 7. Картина «Золотая осень».
– Послушайте, пожалуйста, прекрасное произведение известного композитора П.И.Чайковского «Сентябрь» (ее сменяет «Октябрь»).
- Пишет Поленов пейзаж «Золотая осень». Светла и задумчива эта осень над Окой. Она такая же, как в стихах поэта Ивана Бунина
Через одну-две минуты музыка приглушается и на фоне звучащей музыки появляется чтец и читает.
Чтец: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над пестрою поляной.
… Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой вышине
Расслышать листики шуршанье.
Учитель: Вслушаемся в прекрасные стихи… Кажется, будто Поленов и Бунин вместе любовались красотой осеннего дня. Но нет, поэт и художник даже не были знакомы друг с другом. Но они одинаково почувствовали прелесть золотой осени и прославили ее: один – в стихах, другой – в картине.
Приглушенная музыка продолжает звучать…
Слайд 8. Картина «Заросший пруд».
Много прекрасных картин написал Василий Дмитриевич Поленов. Изображал людей, их жизнь, природу. Особенно нравились художнику светлые, задумчивые дни. Такой летний день на его картине «Заросший пруд».
Уголок какого-то большого парка. И деревья, и небо как в зеркале отражаются в воде: узоры облаков, прибрежные травы, тополя. Сам пруд зарастает, его затягивает ржавая тряска. Солнце осветило берег, прогрело деревянные мостики и желтую тропинку, ведущую в чащу. А там, в прохладной глубине, в полумраке, мы видим девушку. Она сидит на скамейке и читает книгу. Наверное, пришла сюда, чтобы побыть одной.
Слайд 9. В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.
Слайд 10.
В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
Слайд 11.
В 1874 пишет картину «Право господина».
Страница 6. Поленов-строитель.
Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
Слайд 12 Слайд 13
В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967).
Слайд 13 Слайд 14
Страница 7 Редкие фотографии
Поленов был скромным, истинно скромным русским человеком, и не очень любил фотографироваться, хотя в те годы это уже не было такой диковинкой. На этой странице представлены некоторые фотографии великого человека и художника. Также вы можете увидеть фотографии мастерской Поленова, его дома в деревне Борке и Троицкой церкви в селе Бёхово, которые были построены по его проектам.
Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17
Страница 8 Великие люди о Поленове.
В историю искусства Василий Дмитриевич Поленов вошел тихим, но очень сильным и проникновенным художником, открывшего домашний мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.
«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»
Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков, зрителей и друзей художника.
В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».
Имелись в виду, те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: Право господина (1874) на сюжет из средневековой истории Германии, пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность - Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной Христос и грешница и серией картин из жизни Христа (1881-1882, 1899).
Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества - архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.
Страница 9. Память о Поленове.
Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.
Страница 10. Заключительное слово
Все умел этот необыкновенный человек. Писал замечательные картины, строил дома, создал театр в Москве. Своим искусством приносил всем радость.
Усадьба над Окой уже давно зовется Поленово. Тысячи людей приезжают сюда поклониться искусству великого человека.
В музее-усадьбе по-прежнему приветливо и уютно. Как в те давние времена, когда сам Василий Дмитриевич Поленов, встречая гостей, поднимал руку и говорил красивым густым голосом: «Милости просим! Очень рад, очень рад!»