Сценарий литературно-музыкальной композиции "Растрелянное детство" подготовлен для выступления перед учащимися школы. Цель мероприятия: Показать Великую Отечественную войну как личностно - значимое для нашего современника событие. Задачи: привить учащимся чувство патриотизма, гражданственной ответственности; помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор; помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу; содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу;
содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации фотографий военной поры.
На сцене композиция со свечой
Читает учитель:
Черное небо в багровом огне. Пот на глаза накатил пелену, Что я могу рассказать о войне Мальчикам, думающим про войну?
Мальчикам, думающим, что война – Это знамен полыхающий шелк, Мальчикам, думающим, что она – Это горнист, подымающий полк. Я говорю, что война – это путь, Путь без привала и ночью и днем, Я говорю, что война – это грудь, Сжатая жестким ружейным ремнем. Я говорю им о том, что война – Это шинели расплавленный жгут, Я говорю им о том, что она – Это лучи, что безжалостно жгут. Это мосты у бойцов на плечах, Это завалы из каменных груд, Это дозоры в бессонных ночах, Это лопаты, грызущие грунт, Это глаза воспаливший песок, Черствой буханки последний кусок, Тинистый пруд, из которого пьют, Я говорю, что война - это труд! Если ж претензии будут ко мне, Цель я преследую только одну: Надо внушить уваженье к войне Мальчикам, думающим про войну.
Выходят ребята с лентами «Память», «Совесть», «История»
Память: Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…
Совесть: Война убивает детей дважды: убивает тех, кто родился, и тех, кто мог бы, должен был прийти в этот мир. А ребенок, выживший и прошедший ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему отнятое детство?
История: к вам, кому еще нет и шестнадцати.
Совесть: к вам, кто не знает, что такое война…
Память: Обращаемся.
История: Чтобы помнили…
Совесть: Чтобы поняли…
Выходят участники композиции.
1: Дети войны - и веет холодом,
2: Дети войны - и пахнет голодом,
3: Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
4: Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
История: Сегодня мы говорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью...
/Девочка танцует танец-балет, раздаются взрывы, выстрелы. Девочка закрывает лицо руками.
Девочка: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Мальчик: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война? /Выстрел, девочка медленно оседает.
Выходят дети, они рассказывают по очереди:
1. И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей.
2. Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили сыном полка, в специальную разведроту при штабе.
3. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас выводили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежки дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
4.Мне было 14 лет, когда фашисты вошли в нашу белорусскую деревню. Они уничтожали людей: сгоняли в сараи и поджигали. Однажды немецкий солдат схватил меня за косу и таскал по земле. Когда отпустил, я добежала до сарая и серпом отрезала себе волосы, а потом ушла в лес к партизанам.
5. Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…
Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…
Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.
– Это не моя дочь!
– Мамочка!
– Это не моя дочь! Это не моя дочь…
Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:
– Это не моя дочь!
Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…
6. Мама не пришла… К тому, что папа часто не приходил, я привык, а мама раньше возвращалась домой всегда. Мы с братом одни сидим несколько дней в квартире, никуда не выходим: вдруг появится мама. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:
– Мама! Где моя мама?…
– Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.
Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.»
Память: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков.
История: В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):
— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.»
Совесть: Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы
Работать
Мальчишки Урала
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою
военного года,
Когда занимался над Камой
холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих
директор завода,
А было рабочим –
Всего по четырнадцать лет.
История: Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал девиз. Мальчишки работали на заводах, которые делали снаряды для фронта. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха.
1. Мама ходила менять вещи на крохи продуктов. Помню, что выходной костюм отца «пошел» за 1 кг неочищенного овса, а за зимнее пальто какой-то жулик всучил маме просроченные продуктовые карточки и обещал привезти картошки, но не привез. Вообще нас часто обманывали. Принесенный с мороза кусочек сала оказывался стеарином, сахар – мелом.
Инсценировка - Бабушка и внучка. Обе закутаны в шарфы и платочки.
звучит фонограмма песни
Бабушка: Танечка, у нас есть пол-кусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрем голодные.
(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)
Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).
Совесть: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.
1. В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь для уничтожения.
2. Я попал в концентрационный лагерь. Нам давали крошки хлеба, которыми не успеваешь насытиться. Мы были превращены в поставщиков крови для немецких солдат.
Совесть: Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
3. Мы напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички.
Вокальная группа исполняет песню «Саласпилс»
4. В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни.
Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.
Я уже развеян,
Лечу над Родиной, которой
Я и такой, сожженный, верен.
Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Ее морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать… —
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу…
Память: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
История: Себе дал команду «Вперед!»
Израненный мальчик в шинели.
Глаза, голубые, как лед.
Расширились и потемнели.
Себе дал команду «Вперед!»
На танки пошел
С автоматом…
Сейчас он,
Сейчас упадет,
Чтоб встать Неизвестным солдатом.
1. Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. 10.XI.42. г. Мать согласна.
2.Всё для нас девчонок в армии было сложно. Очень трудно давались нам знаки отличия. Когда мы прибыли в армию ещё были ромбики, кубики, шпалы, и вот сообрази, кто там по званию.
3. Конечно, когда я увидела обгоревшие лица, я поняла что такое война. Танкистов вытаскивают из горящих машин, на них все горит, а кроме этого, у них часто были перебиты руки или ноги. Это были очень тяжело раненные.
4. Раненые…К одному подползла, а у него рука совсем перебитая…Ему ж нужно срочно отрезать руку и перевязать. А у меня ни ножа, ни ножниц. Из сумки выпали, пока ползла. Что делать? И я зубами грызла…Перегрызла…Забинтовала.. Выжил.»
5. Страшно ли было умирать? Конечно, страшно. Я до сих пор не верю, что живым остался. Глаза закрою – все снова перед собой вижу…Бой…Танки…»
Совесть: Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
/ Ребята завязывают пионерские галстуки
История: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Память: Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.
1: Леонид Голиков, 14 лет — Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.
2: Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.
3: Валентин Котик — 14 лет. Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.
4: Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.
5: Марат Казей — 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
6: Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.
7: Володя Дубинин — 15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
8: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.
9: Александр Ковалев - 13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду.
История: Где-то вновь предвестником беды
Багровеет сумрачное небо.
Где-то людям не хватает хлеба.
Где-то умирают без воды.
Память: Где-то кровью залиты поля,
Где-то кровли рушатся…
И дети
Гибнут
На захваленной планете,
Окрещенной именем
Земля!
Совесть: По Донецку снова смерть гуляет,
И "Ураган" свою работу знает:
Осколок в школьное окно влетает,
А словно мне по сердцу попадает…
Вокальная группа исполняет песню «Рисуют мальчики войну»