kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Расстрелянное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Растрелянное детство" подготовлен для выступления перед учащимися школы. Цель мероприятия: Показать Великую Отечественную войну как личностно - значимое для нашего современника событие. Задачи: привить учащимся чувство патриотизма, гражданственной ответственности; помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор; помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу;  содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Расстрелянное детство" »

Литературно - музыкальная композиция «Расстрелянное детство»



Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно - значимое для нашего современника событие.

Задачи:

  •        привить учащимся чувство патриотизма, гражданственной ответственности;

  •        помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;

  •        помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу;

  •        содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации фотографий военной поры.


На сцене композиция со свечой


Читает учитель:

Черное небо в багровом огне.
Пот на глаза накатил пелену,
Что я могу рассказать о войне
Мальчикам, думающим про войну?

Мальчикам, думающим, что война –
Это знамен полыхающий шелк,
Мальчикам, думающим, что она –
Это горнист, подымающий полк.
Я говорю, что война – это путь,
Путь без привала и ночью и днем,
Я говорю, что война – это грудь,
Сжатая жестким ружейным ремнем.
Я говорю им о том, что война –
Это шинели расплавленный жгут,
Я говорю им о том, что она –
Это лучи, что безжалостно жгут.
Это мосты у бойцов на плечах,
Это завалы из каменных груд,
Это дозоры в бессонных ночах,
Это лопаты, грызущие грунт,
Это глаза воспаливший песок,
Черствой буханки последний кусок,
Тинистый пруд, из которого пьют,
Я говорю, что война - это труд!
Если ж претензии будут ко мне,
Цель я преследую только одну:
Надо внушить уваженье к войне
Мальчикам, думающим про войну.


Выходят ребята с лентами «Память», «Совесть», «История»

Память: Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

Совесть: Война убивает детей дважды: убивает тех, кто родился, и тех, кто мог бы, должен был прийти в этот мир. А ребенок, выживший и прошедший ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему отнятое детство?

История: к вам, кому еще нет и шестнадцати.

Совесть: к вам, кто не знает, что такое война…

Память: Обращаемся.

История: Чтобы помнили…

Совесть: Чтобы поняли…



Выходят участники композиции.

1: Дети войны - и веет холодом,

2: Дети войны - и пахнет голодом,

3: Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

4: Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.


История: Сегодня мы говорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью...



/Девочка танцует танец-балет, раздаются взрывы, выстрелы. Девочка закрывает лицо руками.



Девочка: Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Мальчик: Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война? /Выстрел, девочка медленно оседает.



Выходят дети, они рассказывают по очереди:


1. И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей.

2. Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили сыном полка, в специальную разведроту при штабе.

3. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас выводили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежки дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

4.Мне было 14 лет, когда фашисты вошли в нашу белорусскую деревню. Они уничтожали людей: сгоняли в сараи и поджигали. Однажды немецкий солдат схватил меня за косу и таскал по земле. Когда отпустил, я добежала до сарая и серпом отрезала себе волосы, а потом ушла в лес к партизанам.

5. Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

– Это не моя дочь!

– Мамочка!

– Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

– Это не моя дочь!

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…



6. Мама не пришла… К тому, что папа часто не приходил, я привык, а мама раньше возвращалась домой всегда. Мы с братом одни сидим несколько дней в квартире, никуда не выходим: вдруг появится мама. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:

– Мама! Где моя мама?…

– Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.»



Память: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков.

История: В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Станки «малолетки», как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.


Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.»


Совесть: Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы

Работать

Мальчишки Урала

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою

военного года,

Когда занимался над Камой

холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

директор завода,

А было рабочим –

Всего по четырнадцать лет.


История: Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал девиз. Мальчишки работали на заводах, которые делали снаряды для фронта. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха.


1. Мама ходила менять вещи на крохи продуктов. Помню, что выходной костюм отца «пошел» за 1 кг неочищенного овса, а за зимнее пальто какой-то жулик всучил маме просроченные продуктовые карточки и обещал привезти картошки, но не привез. Вообще нас часто обманывали. Принесенный с мороза кусочек сала оказывался стеарином, сахар – мелом.


Инсценировка - Бабушка и внучка. Обе закутаны в шарфы и платочки.

звучит фонограмма песни

Бабушка: Танечка, у нас есть пол-кусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрем голодные.

(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).



Совесть: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.


1. В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь для уничтожения.


2. Я попал в концентрационный лагерь. Нам давали крошки хлеба, которыми не успеваешь насытиться. Мы были превращены в поставщиков крови для немецких солдат.


Совесть: Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.


3. Мы напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички.


Вокальная группа исполняет песню «Саласпилс»



4. В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни.


Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать… —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу…


Память: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

История: Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед.

Расширились и потемнели.

Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом…

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным солдатом.


1. Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. 10.XI.42. г. Мать согласна.

2.Всё для нас девчонок в армии было сложно. Очень трудно давались нам знаки отличия. Когда мы прибыли в армию ещё были ромбики, кубики, шпалы, и вот сообрази, кто там по званию.

3. Конечно, когда я увидела обгоревшие лица, я поняла что такое война. Танкистов вытаскивают из горящих машин, на них все горит, а кроме этого, у них часто были перебиты руки или ноги. Это были очень тяжело раненные.

4. Раненые…К одному подползла, а у него рука совсем перебитая…Ему ж нужно срочно отрезать руку и перевязать. А у меня ни ножа, ни ножниц. Из сумки выпали, пока ползла. Что делать? И я зубами грызла…Перегрызла…Забинтовала.. Выжил.»

5. Страшно ли было умирать? Конечно, страшно. Я до сих пор не верю, что живым остался. Глаза закрою – все снова перед собой вижу…Бой…Танки…»



Совесть: Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.


/ Ребята завязывают пионерские галстуки


История: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Память: Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.



1: Леонид Голиков, 14 лет — Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

2: Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.



3: Валентин Котик — 14 лет. Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

4: Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

5: Марат Казей — 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

6: Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.

7: Володя Дубинин — 15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

8: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.

9: Александр Ковалев - 13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду.



История: Где-то вновь предвестником беды

Багровеет сумрачное небо.

Где-то людям не хватает хлеба.

Где-то умирают без воды.

Память: Где-то кровью залиты поля,

Где-то кровли рушатся…

И дети

Гибнут

На захваленной планете,

Окрещенной именем

Земля!

Совесть: По Донецку снова смерть гуляет,

И "Ураган" свою работу знает:

Осколок в школьное окно влетает,

А словно мне по сердцу попадает…



Вокальная группа исполняет песню «Рисуют мальчики войну»


/Выходят дети с плакатами.


– Я нарисую яркое солнце!

– Я нарисую синее небо!

– Я нарисую свет в оконце!

– Я нарисую колосья хлеба!

– Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.


История: Поднимите все это выше,

Чтоб все видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан Земли.

Память: Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Расстрелянное детство"

Автор: Семенова Ирина Викторовна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231948


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства