Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся средних классов, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Профилактика буллинга"»
Внеклассное мероприятие по профилактике буллинга
«Учись быть добрым»
Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся средних классов, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
1.Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
2.Развитие уважения к различиям других.
3.Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
4.Создание благоприятного психологического климата в классе.
5.Повышение толерантности и эмпатии.
6.Снижение агрессии и враждебных реакций.
Время: 40-45 минут.
Участники: обучающиеся 8 классов.
Методы:
– словесный метод: беседа, диалог, обсуждение;
– наглядный метод: просмотр отрывка видеофильма «Повелитель мух» упражнения, тренинг;
– метод контроля.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Целесообразно создание свода правил, совместно с детьми, в отношении
Буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую иликосвенно) с ним:
«Наши правила»
Мы внимательно слушаем друг друга.
Мы даем друг другу высказаться.
Мы ни о ком не говорим плохо.
Мы не смеемся над кем-то, если он сделал ошибку или еще чего-то не умеет. Если с кем-то обращаются несправедливо, мы обращаем на это внимание и помогаем ему.
Мы не собираемся в группы, чтобы «дружить против» кого-то.
Предварительное чтение и просмотр отрывка из фильма «Повелитель мух»
Разминка. «Любимое занятие».
У каждого из вас есть любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об увлечениях тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей очень долго. Давайте, обратим внимание друг на друга. Поиграем с вами в игру. Нужно продолжить фразу: «Я люблю....» Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. (Обратить внимание на то, что есть разные интересы.)
Введение в тему занятия
Вы прочитали дома произведение У. Голдинга «Повелитель мух». Просмотр и обсуждение отрывка из фильма «Повелитель мух».
Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)
Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме
«Повелитель мух»? (Ответы детей)
Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков, предательство.
Обсуждение.
Это произведение о противоречивости человеческой натуры, о зле, что может проснуться в человеке, но не только, оно также о том, что человек может обуздать пробуждающеесязло.
Героями этой повести являются дети, подростки: есть совсем маленькие, им по 5-6 лет, старшим – по 10-13 лет.
Вопросы к классу.
1. Как вы считаете, почему героями своей повести-притчи У. Голдинг избрал детей-подростков? (ответы детей).
2. Сформулируйте основную тему и идею этого произведения. (ответы детей).
3. Назовите поступки Саймона, которые вызывают ваше уважение к данному герою. Чем он вам нравится? Каким философским смыслом наполнен данный образ? (ответы детей).
4. Что вы можете сказать о поведении бессловесного, нерассуждающего большинства? Какую мысль хочет довести до нас писатель, рисуя поступки этих детей? (ответы детей).
5. Какие истины открывает нам мир повести-притчи У. Голдинга “Повелитель мух”? (ответы детей).
Обратите ваше внимание на то, что травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т. п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, психологическое насилие. Физическое насилие – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
Предлагаю вам оценить вашу значимость в болезни класса под названием “травля”:
– я никогда в этом не участвую -1 балл
– иногда присоединяюсь, но потом жалею- 2 балла
– травил, травлю и буду травить; это же здорово- 3 балла.
Я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно.
Практикум
Упражнение «Я злюсь…, на меня злятся…» Задание участникам: «Прежде чем получить доступ к положительным эмоциям и чувствам, необходимо проработать уже имеющиеся негативные эмоции и чувства, в частности злость, ненависть, враждебность. Ответьте письменно на следующие вопросы и дайте на них как можно больше ответов:
• Что вы ненавидите, что вас злит в других людях, в себе?
• Какое взаимодействие, какие ситуации вызывают у вас эмоцию гнева?
• Какие ситуации, какое взаимодействие вызывают эмоцию гнева у большинства других людей?» Списки читаются и обсуждаются. Ведущий предлагает участникам назвать и обсудить способы противостояния агрессии, конструктивного ответа на нее:
• Как в идеале вы хотели бы обращаться со своей эмоцией гнева?
• Каким образом в идеале вы хотели бы справляться с эмоцией гнева другого человека?
• Как другие люди справляются со своей эмоцией гнева?
• Какие конструктивные способы решения конфликтов вы видели у других людей? 20 Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали, когда делали это упражнение?
• Что нового вы узнали?
• Как это можно использовать в реальной жизни?
Упражнение «Похвала». Задание участникам: «Похвалите своего партнера (присутствующего члена группы или отсутствующего здесь близкого человека, коллегу и др.) таким образом, чтобы в похвале не было манипулирования или доминирования, желания уколоть, скрытой или открытой цели что-то получить от партнера. Просто похвалите его, не преследуя корыстных целей, за то хорошее, что он сделал для вас, для себя, для других людей. Исключите обобщения и хвалите конкретный поступок, действие, описывая его. Начните похвалу с описания своих чувств: «Я рад…», «Я горжусь тем, что ты…», «Я восхищена…», «Мне очень нравится…», «Я испытываю удовольствие, когда ты…»».
Вопросы для обсуждения:
• Что было самым сложным для вас в этом упражнении?
• Какие побуждения у вас возникали во время выполнения упражнения?
• Как вы справились с трудностями?
• Какой новый опыт вы вынесли из упражнения?
Рефлексия
Ребята! Я благодарю вас за вашу активную работу! Какой вывод вы для себя сделали? Что вам понравилось? Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии? Одним словом оцените свое состояние? В конце нашего мероприятия хочется сказать, что одним из вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».
«Спасибо за прекрасный день»
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”