разделить на восемь групп. Группа 1. Социальные сети. Исследования показывают, что длительное использование социальных сетей приводит к повышению риска депрессии, нарушениям сна, чувству социальной изоляции подростков, кибербуллингу (Twenge & Campbell, 2018; Katherine Keyes, John E. Pachankis, 2019 и др.). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 2. Маркетинговые манипуляции и реклама. Многие исследования указывают на то, что маркетинг и реклама негативно влияют на развитие детей. К примеру, реклама некоторых продуктов питания приводит к выработке неадекватных пищевых привычек у детей и подростков (Harris et al., 2009). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 3. Азартные игры. Исследования показывают, что азартные игры отрицательно влияют на развитие мозга подростков, способствуя формированию зависимости и повышению риска развития психических расстройств (Derevensky et al., 2010). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 4. Интернет-контент. Многие исследования связывают длительное воздействие интернет-контента с повышенным риском развития у подростков агрессивного поведения и нежелательных отклонений (Anderson et al., 2010). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 5. Психологическое давление. Научные данные указывают на то, что психологическое давление со стороны окружающих и социальной среды может значительно влиять на психическое здоровье детей и подростков (Luthar & Cicchetti, 2000). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 6. Наркотики и алкоголь. Исследования демонстрируют, что подростки, подвергающиеся воздействию наркотиков и алкоголя, имеют повышенный риск развития зависимостей и других серьезных проблем (Volkow et al., 2019). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 7. Пропаганда экстремизма. Научные данные подтверждают, что распространение экстремистских идей в интернете может оказывать серьезное воздействие на психологическое развитие подростков и стимулировать их вовлечение в опасные действия (Bjørgo & Horgan, 2009). Дайте советы, как уберечь ребенка. Группа 8. Негативные примеры. Исследования показывают, что подростки, избирающие негативные ролевые модели, имеют более высокий риск развития асоциального поведения и проблем в адаптации (Monahan et al., 2009). Дайте советы, как уберечь ребенка. По завершении презентации педагог приводит данные международных исследований и предлагает родителям углубить свои представления о возможностях поддержки детей. Как родители могут защитить своих детей от деструктивных внешних влияний? идей в интернете может оказывать серьезное воздействие на психологическое развитие подростков и стимулировать их вовлечение в опасные действия (Bjørgo & Horgan, 2009). Дайте советы, как уберечь ребенка. Открытый диалог и поддержка. Проведение открытых бесед с детьми об их друзьях, интересах и проблемах может помочь им лучше понять и управлять своим окружением (Resnick et al., 1997). Обучение навыкам критического мышления. Поощрение развития у подростков критического мышления помогает им анализировать информацию из различных источников и принимать осознанные решения (Kuhn et al., 2008). Моделирование положительного поведения. Родители могут выступать в качестве моделей, демонстрируя здоровые и адаптивные способы реагирования на давление сверстников или другие деструктивные влияния (Bandura, 1977). Ограничение доступа к вредному контенту. Установка правил и ограничений на использование интернета и социальных сетей помогает защитить подростков от воздействия негативного контента (Rideout et al., 2010). Поддержка социальных связей. Содействие в развитии качественных отношений с семьей, друзьями и обществом уменьшает вероятность подверженности подростков деструктивным Кейс-стади «Как помочь ребенку» Для выполнения задания выбираются три спикера и три группы поддержки для каждого. Каждому спикеру достается один кейс для обсуждения его с группой поддержки (1–2 мин.) по следующим вопросам. Какую угрозу несет подача указанной информации? Как убедительно донести эту идею до ребенка? Результат обсуждения необходимо презентовать на флипчарте (2–3 мин.). Кейс 1. Популярный блогер, за которым следит ребенок, регулярно рекламирует энергетические напитки без явного указания на спонсорство. Пример ответа спикера 1. Опасность: это создает иллюзию, что блогер действительно активно пользуется и одобряет этот продукт. Кейс 2. В социальной сети проводится конкурс, для участия в котором необходимо лайкнуть страницу, сделать репост и оставить комментарий. Часто такие конкурсы обещают крупные призы. Пример ответа спикера 2. Опасность: на самом деле собирают личные данные участников. Кейс 3. Подросток хочет купить определенный бренд одежды, потому что «все его друзья носят эту марку». Пример ответа спикера 3. Опасность: рекламные кампании бренда создают ощущение, что этот выбор помогает быть «крутым» и принятым в кругу сверстников. Вопрос для обсуждения по завершении презентаций спикеров Как можно помочь детям распознавать и противодействовать медийным манипуляциям? Дискуссия Для проведения дискуссии в слайдах приводятся кейсы, иллюстрирующие распространение экстремизма в подростковой Разница между закрытыми и открытыми вопросами Закрытые вопросы предполагают краткий ответ, часто «да» или «нет». Например: «Ты сделал домашнее задание?» Открытые вопросы («Как», «Почему», «Как ты думаешь» и др.) требуют развернутого ответа и побуждают к размышлениям. Например: «Как ты справился с домашним заданием?» Работа в парах или группах Родителям предлагается поочередно выполнять роль задающего вопросы (т. е. роль родителя) и отвечающего на них (роль ребенка). Это должно быть сыграно как ситуационная игра на примерах из реальной жизни. Например, такой сценарий. После школы: как прошел день в школе у ребенка. Во время ужина: обсуждение планов на вечер или на следующий день. Перед сном: беседа о том, что произошло в течение дня или о чем ребенок мечтает. Определите, кто какие роли будет играть. Поочередно дайте возможность каждому «родителю» и «ребенку» попрактиковаться в проведении беседы. Вопросы для обсуждения Какие вопросы были наиболее открытыми и позволили раскрыть более глубокие мысли и чувства? Как можно улучшить коммуникацию в следующий раз? Путем обсуждения качества вопросов и ответов участники могут улучшить свои навыки коммуникации и развить более тесные отношения. Мозговой штурм «Семейный дневник» Задание. Внесите предложения, как создать «Семейный дневник», где каждый член семьи может делиться своими мыслями и вопросами. Цель: способствовать открытому общению и укрепить связь между членами семьи. Все предложения родителей фиксируются на флипчарте. По завершении сбора предложений предлагается окончательная запись. Например: Как создать «Семейный дневник»? Купите специальный блокнот или создайте онлайн- дневник для всей семьи. Поощрение участия. Объясните всей семье, что дневник создан для того, чтобы все могли выражать свои мысли, чувства и задавать вопросы. Еженедельные записи. Поощряйте каждого члена семьи писать в дневнике хотя бы раз в неделю. Это может быть запись о чем-то, что произошло, чувствах или вопросах, которые хотелось бы обсудить. Обсуждение записей. Один раз в неделю, например, по выходным, собирайтесь всей семьей, чтобы обсудить записи в дневнике. Возможно, это будет во время семейного обеда или в вечернее время. Ответы на вопросы. Во время обсуждения ответьте на вопросы, которые были заданы в дневнике. Позвольте каждому члену семьи высказаться и поделиться своим мнением. «Семейный дневник» – это отличный способ поощрять открытое общение и укреплять связь между членами семьи. Путем регулярных записей и обсуждений можно создать более тесные отношения и лучше понимать друг друга. Заключительная часть Подведение итогов. Обсуждение важности открытого диалога, креативного мышления и эмоционального интеллекта для развития устойчивости подростков к разрушающим внешним влияниям. Вопросы Какие трудности вы испытали во время выполнения этих упражнений? Есть ли среди упражнений такое, которое вы посчитали особенно полезным или интересным и хотели бы попробовать применить дома? Как вы считаете, какие методы или упражнения нужно использовать для улучшения навыков открытого общения с вашими детьми? |