kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества «Обыкновенный фашизм, или это не должно повториться»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалов для изучения человеконенавистнической сущности фашизма в арсенале учителя достаточно много, и одним из них является документальный кинофильм «Обыкновенный фашизм» - режиссер М. Ромм, авторы сценария М. Ромм, М. Туровская и Ю. Ханютин. Фильм был снят в год 20-летия Победы в Великой Отечественной войне (1965). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «Обыкновенный фашизм, или это не должно повториться»»

город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35













Урок мужества

«Обыкновенный фашизм, или это не должно повториться»

(«открытый показ» фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»)
















Урок мужества

«Обыкновенный фашизм, или это не должно повториться»

(«открытый показ» фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»)

Об актуальности вопроса

В последние годы в политической жизни Европы в силу ряда причин происходит усиление националистических тенденций, поднимают головы фашиствующие партии, представители которых, побеждая на выборах, занимают все больше мест в парламентах и правительствах.

Происходит это в том числе и потому, что за семь десятилетий, прошедших со времен Второй мировой войны люди стали забывать о звериной личине фашизма, о его преступлениях против человечества, о невиданных страданиях и жертвах, которых пришлось принести народам земли алтарь победы над коричневой чумой.

Забвение истории вещь далеко не безобидная. Историческое беспамятство способствует реанимации темных сторон прошлого, оправдывает политику некоторых современных государственных деятелей, которые, пытаясь решить свои сиюминутные проблемы, закрывают

глаза на фашистскую угрозу, не думая о том, к каким катастрофическим последствиям может привести их заигрывание с фашистскими силами.

Сегодня особенно актуальны слова известного чешского журналиста-борца с фашизмом Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны». Именно поэтому возрастает необходимость обращения школьников к истории Второй мировой войны, и, в частности, к разоблачению фашизма как одного из наиболее уродливых порождений человеческой цивилизации.

О фильме «Обыкновенный фашизм»

Материалов для изучения человеконенавистнической сущности фашизма в арсенале учителя достаточно много, и одним из них является документальный кинофильм «Обыкновенный фашизм» - режиссер М. Ромм, авторы сценария М. Ромм, М. Туровская и Ю. Ханютин. Фильм был снят в год 20-летия Победы в Великой Отечественной войне (1965), но, несмотря на то, что с тех пор прошло почти 52 года, он и сегодня является весьма злободневным. В фильме детально исследуются некоторые аспекты истории германского фашизма: его возникновение, участие в его становлении правящих элит германского общества, основные положения этой человеконенавистнической идеологии, тоталитарная структура и политика фашистского государства; портреты наиболее одиозных его деятелей: Гитлера, Гиммлера, Геринга, Гесса и прочих нацистских преступников. Авторы фильма знакомят зрителя с методами фашистской пропаганды, позволившей за какие-то шесть-семь лет воспитать молодое поколение нацистов – тупых, безжалостных и жестоких, готовых на самые мерзкие преступления против человечества. Фильм также рассказывает о недальновидной политике руководителей стран западной демократии, благодаря политической и финансовой поддержке которых нацисты создали мощные вооруженные силы, а затем в борьбе за мировое господство обрушили их на Западную Европу, а после ее покорения и на Советский Союз. Особое место в фильме уделено показу чудовищных зверств нацистов против европейцев и в частности против народов Советского Союза, больше всего пострадавшего от фашизма. Убедительно показан великий подвиг Красной армии, разгромившей гитлеровскую орду и спасшей Европу от порабощения, а многие народы от физического истребления. Заключительные кадры взывают к бдительности, предупреждая об опасности возрождения нацизма. Работая с фильмом, снятым в 1965 году необходимо учитывать, что современные школьники плохо представляют себе такие реалии 60-х годов ХХ века, как Советский Союз, страны мировой системы социализма, противостояние двух германских государств ГДР и ФРГ. Однако в целом «Обыкновенный фашизм» и в наше время является одним из лучших произведений мировой кинодокументалистики, разоблачающей страшное порождение ХХ века – германский фашизм.


Ход классного часа:


I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

В небольшой беседе учитель кратко напоминает о подготовке к празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, о необходимости помнить трагические страницы Российской истории и понимать, какую великую задачу решила Красная армия, разгромив фашистских захватчиков и избавив мир от нацистской угрозы.

Логическая задача:

В чем состояла угроза фашизма? Учитель сам отвечает на поставленный вопрос:

Нацистская программа Гитлера предполагала:

  • провозглашение немцев высшей расой и неполноценность прочих народов,

  • которые были должны стать их рабами;

  • необходимость завоевания Германией мирового господства;

  • полное физическое истребление некоторых народов.

Ребятам сообщается, что более подробно с этими вопросами они познакомятся, просмотрев три фрагмента фильма «Обыкновенный фашизм», снятого в 1965 году известным советским кинорежиссером Романом Карменом.

II. ГЛАВА ФИЛЬМА «Фюрер приказал, мы исполнили»

Глава фильма под таким названием посвящена началу Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Учитель объявляет о начале показа фильма. Время показа 8 минут. За это время учащиеся должны будут решить две логические задачи:

  • В кинофильме демонстрируются кадры, на которых показаны гитлеровские летчики, бомбящие мирные города и расстреливающие колонны беженцев.

Картинка сопровождается закадровым текстом: «Фюрер приказал – мы исполняем. Мы давали клятву, а думать нам не положено». Можно ли, несмотря на это, считать нацистских летчиков военными преступниками?

Если да, то почему?

  • Какую цель преследовали авторы фильма, вставляя в военные кадры

картинку и рассказ о москвичах 1965 года?

По окончании просмотра следует организовать прослушивание кратких ответов учащихся на поставленные вопросы без подробного обсуждения и перейти к следующей части занятия. Краткость в этой части занятия необходима для экономии времени.

III. ГЛАВА ФИЛЬМА «Обыкновенный фашизм»

(Демонстрация фрагмента 13 минут).

Эта часть занятия – основная. Глава «Обыкновенный фашизм» посвящена показу нацистских зверств по отношению к мирному населению.

В ходе демонстрации фрагмента учащиеся должны будут решать логические задачи, число которых достигает восьми, поэтому есть смысл распечатать эти вопросы и раздать учащимся:

1. О каких нравственных качествах гитлеровских солдат может идти речь, глядя на фотографии, которые они носили с собой?

2. Обратите внимание на кадры, посвященные Львовскому погрому, происшедшему 29 июня 1941 года, и подумайте, на кого кроме немцев следует возложить ответственность за этот погром?

Без пояснений учителя здесь не обойтись, поскольку в фильме, снятом в 1965 году вина за Львовский погром, в котором погибли десятки тысяч львовских поляков и евреев, возлагалась исключительно на немцев. В Советском Союзе, по определенным причинам стыдливо замалчивалось, что это преступление было совершено не немцами, а их близкими друзьями и пособниками украинскими националистами – бандеровцами, которые, совершали эти злодеяния, следуя приказу украинского фашиста Степана Бандеры. Именно он проповедовал образование мононационального Украинского государства и ради этого ставил задачу полного физического истребления всех неукраинцев на территории создаваемой им Украины: русских, поляков и евреев. В кровавых преступлениях на национальной почве бандеровцы затмили даже гитлеровцев.

В наше время на Украине, особенно в ее западных областях, ставятся памятники фашисту и палачу Степану Бандере, которого современные нацистские партии «Свобода» и «Правый сектор» считают национальным героем. Активисты этих партий ныне побеждают на выборах и заседают в Верховной Раде и в украинском правительстве.

3. Какое впечатление на вас производят кадры, показывающие Варшавское гетто?

4. Для каких целей создавались нацистские концентрационные лагеря? (для изоляции противников гитлеровского режима, для содержания военнопленных, как источник дешевой рабочей силы, для физического истребления неполноценных, с точки зрения нацистов народов и т.д.)

5. Какую цель преследовало поставленное на промышленную основу истребление людей в концлагерях – фабриках смерти?

(уничтожение ослабленных болезнями и голодом узников, физическое истребление некоторых народов (евреев).

6. В каком концлагере было уничтожено больше всего людей?

(Освенцим - 4 млн. человек).

7. Какую роль в планах германского руководства, помимо массового истребления людей и каторжного труда играли концлагеря Освенцим, Майданек и Треблинка?

(В соответствии с планом «Ост» после разгрома СССР Гиммлер планировал по примеру этих фабрик смерти построить десятки концлагерей за Уралом, где предполагалось истребить более 60 миллионов русских, не считая людей других национальностей).

8. Как относилось к лагерям смерти население Третьего рейха?

(Основная часть немцев не знала об их существовании. А если бы узнала, то зомбированное германской пропагандой посчитало бы это необходимым для блага Великой Германии).

После показа кинофрагмента организуется беседа по поставленным вопросам.

IV. ГЛАВА ФИЛЬМА «Конец Третьей империи»

Фрагмент «Конец Третьей империи» демонстрируется 9 минут.

Логические задачи:

  • Фильм снимался в 1965 году, но к этому времени точного количества жертв войны в СССР еще не знали, настолько велики были потери. Диктор называет цифру погибших, но в наше время она трактуется по-другому. Исправьте неточность о людских потерях СССР в войне.

(Диктор говорит о 20 миллионах погибших советских гражданах, однако по последним данным их количество равняется 27 миллионам).

  • Что такое тотальная война, к которой призывали вожди Третьего рейха? Каковы были ее последствия для народов, покоренных Германий и самого немецкого народа?

(Секретный приказ о тотальной (всеобщей) войне Гитлер подписал 13 января 1943 года: «Тотальная война ставит перед нами задачи, выполнение которых имеет решающее значение для исхода войны». Цель заключалась в попытке изменить ход войны в свою пользу, после того, как стратегическая инициатива на Восточной фронте в ходе Сталинградской битвы от германских войск постепенно стала переходить к Красной армии. Тотальная война предполагала всеобщую мобилизацию в армию, расширение трудовой повинности, увеличение производства новых видов военной техники, усиление террора на оккупированных территориях и т.п. Все это еще больше ужесточило характер войны).

  • Какие страны избавила от фашизма Красная армия?

(Освободили: Польшу, Чехословакию, Югославию, Австрию; принудили к капитуляции: Финляндию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Германию).

  • В чем величие подвига Красной армии, разгромившей гитлеровскую Германию?

(9 мая 1945 года в Берлине представители разгромленной фашистской Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Современник этого события русский писатель Л. Леонов так писал об этом событии: «Убийцы на коленях. Оружие выбито из рук. Он у ног ваших, победители… Если доныне празднуется Полтава и поле Куликово, на сколько же веков хватит нынешней нашей радости… Радость наша больше горя, а жизнь сильнее смерти, и громче любой тишины людская песня. Ей аплодируют молодые листочки в рощах, ей вторят басовитые прибои наших морей и подголоски вешних родников. Её содержание в том, о чем думали в годы войны все вы – наши женщины у заводских станков, вы – осиротелые на целых четыре года ребятишки, вы, солдаты в зябкий рассветный перед штурмом час! ... Это песня о великой осуществленной сказке. Отдайтесь же своей радости-современники, товарищи, друзья … Не стыдитесь: поздравьте соседа, обнимите встречного, улыбнитесь незнакомому… Слава наша будет жить, пока живет человеческое слово. И если всю историю земли записать на одной странице - и там будут помянуты наши великие дела. Потому, что мы защитили не только наши жизни и достояние, но и само звание человека, которое хотел отнять у нас фашизм»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок мужества «Обыкновенный фашизм, или это не должно повториться»

Автор: Соколенко Ольга Илларионовна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства