Просмотр содержимого документа
«"Удмуртия- мой край родной"»
Классный час «Удмуртия- мой край родной»
Цель:Расширить кругозор, знания учащихся о родном крае, Удмуртии.
Задачи:
1.Пополнить, закрепить знания о природе Удмуртии, ее истории, быте удмуртского народа, культуре современной Удмуртии.
2. Развивать познавательную активность учащихся к истории родного края, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, уважение к истории Удмуртии, ее людям.
Звучит песня "С чего начинается Родина?»
Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
(ответы учащихся)
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
(ответы учащихся)
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Удмуртия – небольшая республика . Несмотря на это, по величине она превосходит такие страны как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, приближается к Дании. Площадь Удмуртии 42,1 тысяча квадратных километров или 1/9 часть территории Урала.
Как вы думаете, какие национальности проживают в Удмуртии? ( больше всего удмуртов, русских и татар). Встаньте те, у кого предки ( бабушки, дедушки)- удмурты, теперь русские, татары. Удмуртия - многонациональная республика, в которой дружно, рука об руку живут люди разных национальностей.
- Если посмотреть на карту Удмуртии, то можно заметить, что по очертаниям она похожа
на сердце. В этом есть свой символический смысл: близок нашему сердцу наш родной,
любимый край, который вмещает множество народов.
- Сегодня мы проведем познавательную викторину на тему «Удмуртия – мой край родной», где пополним, закрепим знания о природе Удмуртии, ее истории, быте удмуртского народа, культуре современной Удмуртии.
Работать будете в 3 командах. За правильные ответы команды получают жетоны. В конце мероприятия выясним, которая команда окажется победительницей. Вспомним правила работы в группе (выслушать всех, один высказывает мнение группы, работать так, чтоб не мешать остальным группам, если готовы, показываем сигнал)
1. Исторические факты
1)Как возник город Ижевск? (был построен железоделательный завод)
2)Какую дорогу, проходящую через территорию Удмуртии, в прошлом называли «дорогой слёз и горя»? (сибирский тракт)
3)Шкуркой какого зверя долгое время пользовались древние удмурты вместо денег? (белка-коньы)
2.Государственные символы Удмуртии
Каждая команда получит карточку с изображением флага и герба Удмуртии. Нужно в течение 2 минут его правильно раскрасить
(раскрашивают)
Вопросы:
1.Что символизирует черный цвет ?( символ земли, плодородия)
2. Красный цвет ? (символ солнца, тепла, победы)
3. Белый цвет ( символ космоса, чистота помыслов)
4. Кто автор флага и герба Удмуртской республики? (Юрий Лобанов)
5. Какая птица изображена в центре герба Удмуртии? (лебедь)
6. Как называется знак, который находится в центре удмуртского флага? ( солярный знак- оберег)
3.Известные люди Удмуртии
Каждая команда получает карточку с вопросом. Нужно назвать , о ком идет речь.
1) Назовите нашу землячку, известную лыжницу, олимпийскую чемпионку (Т. Тихонова)
2)В каком городе Удмуртии родился известный композитор, педагог, дирижер и музыкальный критик П.И.Чайковский? (г.Воткинск)
3) Славится Ижевск своими мастеровыми людьми. Один из них - наш земляк, человек-легенда. Немногие знали раньше его в лицо, зато его изобретением пользовались более чем в 55 странах мира. Назовите его. (Михаил Тимофеевич Калашников, доктор технических наук, создатель одной из самых совершенных систем стрелкового оружия в мире).
4. Природа Удмуртии
1. Самый крупный зверь, обитающий в наших лесах.(Лось)
2. Самое распространенное дерево в Удмуртии.(Ель).
3) Растение- символ Удмуртии (италмас) русское название ( купальница)
Вспомним легенду , связанную с этим цветком
( ученик рассказывает)
Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной девушки. “Жила в удмуртской деревне скромная девушка. Италмас ее звали. Нравились ей цвета желтый и зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Однажды из дальней деревни приехали какие-то люди, чтобы выкрасть её для своего богатого родственника. Выждали они её у берега реки, куда она пришла на свидание к своему любимому. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и спрятаться в густой траве. Она стала шептать какие-то слова, произносить заклинание. И после этого все заволокло густым туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, называют Италмас”.
5. Живые существа- духи
Среди удмуртов жила вера, что природа, как и человек, живая, что у нее есть душа и она может преображаться, приобретать разное обличие. Поэтому люди верили, что вокруг них живут живые существа- боги, духи. Вспомним названия духов, которые, по мнению наших предков жили в доме, в лесу, в бане, в хлеву. Команды получают карточки. По писанию нужно определить, о каком духе идет речь.
1. Определите бога. Это главный бог, по мнению удмуртов. Его имя означает то, что спускаясь, он черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высохли от солнца. (Инмар - Хозяин неба).
2. Определите бога. Целыми днями сушил он свою бороду, вешая конец бороды на облако, а сам ложился на воду и лежал себе, подремывал. (Вукузё - Хозяин воды).
3. Определите бога. Высокий, рослый с непокрытой головой человек, гулял он по любимым своим дорожкам - межам, носил белое. Имя его означает - созданный из неба, умел лучше всех угадывать, когда сеять, когда урожай убирать. (Кылдысин - Хозяин земли).
4. Определите бога. Сделал его вукузё: из сосны - туловище, из гриба-чаги - голову, мхов зеленых и синих навешал для устрашения. Летом часто бродит по лесу, а устанет-лапти плетет. (Тэлькузё, нюлэсмурт - Хозяин леса).
5. Определите бога. Одноглазый, обитает в лесу, ведет хозяйство, живет в семье, сильный, рослый, сутулый, с большой головой и большими руками. В переводе с удмуртского - полчеловека, у него одно ухо, одно плечо, одна рука. Всегда злится на что-то. (Палэсмурт).
6. Определите бога. Живет в хлеву, мешает скотине спать по ночам, запутывает гривы, теребит шерсть. Спастись можно: поймать и выбросить в огонь. Сам он маленький с вершок. Деревяшка деревяшкой, только шерстью покрыт. (Гидмурт).
7. Определите бога. По ночам в доме стукает, брякает, людей пугает. Похож на хозяина-мужика, тулуп вывернут мехом наружу. Не выносит веселья. Бывает добрый, бывает и злой. Может ребенка подменить. (Коркамурт).
8. Сооружен для бани, существо без костей с длинными волосами и одним глазом наподобие Луны. (Мунчомурт).
9. Определите бога. Глаз на спине, лицо как у человека, но без глаз, одежда черная, длинные зеленые волосы на берегу расчесывает. Временами пальцы у него опадают и новые вырастают, люди для лечения его пальцы ищут. (Вумурт).
6. Загадки.
У удмуртского народа есть свои загадки . В них они отражали свой быт, культуру. Многие загадки переведены на русский язык. Но даже в них отражается национальное своеобразие удмуртов. Каждая команда получает по две карточки, на которых написаны по 3 загадки об одном и том же предмете, который использовался удмуртами во время полевых работ. Нужно отгадать, что это.
1 карточка
1.Одинокая свинья землю роет.
2.Два рога - одна коса.
3. Старенькая баба все поле обойдет. (соха)
2 карточка
1.Сам горбатенький, щупленький - а всех кормит.
2.Целую зиму босой ходит, а лето пришло - обулся.
3.Старый дядя Иван все поле изрыл. (плуг)
3карточка
1.У одного медведя 30 когтей.
2.Посреди поля медведь валяется.
3.Зубов много - не кусается, когтей нет - царапается. (борона)
4 карточка
Зимой лежит, летом поле обходит.
Горбатая старушка по полю прошла.
Маленький, горбатенький, поле обежал, домой прибежал, зиму пролежал. (серп)
5 карточка
1.Дубинка пинается, тело длинное, шея из сыромятины.
2.Бились, бились в клеть зашли - повесились.
3.Только головой поколотит - всяк людей накормит. (цеп)
6 карточка
1.Согнутая Марья все назад плюет.
2.Хвост деревянный, голова железная.
3.От травы тупеет, от камня заостряется. (коса, литовка)
6. Мудрые высказывания, пословицы
К удмуртской пословице нужно подобрать похожую по смыслу русскую пословицу
1команда
Дерево без ветра не скрипит. (Дыма без огня не бывает).
Зимний день к лету готовится, а летний к зиме. (Готовь телегу зимой, а сани летом).
Опаздывающего не ждут. (Семеро одного не ждут).
Знанию нет предела. (Век живи, век учись).
2 команда
Не помогай языком, помоги делом. (Больше дела, меньше слов).
Голова советует, думает, руки делают. (Глаза боятся, руки делают).
Без ученья человеком не станешь. (Ученье - свет, а неученье - тьма).
На вопрос дурака ни один ученый ответить не сможет. (Дураку закон не писан).
3 команда
Говори - подумав, садись -оглядевшись. (Семь раз отмерь, один раз отрежь).
Рты людям не зашьешь. (На чужой роток не накинешь платок).
Не учи рыбу плавать. (Не учи ученого).
Шишки у елки к подножию падают. (Яблоко от яблони недалеко падает).
7. Угадай предмет
Каждая команда получает предмет, который в современной жизни уже не используется. Нужно назвать этот предмет, как использовался, из чего сделан (туесок, зыбка, пестерь).
Подведение итогов. Команды подсчитывают жетоны.
«Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью». (Ю. Яковлев). А мне хочется добавить, что любить свою Родину, это значит, знать свой родной край, беречь его природу и приумножать его богатства.