Государственное учреждение образования
«Cредняя школа № 2 г.Борисова»
Классный час
«Твая зямля, твая Радзіма названа, светла – Беларусь!»
Классный руководитель
Минальд Н.С.
Цели:
закреплять и углублять знания о родном крае: природе, труде, культуре, народном творчестве;
развивать память, мышление, внимательность, умение последовательно высказывать свои мысли;
воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ.
Форма проведения: практикум, игровая деятельность.
Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Вступительное слово учителя
Добрый день уважаемые гости и ребята… Желаю вам хороших оценок, интересных занятий, верных товарищей! И пусть этот учебный год станет ярким и плодотворным, важным и полезным, поможет каждому из вас приблизиться к осуществлению своей мечты.
Педагогам - творческого горения, постоянного поиска, удовлетворения достигнутым. Родителям — гордости за своих детей, уверенно шагающих по ступеням знаний!
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
– Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Белоруссия. И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Твая зямля, твая Радзіма названа, светла – Беларусь!»
Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые
дорогие слова для белорусского человека
Яна мне дадзена адзіная
На ўсё жыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
Ў вянках лясоў і стужак рэк.
Заўсёды самая прыветная,
Як сонца, свеціцца сама,
Жыве, як мара запаветная,
І роўных ёй — нідзе няма.
Яе праменнямі сагрэтая,
Наліта сілай маладой,
Іду, нястомная, па свету я
Яе часцінкаю жывой.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі
Учитель:
Любовь к Родине проявляется, прежде всего, в уважении к её символам. Перечислите пожалуйста символы РБ. Какие цвета присуще белорусской символике. На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. (Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.
Зеленый цвет - это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела
- Ребята, вы разделились на три команды «Белые» и «Красные» и «Зеленые» сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.
1 ЗАДАНИЕ
Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.)
На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине.
Каждое красивое слово надо объяснить.
Сінявокая ( или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер.
В полях цветут синие васильки .
Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая – потому что – это наша Родина.
Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы
любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые
делают много необходимых вещей.
Лесная – много лесов, боров, пущ.
Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные
игрушки.
Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые
вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый
урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других
людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских
лесах было много партизанских отрядов, которые сра-
Учитель. Замечательная картина получилась у вас.
2 ЗАДАНИЕ
Сколько областей в нашем государстве?
- Вам необходимо сложить из пазлов картинку - границу нашего государства. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.
3 ЗАДАНИЕ
(Уч-ся раздаются листы с нарисованной границей государства.)
- Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Белоруссии и подписать областные города нашей страны.
3 ЗАДАНИЕ
- Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь. (Россия, Литва, Латвия, Польша, Украина)
– Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
(читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялiкага свету
Яна, як зялены лiсток,
Песня гарачага лета,
Крынiчнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лiсток.
А у навальнiцу б'ецца,
Небачна памiж лiсця,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире.
4 ЗАДАНИЕ
Историю нашей страны вы проходили в начальной школе и на уроках предмета «Истории Беларуси», поэтому я ничего вам рассказывать не буду.
Вместо этого мы проведем с вами небольшой конкурс-викторину, которая поможет нам с вами понять, кто лучше и больше всех знает историю своего края.
Вам будут предлагаться вопросы и, если вы знаете на него ответ, то с места кричать нельзя, а вы поднимаете руку и отвечаете. Тот, кто больше всего назовет правильных ответов, получит приз. Итак, будьте внимательны:
Какой город Беларуси самый легкий? (Пуховичи)
Какой город Беларуси самый светлый? (Светлогорск)
Какой город Беларуси самый соленый (Солигорск)
Какой город Беларуси самый упрямый? (Барановичи)
Какой белорусский город носит женское имя? (Лида)
Какой белорусский город отличается от названия нашей столицы одной буквой (Пинск)
В Беларуси и Франции есть город с одним и тем же названием. (Брест)
Какой выдающийся белорусский поэт посветил древнему гербу Беларуси свое стихотворение? (М.Багданович)
Назовите имя первой белоруской просветительницы? (Ефрасиния Полоцкая)
Белорусский и восточнославянский первопечатник (Франциск Скорина)
Самый знаменитый вокально-инструментальный ансамбль Беларуси («Песняры»)
Какой язык наряду с белорусским согласно конституции республики Беларусь является государственным? (русский)
Основной закон государства (конституция)
К какой языковой группе принадлежат белорусы - славянской или романской?(славянской)
Древний праздник, который посвящен проводам зимы и встрече весны (Масленица)
5 ЗАДАНИЕ
Игра «Састаў прымаўку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).
Дарагая тая хатка, ... як з роднай крыніцы
Усякаму мілая ... мягчэй чужой пярыны
Няма смачней вадзіцы, ... як у раі
Родная зямля ... дома лепей
У сваім краі, ... свая старана
Усюды добра, а ... вуглы дапамагаюць
У сваёй хаце і ... дзе радзіла мяне матка
Чалавек без радзімы, ... чужына-мачыха
Радзіма-маці, ... сваё гняздо міла
Усякай птушцы ... што птушка без песні
Правильные варианты
Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка.
Усякаму мілая свая старана.
Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы.
Родная зямля мякчэй чужой пярыны.
У сваім краі, як у раі.
Усюды добра, а дома лепей.
У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць.
Чалавек без радзімы, што птушка без песні.
Радзіма - маці, чужына - мачыха.
Усякай птушцы сваё гняздо міла.
6 ЗАДАНИЕ
Я приготовила вам вопросы в виде кроссворда. Если вы правильно на них ответите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.
Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?
Самая большая река в Беларуси.
Что кроме гимна и герба является государственным символом республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь.
Самое большое озеро в Беларуси.
Белорусский писатель, псевдоним которого является народным праздником.
Столица Беларуси.
Второй хлеб белорусов.
Сейчас мы проведем турнир «Ты – мне, я – тебе».
7 ЗАДАНИЕ
Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.
На листе ватмана написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.
П - пожертвование, пионер
А - авторитет
Т - терпение
Р - риск, радушие
И - искренность
О - отвага, оптимизм
Т – трудолюбие
. Ребята, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:
ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее.
знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа.
беречь красоту своего языка, помогать другим овладевать им.
изучать историю людей, которые жили до нас.
дорожить историей своего края, народа.
Чтец читает стихотворение
Люблю куток мой і шаную
За то, што дорыць ён цяпло.
Люблю куток, зямлю радную
За то, што жыць у ёй святло.
Люблю далёкую рачулку
За то, што дорыць мне спакой.
Люблю плакучую івушку,
Што спіць над ціхаю ракой.
Люблю лясок над небасхілам,
Люблю, як птушкі ў ім пяюць.
Люблю і поле маладое,
Як улетку жнеі жыта жнуць!
Люблю куток мой і шаную,
Люблю куток, зямлю радную!
Учитель
Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.
И напоследок я хочу сказать
Что Родина - это вторая мать
Ее не выбирают и не губят
А просто берегут и любят.
Подведение итогов. Награждение команд.
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому что …»
Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя.
Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку)..
Используемые материалы:
Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007.
Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. - Минск: НИО, 2007
ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004
Храмцова, Ф.И. Детские и молодёжные организации и объединения: Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов – организаторов. – Минск: нац. ин-т образования, 2008
11