Свято-Троицкая Сергиева лавра - сердце православной России
Свято-Троицкая Сергиева лавра - сердце православной России
Классный час для учащихся 9 класса, в ходе которого они познакомятся с историей возниковения и развития одного из самых древних и знаменитых монастырей России. Смогут оценить его роль в истории страны, и развитие культуры. Сопровождается презентацией.При подготовке к классному часу ученики 9 класса работают в творческих группах, пользуются различными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свято-Троицкая Сергиева лавра - сердце православной России »
Свято - Троицкая Сергиева Лавра - сердце православной России.
Цели: оценить вклад в спасение Отечества Свято - Троицкой Сергиевой Лавры в трагические моменты русской истории; прививать интерес к исследованию истории и памятников культуры родной страны.
…и тут увидел я солнечнорозовую лавру. Она светилась, веяло от неё покоем. ..Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!..Она светилась…- Сколько ещё увидит в жизни!.. Поруганная, пленённая, светилась она – нетленная. Вот живая сущность, творческая народная идея, завет веков…это вне времени, нетленное…можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать и её это не коснётся…Высокая розовая колокольня «свеча пасхальная», с золотой чашей, крестом увенчанной…синие и золотые купола…
Помню подумал тут же: «Вот почему и ютились здесь, искали душе покоя, защиты и опоры».
(одновременно показывается презентация)
Добрый вечер, дорогие друзья! Эти слова, Ивана Сергеевича Шмелёва сказаны о Свято - Троицкой Сергиевой Лавре иотносятся ко времени 20-годов XX века, когда её храмы были закрыты, и одна из самых почитаемых русских святынь стояла заброшенной, ожидая решения своей участи.
- Кому из вас знакомо название Свято - Троицкая Сергиева Лавра? Что вы знаете об этом монастыре?
Тема нашего занятия звучит так: Свято - Троицкая Сергиева Лавра - сердце православной России.
- Кто из вас хотя бы раз бывал в Свято - Троицкой Сергиевой Лавре?
- Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями!
- Почему же именно её называют сердцем православной России?
(ответы учащихся)
Давайте познакомимся с некоторыми эпизодами, связанными с историей Свято - Троицкой Сергиевой Лавры. А так же попробуем оценить её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной и культурной сферами деятельности?
Над этой темой работали несколько творческих групп. И сейчас они представят вам результаты своих исследований. Одним из результатов вашей совместной работы стала общая презентация, которая сопровождает ваши выступления.
1 –ая группа. (Из истории Свято – Троцкой Сергиевой Лавры)
Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. Много воды утекло в реке Кончура с тех пор, как в начале августа 1337 г. пришли на её берега в пустыню лесную, безлюдную братья Стефан и Варфоломей. Вместе они выбрали место на горе в густом лесу в десяти верстах от села Радонеж и города Хотьково, устроили келью и церковь. Так началась история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, впоследствии ставшей одним из прочнейших столпов Московского княжества и российской государственности. После того, как братья построили церковь, освященную во имя Святой и Живоначальной Троицы, старший брат Стефан оставил пустынь, а младший Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Весь мир узнал его как величайшего подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского.
Люди, узнав о одиноком иноке-пустынножителе, стали приходить к нему и с его благословения строить собственные кельи, образовывая тем самым монастырь. А со временем уже возле самого монастыря стали заселяться землепашцы, изменяя и облагораживая окружающее пространство непроходимого леса.
Все шло своим чередом: во время игуменства Сергия Радонежского на средства смоленского Архимандрита Симона была возведена новая просторная церковь, перестроены кельи; провозглашено монашеское общежитие, построены различные сооружения, способствующие жизни общины.
При преподобном Никоне (приемнике Сергия Радонежского) монастырь был сожжен во время нашествия хана Едигея в 1408 году. Но в 1422 году был заложен новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в отделке которого принимал участие иконописец Даниил Черный. Андрей Рублев специально для иконостаса собора написал свою самую известную икону «Троицу».
Через век от начала этого строительства во время правления Иоанна Васильевича (Грозного) монастырь обнесли белокаменной стеной, за которой к постройкам монастыря добавились больница и царские кельи.
Каждый из государей земли русской считал своим почетным долгом помогать монастырю. Год за годом здесь возводил храмы в честь знаменитых святых Руси. Императрица Анна Иоанновна 1 октября 1742 г. приказала открыть в монастыре духовную семинарию, а уже через два года императрицей Елизаветой Петровной он был удостоен почетного права называться Лаврой, главой которой утверждался Митрополит Московский.
С 1814 г. (после пожара в 1812 г.) на территории Троице-Сергиевой Лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве.
Во времена власти Советов академия была закрыта с 1919 по 1946 гг. Советский период стал скорбным для лавры, как и для многих духовных центров страны. Троице- Сергиева лавра была реорганизована 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Но только через 20 лет были подготовлены документы, описывающие весь необходимый объем реставрационных работ. После этого Советом народных комиссаров принято постановление, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Не смотря на все тяжести войны, реставрационные работы в музее-заповеднике не были остановлены.
20 апреля 1946 г. мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в Успенский собор лавры, в котором на следующий день состоялась первая послевоенная пасхальная всенощная литургия. После 20-летнего онемения в пасхальную ночь зазвонили колокола. Сердце православной России забилось вновь.
В этом же году была воссоздана Духовная академия, возобновившая свою деятельность в 1949 году. До 1983 года лавра являлась местопребыванием патриарха.
Учитель. Нобратией монастыря совершались в не только молитвенные подвиги. Несмотря на то, что Троице Сергиева лавра является монастырём, её судьба во все времена была неразрывно связана с историей Российского государства и народа. Участники следующих групп рассматривали вопрос о значении Обители в ключевые моменты русской истории.
Вторая группа. Конец XIV века. Русское государство постепенно оправилось от разорения батыева нашествия и последствий почти двухвекового ордынского ига. Шёл сложный процесс объединения русских земель под властью Москвы. Русь стремилась обрести независимость от Золотой орды.
В 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл бесчисленные полки наказать непокорные русские земли. Великий князь московский Дмитрий, готовясь выступить в поход на защиту русской земли, попросил благословения и молитвы у батюшки Сергия Радонежского, почитая его за своего духовного отца. Радонежский игумен не только дал благословление войску князя Дмитрия Донского перед сражением с Мамаем и предсказал ему победу. Отсюда же на Куликовскую битву отправились вместе с войском князя монах и богатырь будущей лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И всё время, пока шла жестокая сеча, преподобный Сергий вместе с иноками стоял на молитве, непостижим образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.
Благословения преподобного Сергия Радонежского, его молитва о русских воинах и предсказание победы, вселили мужество и уверенность в сердца и отправившихся на битву воинов, и всех русских людей. Победа на поле Куликовом стала началом освобождения от двухвекового татаро- монгольского ига.
В трудное время объединения русских земель, княжеских междоусобиц, преподобный Сергий мирил враждующих князей, останавливал кровопролитие, убеждал в необходимости единства Русской земли. А в Свято – Троицкой обители всегда находили помощь и приют бездомные и нуждающиеся, больные, престарелые и сироты.
Третья группа.
Спустя три века вновь пришла беда на русскую землю. В России со смертью в 1598 году Фёдора Ивановича последнего царя из династии Рюриковичей начинается Смутное время, принесшее неисчислимые беды Русскому государству. Голод, разруха, безвластие, сменяющие друг друга на престоле самозванцы, иностранные интервенты, хозяйничающие в Москве и по всей России… В это грозное время Троице – Сергиев монастырь не остался в стороне. С сентября 1608 года до начала 1610 года обитель осаждало 30-ти тысячное войско поляков и литовцев. За стеной монастыря три тысячи его обитателей держали 16-ти месячную осаду войск польско-литовских интервентов. Все время обороны боевой дух монахов поддерживали чудесные явления основателя монастыря и других Божьих угодников. К концу осады в обители оставалось лишь около 200-сот человек, способных сражаться. И всё же святая обитель выстояла, явив миру стойкость и силу духа русских людей. Как ни старались поляки презрительно именовавшие монастырь «курятником», стереть его с лица земли и доказать превосходство католической церкви, им это не удалось. Это была победа и духовная, и военная, и политическая.
После снятия осады основной заботой иноков стали помощь раненым, уход за больными, предоставление крова бездомным. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий, настоятель монастыря, вывез на рынок все монастырские запасы пшеницы и цены сбил. Так он сохранил жизни тысячам людей. С именем Дионисия связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным келарем монастыря он разослал во все концы Русской земли грамоты, призывавшие к борьбе. Откликнулись на них русские люди во всех городах и весях. А в Нижнем Новгороде стараниями гражданина Кузьмы Минина и нижегородцев было создано народное ополчение.
Как и три сотни лет назад, перед решительным сражением за свободу и независимость родной земли, русское войско и иноки молились в древней Свято – Троицкой обители о даровании победы и Божией помощи для России. Как и три сотни лет назад , молитва была услышана. Войска ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского освободили от интервентов Москву, а затем и всю Россию. Русский народ отстоял свободу и независимость родной земли. И снова иноки Свято – Троицкой обители были вместе со всеми русскими людьми, оказывая неоценимую помощь.
Четвёртая группа.
В1812 году, когда в пределы русского государства вторглась многонациональная и многотысячная армия Наполеона Бонапарта, вновь встал вопрос о свободе и независимости России. Началась война, получившая название Отечественной, т.к. весь народ поднялся на борьбу с врагом. Свято – Троицкий Сергиев монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями и 2500рублей серебром. По тем временам это были огромные деньги. И более 5 пудов серебра. Снова обитель не осталась в стороне от народных бедствий.
Осенью 1941 г. Враг рвался к Москве. Загорский район становился прифронтовым. Город готовился к обороне. Готовилась к обороне и Троице-Сергиева Лавра. Были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы, боевые стрельницы приспособлены для ведения огня. Троицкий собор был закрыт холстом, главы других церквей закрашены защитной краской. На колокольне размещен наблюдательный пункт ПВО. В Лавре располагались жилые корпуса, промышленные артели, эвакогоспиталь № 2894. Маскировкой Лавры занимался известный архитектор В.И.Балдин.
Архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник трех последних патриархов и братии Троице-Сергиевой Лавры. Но кроме этого он солдат Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Войну отец Кирилл начал в инженерносаперном батальоне. Затем – первое ранение в левую ногу, у станции Малая Вишера. В 1942 он получил ранение в правую руку. На ладони до сих пор виден крестообразный шрам. Батюшка не любит рассказывать о войне, но самые близкие люди знают, что во время боев за Сталинград тогда еще Иван Дмитриевич Павлов поднял из мусора книгу. Он аккуратно сложил все листочки и уже больше никогда с ней не расставался. Книга оказалась Евангелием, изменившим всю его жизнь. Румыния, Венгрия, Австрия – страны, которые вместе с боевыми товарищами освобождал отец Кирилл.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Русская Православная Церковь в единстве с народом выступила против фашистских захватчиков. В те годы митрополит Ленинградский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси) отказался эвакуироваться в тыл из осажденного сражавшегося Ленинграда. В тяжелейших условиях блокады и голода, под постоянными артобстрелами богослужения совершались ежедневно. Но Церковь боролась не только посредством слова. В первый год войны в помощь фронту по всем приходам Москвы было собрано свыше 3 миллионов рублей. В храмах голодавшего Ленинграда — 5,5 миллиона рублей. На эти средства была построена авиационная эскадрилья имени Александра Невского. На слайде вы видите лётчикаАлександра Дмитриевича Билюкина. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.
В штурме Берлина участвовала танковая колонна, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». Это была танковая колонна имени Дмитрия Донского, также созданная на средства верующих и православной церкви.
По всей стране собирались пожертвования на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров.
- Творческие группы закончили свои выступления. Давайте вернёмся к тем вопросам, которые возникли у нас в начале занятия.
-Почему же именно Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России?
- Каков её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной сферой деятельности?
Примерные ответы и выводы.
Её называют сердцем православной России, т.к. решающие моменты русской истории Лавра всегда была для страны примером верности православию, силы духа и действенной любви к своему земному отечеству.
Во все времена история Лавры всегда была связана с подвигом милосердия. Здесь находили помощь бедные странники и окрестные жители, получали приют и пищу нищие, обездоленные и разоренные. 3) В тяжкую пору смуты и лихолетья Лавра всегда была вместе со всем русским народом, оказывая помощь молитвенную, финансовую и даже военную.
4)Она является одной из самых почитаемых общерусских святынь. Это крупнейший действующий мужской монастырь в России.
За всю свою историю лавра познала множество взлетов и падений, от нее не зависящих. Но каждый раз возрождалась, отстраивалась и поднималась с колен, чтобы расправить свои крылья над всей землей русской и не допустить её разорения. Как и Сергий Радонежский, каждый из более чем 200 членов монастырской братии, сегодня молится о спасении земли русской и каждого живущего в ее пределах. Молиться – это в их силах. В наших же силах – поддерживать в сердце и в храмах эту молитву. И помнить урок Преподобного Сергия Радонежского о том, что и один человек «воин в поле», если битва дет за веру и отечество.