Сценарий родительского собрания по теме "Толерантность - часть нравственной культуры человека"
Сценарий родительского собрания по теме "Толерантность - часть нравственной культуры человека"
Разработка родительского собрания по теме"Толерантность - часть нравственной культуры человека" предназначена для классных руководителей начальной школы. Целью собрания является показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания по теме "Толерантность - часть нравственной культуры человека"»
Муниципальное образование «Пермский муниципальный район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бершетская средняя школа»
Сценарий родительского собрания
по теме «Толерантность - часть нравственной культуры человека»
3 класс
Автор
Кузнецова Людмила Владимировна
Учитель начальных классов
с. Бершеть 2016г.
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Ход собрания
Вступительное слово учителя
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру.
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Вам уже известно, что в школе ? по инклюзивному образованию.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем собрании.
Тема собрания очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавать только на откуп школе, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.
1. Родительский практикум
Упражнение для родителей «Другой ребенок»:
Каждому родителю выдается карточка с надписью.
Надписи:
«Я заикаюсь»,
«Я ношу вещи старшей сестры (брата),
«Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик),
«У нас нет машины»,
«Меня воспитывает бабушка»,
«Я вся (весь) в веснушках»,
«Я меньше всех в классе»,
«Я не умею давать сдачи»,
«Я не умею сидеть спокойно»,
«Я неаккуратно ем»,
«Я всё время плачу, если у меня что- то не получается»
«Я постоянно опаздываю на первый урок»
«Я все время хочу к маме» и др.
Учитель тоже берёт себе табличку с надписью.
Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам. Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, что бы вы представили себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть-семь лет, и о котором все думают только то, что написано на вашей карточке. Время пошло…(Спустя минуту)
Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Расскажите, что вы чувствуете? А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в «другом», непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит,…зато он прекрасно бегает!»
Каждый родитель по очереди называет качества, написанные на карточках, а другие предлагают альтернативные, «позитивные» варианты.…Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», я вам снова прошу почувствовать свое состояние, что вы чувствуете сейчас? Я МОЛОДЕЦ!
Я подняла сегодня эту тему не только для того, чтобы обсудить данную проблему, но и сделать каждому для себя определенные выводы.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Для начала мне хотелось бы услышать ваше определение слова «толерантность».
Задание:
Высказывания родителей
какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек.
Предварительная работа в классе с детьми: Что такое толерантность?
Сравнить мнения детей и родителей
1-2 классы (работа по презентации)
3-4 классы (сами пишут, что такое толерантность)
Слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то
То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Черты толерантной личности
- терпение - умение владеть собой - доверие - чуткость - способность к сопереживанию - снисходительность - расположение к другим - чувство юмора - терпимость к различиям - доброжелательность - гуманизм - любознательность - умение слушать - несклонность осуждать других - альтруизм
(На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)
Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь.
В школах сейчас появляются дети с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны этих детей принять такими, какие они есть. Я предлагаю Вам поиграть в игру.
Проблемная ситуация для родителей. ( Выбирает каждый класс свою ситуацию для разбора)
С помощью кубика попробуйте найти выход из этой ситуации.
В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.
2.Памятка для родителей
Ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. 4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
3.Итог собрания
Подводя итоги нашего собрания, мне хотелось бы задать ещё три вопроса и выслушать ваши мнения. Предлагаю три группы. (Можно поднять карточку с вопросом)
Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ?
(ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека?)
Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ?
(ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека?)
Вопрос к третьей группе КАК?
(КАК мы должны воспитывать толерантного человека?)
Вы можете себе выбрать ту группу, на вопрос которой вы хотели бы ответить.