- способствовать улучшению взаимопонимания между родителями и детьми;
- помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;
- обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания.
Задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями подростков.
2. Выработать способы реагирования родителей в проблемных ситуациях.
Ведущие: мастер п/о, педагог-психолог.
Ход собрания.
1. Мастер п/о: Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в «ершистых», неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4-6 человек. Написать ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. (7-10 мин.).
Теперь давайте посмотрим что у вас получилось?
Так же в группах подумайте, обсудите, запишите, чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? (5-7 мин.)
Что у вас получилось?
Далее идет обсуждение.
2.Педагог-психолог рассказывает об особенностях подросткового возраста.
Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв что-либо «для быстрого улучшения настроения». Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным.
Формируется новый образ физического “Я”. Резко повышается интерес к своей внешности. Подросток остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые.
Проявляется чувство взрослости. В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
Формируется «Я-концепция». Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Общение со сверстниками. Особенностью данного возраста является направленность на общение. По результатам диагностики, которая проводилась в группе оказалось, что поделятся возникшей проблемой или трудностью с другом – 79% и лишь 21% обратятся к родителям.
3. Родителям предлагаются ситуации для обсуждения:
Вредна ли свобода для подростка? Вредно ли виртуальное общение для подростков? Как улица влияет на поведение Ваших детей? Хорошо ли, если Ваш ребенок сидит дома? Нужна ли компания Вашему ребёнку?
4. Беседа о том за что подросток борется.
Мастер п/о и педагог-психолог подытоживают сказанное родителями: ребёнок борется за то, чтобы перестать быть ребёнком, за неприкосновенность, за утверждение среди сверстников, против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
5. Родителям предлагаются рекомендации.
Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст.
Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам со стороны пап.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на изменения в поведении своего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребёнка, если он в этом нуждается.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
Памятка для родителей.
Не надо обижать.
Идите на компромисс.
Никаких нотаций.
Будьте тверды и последовательны.
Дайте свободу.
Уступает тот, кто умнее.
Список литературы
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум-М, 2001.
2. Диденко Т.И.Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
4. Ньюмарк Д. Как воспитать эмоционально здоровых детей. М.: София, 2008.
5. Слободян Н.И., Больбат О. А. Активные формы с родителями: методическое пособие - Иркутск, 2007.