kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеклассного мероприятия «Творческие заморочки с хакасской земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия расчитан на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на основе изучения коренных народов Сибири (хакассов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Творческие заморочки с хакасской земли»»

Интеллектуальный турнир

«Творческие заморочки с хакасской земли».


Форма проведения мероприятия:  турнир.

Цель: развитие и активизация творческого потенциала личности на примере сохранения культурно-исторического наследия малых народов России.

Задачи:

1.Образовательные:

  • расширить кругозор учащихся о коренной народности республики Хакасии;

2.Развивающие:

  • развивать нестандартность, гибкость и оригинальность мышления, воображение, умение находить неожиданные ассоциации;

  • развивать коммуникативные способности детей с учётом индивидуальных особенностей;

  • развивать психологические процессы: память, восприятие, внимание;

  • совершенствовать формы сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

3. Воспитательные:

  • формировать навыки командной творческой работы;

  • вырабатывать умение действовать слаженно, сообща;

  • развивать умения действовать в соответствии с установленными правилами;

  • побудить учащегося к осознанию в себе креативности и творческих способностей;

  • создать условия для интеллектуального и эмоционального самовыражения воспитанников, для развития его творческой индивидуальности в различных сферах деятельности;

  • воспитывать уважение к культуре коренной народности;

4. Здоровьесберегающие:

  • создавать психологически комфортную среду в классе;

  • обогащать эмоциональную сферу учащихся положительными эмоциями;

  • корректировать проявление эмоциональных трудностей у детей (низкая самооценка).

Участники: учащиеся 6 класса.

Оборудование: задание с анаграммой, листы с загадками, индивидуальные листы для рефлексии, грамота команде – победителю 1 шт., видео презентация о хакасском национальном костюме, видеоролик о Хакасии, запись музыкального инструмента – чатхана, текст национальной сказки, листы формата А4, ручки, фломастеры, изображение на доске: юрта, музыкальный инструмент - чатхан, пого - национальное нагрудное украшение.

Планируемые результаты:

  • личностные: обучающиеся приобретают навыки позитивной самооценки своих творческих возможностей, учатся верить в собственный силы, реализуют творческий потенциал в процессе создания коллективного творческого продукта, соблюдают этические нормы общения со сверстниками при решении различных творческих задач, действуют в соответствии с установленными правилами, вырабатывают уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;

  • метапредметные: обучающиеся демонстрируют 

- коммуникативные УУД – применяют разнообразные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно и осознанно строят речевые высказывание в устной форме; планируют учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками

- регулятивные УУД – производят оценку результатов работы, овладевают способностью к реализации собственных творческих замыслов, умеют строить совместную деятельность на основе сотрудничества, самостоятельно находят компромиссы, распределяют функции и роли в группе;

- познавательные УУД - понимают и анализируют полученную информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме; используют знаково-символические средства для решения поставленных задач; развивают критическое мышление; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения; умеют делать обобщения и выводы;

  • предметные:  у обучающихся проявляется интерес к различным видам творческой деятельности; появляется готовность применять полученные знания и приобретенный опыт при реализации проектов в урочной и внеурочной (внешкольной) деятельности.

Принципы воспитания:  развитие личности и формирование творческой индивидуальности, направленность воспитания на освоение культуры коренной народности, создание положительного эмоционального подъёма.

Принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип творчества.

Методы воспитания:

  • методы взаимодействия и накопления социального опыта;

  • методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);

  • метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);

  • метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание (рефлексия), игровые действия;

  • метод контроля и диагностики.

Методы обучения:

  • методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание занимательного сюжета;

  • методы получения знаний (словесный, наглядный, практический);

  • метод накопления опыта.

План мероприятия (45 мин.):

1.Организационный этап – 3 мин.:

1.1. упражнение для развития творческих способностей “Приветствие наоборот”.

2. Вводная часть-7 мин.:

2.1. изучение притчи о творчестве;

2.2. определение темы мероприятия.

3. Основная часть-30 мин.:

3.1. просмотр видеоролика о Хакассии (1 мин.);

3.2. упражнение №1 «Анаграммы» (2 мин.);

3.3. презентация «Хакасская национальная одежда» (4 мин.);

3.4. упражнение №2 «Ассоциации» (4 мин.);

3.5. упражнение №3 «Загадки» (3 мин.);

3.6. выразительное чтение хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» (4 мин.);

3.7. сообщение о традиционном хакасском жилище (3 мин.);

3.8. упражнение №4 «Безумный архитектор» (5 мин.);

3.9. упражнение №5 «Творческое сочинительство» (4 мин.).

4. Заключительная часть - 5 мин.:

4.1. рефлексия - игра в ассоциации (3 мин.);

4.2. подведение итогов и награждение (2 мин.).





Ход мероприятия.

(класс делится на 4 команды по 5-6 человек, у каждой команды на столе лежат листы А4, карандаши, фломастеры.

Доска оформлена элементами хакасской народной культуры: пого, изображение национального жилища и национального инструмента)


1.Организационный этап-3 мин.

Воспитатель:

Перед тем, как мы приступим к теме нашего сегодняшнего мероприятия, мне хочется задать вам вопрос: все ли вы умеете читать?

(Ответы детей: да)

А умеете ли вы читать слова наоборот?

(Ответы детей: да, нет)

Давайте тогда попробуем и таким необычным образом поприветствуем команды соперников. Мысленно нарисуйте перед собой слово или фразу приветствия и переверните ее.

(Ответы детей: «здравствуйте, привет, рады вас видеть»- произносят наоборот)

(если дети будут затрудняться, показать им лист со словом ПРИВЕТ)

2. Вводная часть-7 мин.

Молодцы! Вы уже догадались, о чем мы будем говорить с вами сегодня?

(Ответы детей: нет)

Тогда давайте прослушаем притчу, которая окончательно поможет определиться с темой нашего мероприятия.

(звучит притча о творчестве)

Жила-была одна бедная, несчастная женщина, которая любила всех вокруг и все свое время она посвящала творчеству. Она писала стихи, рисовала картины, сочиняла музыку и дарила все это людям. Но окружающим это было не нужно, не понимали они ее труд и презирали за это.

И надумала женщина бросить свое увлечение и пойти торговать на рынок.

В ту же ночь во сне явилось к ней солнце. «Пойдем со мной! Не меняй свой путь. Я покажу тебе тех, кто будет ценить тебя и результат твоего труда!».

Испугалась сначала женщина, но, собрав все силы и мужество, задала вопрос: «Но почему же именно я?!»

И Светило ответило: «Я ищу только тех, кто смог поверить в себя и своё творчество! Я приведу тебя к тем людям, кто, как и ты, умеет мыслить, любит писать стихи, рассказы и картины! И с ними вместе вы будете творить чудеса и измените мир!!!»

И женщина пошла за Солнцем. И она увидела людей, которые были счастливы и светились внутренним светом и творчеством!

И осталась с ними благодарная женщина, творя и раскрывая себя день ото дня, разукрашивая наш серый мир яркими красками и добрыми словами!

Понятно ли стало вам сейчас, о чем мы будем говорить с вами?

(Ответы детей: о творчестве, о способных людях, о развитии творческих способностях в себе и т.д.)

Правильно, сегодня мы будем с вами говорить о развитии творческих способностей, которые помогут нам выходить за рамки привычных трактовок и ломать известные шаблоны.

Я покажу вам несколько упражнений, которые помогут выявить в себе и в дальнейшем развивать ваши творческие способности.

А выявлять мы их будем, вспоминая одну из коренных народностей Сибири – хакасов.

Поэтому, давайте еще раз поздороваемся друг с другом по-хакасски и начнем!

(«Изенер!» - показываю на листе А4)

3.Основная часть-30 мин.

Мы уже подробно изучали хакасов в начальной школе, поэтому сегодня мы постараемся обновить наши знания, используя для этого упражнения для развития творчества, по другому - креативности.

Давайте вспомнить основные сведения о хакасах, используя наши наработанные материалы с начальной школы. Внимание на экран.

(просмотр видеоролика о Хакассии – 1 мин.)

А теперь я предлагаю перейти непосредственно к нашему соревнованию, по результатам которого будет выявлена самая творческая, креативная и знающая хакасскую народность, команда.

Мероприятие будет проходить в форме интеллектуального турнира, ваша задача вовремя выполнять все задания и максимально проявить свое творчество! За победу в каждом испытании вам будут начисляться баллы.

Оценивать вашу работу я попрошу наших гостей…

(выдается протокол оценивания)


Итак, приступаем.

Задание 1. Давайте вспомним, как изначально назывались хакасы в царской России. Для этого вы должны расшифровать предложенную анаграмму.

Перед вами лежит лист, на котором написаны пять слов: нарты, титан, тиран, трата, таран. Используя имеющиеся буквы, в течение минуты вы должны будете отгадать данную народность. (ТАТАРЫ)

(слова написаны на листе А4, расшифровывают народность – 1 мин.)

Правильно, в царской России хакасы именовались именно татарами. Это был степной народ, занимавшийся скотоводством, земледелием и металлургией.

А вы, действительно, молодцы! Вы освоили второе за сегодня упражнение на развитие творческих способностей – это расшифровка различных шарад и анаграмм. Данное упражнение поможет вам развить возможность быстро находить скрытый смысл и видеть непонятные значения.

А совершенствовать любые мыслительные операции поможет вам очень простое упражнение “Слова наоборот”, к которому мы обратились в начале урока при приветствии друг друга.

Задание 2. А теперь, давайте более детально поговорим о хакасских нарядах.

(под презентацию «Хакасская национальная одежда» двое учащихся (Вероника С. и Катя В.) рассказывают данную информацию).

Учащийся 1: слайды 1,2. Наряды у хакасов были очень необычные. Традиционная одежда хакасов не имеет аналогов в одежде других народов.

Учащийся 2: слайд 3. Например, сигедек – женская безрукавка из парчи, шелка или атласа. Ее носили только замужние женщины, надевая поверх свадебной шубы.

Учащийся 1: слайд 4. А платье у хакасов имеет уникальный крой. Оно состоит из прямоугольников: перед, спинка, рукава – это все прямоугольники.

Учащийся 2: слайды 5-8. Почему такое широкое платье и вся верхняя одежда? Ответ прост: раньше женщины скакали на лошадях. Для удобства, чтобы легко запрыгивать на коня, и шилось такое широкое платье.

Учащийся 1: слайд 9. Главным хакасским нагрудным женским украшением было - пого, которое носили только замужние женщины и только по праздникам. Женщины были воинственные, как и мужчины. И раньше пого было как щит. Пого вышивали ракушками, украшали монетами. Звон монет, которые висели по краям пого, отгонял злых духов.

(Пого вывешено на доске).

А теперь переходим к заданию: рассмотрите этот нагрудный элемент одежды поподробнее и в течение 1 минуты придумайте свои ассоциации на неповторимые узоры любого понравившегося пого. Что вам напоминают данные узоры?

Придумывая ассоциации к рисунку пого, представляйте себе его хозяйку. Кем она была, какое у нее финансовое благополучие, сколько у нее детей и т.д.

(Ответы детей: рассказывают о своих ассоциациях)

(придумывают и называют ассоциации к узору пого - 4 мин.)

Молодцы, вы все показали богатую фантазию и активное воображение, которые вам могут помочь развить свою креативность.

Запомните: активное воображение всегда поможет решить творческую или личностную проблему. 

Задание 3. Продолжаем наш разговор о хакасской народности и переходим к фольклору, который богат загадками и сказками.

Загадки у хакасского народа очень самобытны, поэтому, чтобы дойти до ответа, над ними надо хорошо поразмыслить.

Как вы, наверное, догадались, ваша задача будет познакомиться с хакасскими загадками и в течение 3 минут разгадать их.

Группа №1, 3:

1.Бурая лошадь на солнце в поле греется. (Стог сена)

2.Железные вилы в небо воткнул. (Дым)

3.Глазами вижу, руками поймать не могу. (Тень)

4. Моя красная пшеница на синем льду рассыпалась. (Звёзды)

Группа №2, 4:

1.Вокруг двух озер много лесу. (Глаза и ресницы) 

2.Одна гора вся травою заросла, но скот эту траву не ест. (Волосы)

3. Среди тридцати двух овец один крупный баран ходит. (Язык)

4.Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт. (Печь)

(отгадывают загадки- 3 мин.)

Вы хорошо справились и с этим видом заданий, продемонстрировав свою смекалку и эрудицию.

Но я считаю, что изучение фольклора не будет полным, если мы не поговорим о хакасской сказке. Именно в народной сказке очень наглядно продемонстрированы образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе.

Сейчас, я предлагаю вам прослушать выразительное чтение одной из хакасских сказок «Ленивый мальчик и синичка».

(выразительное чтение сказки по ролям подготовлено заранее

тремя учащимися: автор, мальчик, синица: Таня, Герман, Алина С.)


«Ленивый мальчик сидел на берегу реки. Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.

- Ох, как жарко!- вздыхал мальчик.- Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..

Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.

- Искупайся, друг мой,- посоветовала она.- Ведь тебе никто и ничто не мешает.

- Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,- обиделся мальчик.- А если я утону?

- Держись за осоку, что растет на берегу,- сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.

- Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?

- Надень кожаные рукавицы,- продолжала советовать синичка.

- Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?

- Ты их на солнце высушишь.

- Я высушу, а они порвутся.

- Ну, если порвутся, ты их починишь,- не унималась синичка.

- Ты научишь...- обиделся мальчик.- Начну починять да уколю себе палец...

- А ты надень наперсток...

Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.

- Сейчас я тебя проучу...

Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.

Синичка улетела.

Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго-долго ругал синичку за то, что ему теперь приходится сушить на себе мокрую одежду.»

(читают сказку - 3 мин.)

Спасибо, ребята! А я хочу напомнить, что выразительное чтение, как и любая театрализованная деятельность, также создаёт условия для развития творческих способностей; так как требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу и перевоплощаясь в него.

Задание 4. Отдохнули? Тогда переходим к следующему заданию «Безумный архитектор» и поговорим о традиционном жилище хакасов – о юрте.

Пожалуйста, приступаем.

(Арсений Е. рассказывает о юрте. Идет демонстрация юрты

на картинках, вывешенных на доске.)

Юрта - это легкое разборное жилище. Главным достоинством юрты является ее мобильность – в случае необходимости юрту возможно легко собрать и перевезти на новое место.

Стены у юрты ставились прямо на землю. Пол также не настилался, а со временем верхний слой почвы утаптывался и становился твердым. Высота стен составляла 1 – 1,5 метра, далее шла крыша, в центре которой находилось световое отверстие и дымоход.

Спасибо за информацию, а теперь непосредственно задание.

Представим себе, что вам – юным архитекторам, дано задание — создать свой неповторимый проект хакасской юрты.

Давайте на листке напишем по 5-7 любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в вашем проекте.

Например, заказчик пожелал, чтобы при постройке его юрты были использованы слова: молоко, мышь, зеркало, шар. Тогда, я сделаю, чтобы дверь в его юрту была в виде мышиной норы, во дворе создам фонтан в виде кувшина «молока», в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша!

Понятно? Приступаем оформлять заказ, записывая свои пожелания из 5-7 слов.

(записывают слова - 1 мин.)

Получилось? Тогда передаем заказ безумным архитекторам.

(меняем листы с заданием между группами, переворачивают листы и рисуют)

Ваша задача: нарисовать юрту, используя все указанные слова.

(рисуют юрту- 3 мин. под музыкальное сопровождение национального инструмента)

Задание 5. Переходим к следующему заданию для развития креативности - это упражнение называется «Творческое сочинительство».

Я прочитаю вам первую часть небольшого рассказа, а вы, посовещавшись в течение 30 секунд, должны будете представить необычную концовку: как включить креативность по-хакасски.

У кого получится ярче и интереснее, тот и победил.

«К старому охотнику чукче приехал внук. И вместе они отправились охотиться на белого медведя. Ищут добычу день, второй, третий. От родного чума отошли очень далеко. И наконец, нашли. Внук решил показать, какой он меткий. Вскинул ружье и выстрелил медведю прямо в глаз. Стоит и ждет от деда похвалы. А тот говорит ему…»

Что сказал дед внуку?

(команды совещаются в группах -30 сек., выдают по очереди готовую концовку рассказа)

(“Бежать надо было, однако. Меньше бы пришлось тебе убитого зверя на себе тащить”.)

4. Заключительная часть 5 мин.

Итак, основная часть нашего турнира подошла к завершению. Просим членов жюри подвести итоги соревнования. А мы с вами проанализируем продуктивность нашей встречи.

(Рефлексия)

Для этого я предлагаю сыграть в ассоциации. Суть упражнения в следующем. Вы придумываете по одному слову, связанному с нашим сегодняшним мероприятием. Отразите в нем свое настроение, эмоции, понравившиеся или непонравившиеся упражнения, задания для развития творческих способностей, все, что вы узнали сегодня.

Запишите это слово в центре листа бумаги, а затем постарайтесь написать как можно больше слов - ассоциаций к нему. Располагайте их на линиях-лучах, идущих от основного слова. Это «поле ассоциаций».

(записывают слова - 2 мин.)

А теперь посмотрите на свое ассоциативное поле, прочитайте, что у вас получилось и убедитесь, что творческие способности надо развивать и в дальнейшем.

(зачитывают, что получилось)

Члены жюри готовы нам огласить итоги турнира. Предоставляем вам слово.

(выступление жюри, вручение грамоты команде - победителю)

А мне хочется подытожить, что сегодня среди вас нет проигравших, потому что в творчестве не существует клише и устоявшихся шаблонов, именно поэтому его очень трудно оценить.

Я очень рада, что сегодня вы все были творцами, которые создавали новый продукт. Не останавливайтесь на этом! Пытайтесь творить каждый день: сочиняйте стихи, пишите сказки, вышивайте, отгадывайте анаграммы, читайте слова наоборот, развивайте в себе любые творческие способности, и ваша жизнь наполнится новыми красками!

Творческих вам успехов и свершений!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий внеклассного мероприятия «Творческие заморочки с хакасской земли»

Автор: Казакова Юлия Валентиновна

Дата: 13.05.2021

Номер свидетельства: 580343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства