совершенствовать формы сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
3. Воспитательные:
формировать навыки командной творческой работы;
вырабатывать умение действовать слаженно, сообща;
развивать умения действовать в соответствии с установленными правилами;
побудить учащегося к осознанию в себе креативности и творческих способностей;
создать условия для интеллектуального и эмоционального самовыражения воспитанников, для развития его творческой индивидуальности в различных сферах деятельности;
воспитывать уважение к культуре коренной народности;
4. Здоровьесберегающие:
создавать психологически комфортную среду в классе;
корректировать проявление эмоциональных трудностей у детей (низкая самооценка).
Участники: учащиеся 6 класса.
Оборудование: задание с анаграммой, листы с загадками, индивидуальные листы для рефлексии, грамота команде – победителю 1 шт., видео презентация о хакасском национальном костюме, видеоролик о Хакасии, запись музыкального инструмента – чатхана, текст национальной сказки, листы формата А4, ручки, фломастеры, изображение на доске: юрта, музыкальный инструмент - чатхан, пого - национальное нагрудное украшение.
Планируемые результаты:
личностные: обучающиеся приобретают навыки позитивной самооценки своих творческих возможностей, учатся верить в собственный силы, реализуют творческий потенциал в процессе создания коллективного творческого продукта, соблюдают этические нормы общения со сверстниками при решении различных творческих задач, действуют в соответствии с установленными правилами, вырабатывают уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;
метапредметные: обучающиеся демонстрируют
- коммуникативные УУД – применяют разнообразные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно и осознанно строят речевые высказывание в устной форме; планируют учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;
- регулятивные УУД – производят оценку результатов работы, овладевают способностью к реализации собственных творческих замыслов, умеют строить совместную деятельность на основе сотрудничества, самостоятельно находят компромиссы, распределяют функции и роли в группе;
- познавательные УУД - понимают и анализируют полученную информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме; используют знаково-символические средства для решения поставленных задач; развивают критическое мышление; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения; умеют делать обобщения и выводы;
предметные: у обучающихся проявляется интерес к различным видам творческой деятельности; появляется готовность применять полученные знания и приобретенный опыт при реализации проектов в урочной и внеурочной (внешкольной) деятельности.
Принципы воспитания: развитие личности и формирование творческой индивидуальности,направленность воспитания на освоение культуры коренной народности,создание положительного эмоционального подъёма.
Принципы обучения:принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип творчества.
Методы воспитания:
методы взаимодействия и накопления социального опыта;
методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);
метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание (рефлексия), игровые действия;
метод контроля и диагностики.
Методы обучения:
методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание занимательного сюжета;
методы получения знаний (словесный, наглядный, практический);
метод накопления опыта.
План мероприятия (45 мин.):
1.Организационный этап – 3 мин.:
1.1. упражнение для развития творческих способностей “Приветствие наоборот”.
(класс делится на 4 команды по 5-6 человек, у каждой команды на столе лежат листы А4, карандаши, фломастеры.
Доска оформлена элементами хакасской народной культуры: пого, изображение национального жилища и национального инструмента)
1.Организационный этап-3 мин.
Воспитатель:
Перед тем, как мы приступим к теме нашего сегодняшнего мероприятия, мне хочется задать вам вопрос: все ли вы умеете читать?
(Ответы детей: да)
А умеете ли вы читать слова наоборот?
(Ответы детей: да, нет)
Давайте тогда попробуем и таким необычным образом поприветствуем команды соперников. Мысленно нарисуйте перед собой слово или фразу приветствия и переверните ее.
(Ответы детей: «здравствуйте, привет, рады вас видеть»- произносят наоборот)
(если дети будут затрудняться, показать им лист со словом ПРИВЕТ)
2. Вводная часть-7 мин.
Молодцы! Вы уже догадались, о чем мы будем говорить с вами сегодня?
(Ответы детей: нет)
Тогда давайте прослушаем притчу, которая окончательно поможет определиться с темой нашего мероприятия.
(звучит притча о творчестве)
Жила-была одна бедная, несчастная женщина, которая любила всех вокруг и все свое время она посвящала творчеству. Она писала стихи, рисовала картины, сочиняла музыку и дарила все это людям. Но окружающим это было не нужно, не понимали они ее труд и презирали за это.
И надумала женщина бросить свое увлечение и пойти торговать на рынок.
В ту же ночь во сне явилось к ней солнце. «Пойдем со мной! Не меняй свой путь. Я покажу тебе тех, кто будет ценить тебя и результат твоего труда!».
Испугалась сначала женщина, но, собрав все силы и мужество, задала вопрос: «Но почему же именно я?!»
И Светило ответило: «Я ищу только тех, кто смог поверить в себя и своё творчество! Я приведу тебя к тем людям, кто, как и ты, умеет мыслить, любит писать стихи, рассказы и картины! И с ними вместе вы будете творить чудеса и измените мир!!!»
И женщина пошла за Солнцем. И она увидела людей, которые были счастливы и светились внутренним светом и творчеством!
И осталась с ними благодарная женщина, творя и раскрывая себя день ото дня, разукрашивая наш серый мир яркими красками и добрыми словами!
Понятно ли стало вам сейчас, о чем мы будем говорить с вами?
(Ответы детей: о творчестве, о способных людях, о развитии творческих способностях в себе и т.д.)
Правильно, сегодня мы будем с вами говорить о развитии творческих способностей, которые помогут нам выходить за рамки привычных трактовок и ломать известные шаблоны.
Я покажу вам несколько упражнений, которые помогут выявить в себе и в дальнейшем развивать ваши творческие способности.
А выявлять мы их будем, вспоминая одну из коренных народностей Сибири – хакасов.
Поэтому, давайте еще раз поздороваемся друг с другом по-хакасски и начнем!
(«Изенер!» - показываю на листе А4)
3.Основная часть-30 мин.
Мы уже подробно изучали хакасов в начальной школе, поэтому сегодня мы постараемся обновить наши знания, используя для этого упражнения для развития творчества, по другому - креативности.
Давайте вспомнить основные сведения о хакасах, используя наши наработанные материалы с начальной школы. Внимание на экран.
(просмотр видеоролика о Хакассии – 1 мин.)
А теперь я предлагаю перейти непосредственно к нашему соревнованию, по результатам которого будет выявлена самая творческая, креативная и знающая хакасскую народность, команда.
Мероприятие будет проходить в форме интеллектуального турнира, ваша задача вовремя выполнять все задания и максимально проявить свое творчество! За победу в каждом испытании вам будут начисляться баллы.
Оценивать вашу работу я попрошу наших гостей…
(выдается протокол оценивания)
Итак, приступаем.
Задание 1. Давайте вспомним, как изначально назывались хакасы в царской России. Для этого вы должны расшифровать предложенную анаграмму.
Перед вами лежит лист, на котором написаны пять слов: нарты, титан, тиран, трата, таран. Используя имеющиеся буквы, в течение минуты вы должны будете отгадать данную народность. (ТАТАРЫ)
(слова написаны на листе А4, расшифровывают народность – 1 мин.)
Правильно, в царской России хакасы именовались именно татарами. Это был степной народ, занимавшийся скотоводством, земледелием и металлургией.
А вы, действительно, молодцы! Вы освоили второе за сегодня упражнение на развитие творческих способностей – это расшифровка различных шарад и анаграмм. Данное упражнение поможет вам развить возможность быстро находить скрытый смысл и видеть непонятные значения.
А совершенствовать любые мыслительные операции поможет вам очень простое упражнение “Слова наоборот”, к которому мы обратились в начале урока при приветствии друг друга.
Задание 2. А теперь, давайте более детально поговорим о хакасских нарядах.
(под презентацию «Хакасская национальная одежда» двое учащихся (Вероника С. и Катя В.) рассказывают данную информацию).
Учащийся 1: слайды 1,2. Наряды у хакасов были очень необычные. Традиционная одежда хакасов не имеет аналогов в одежде других народов.
Учащийся 2: слайд 3. Например, сигедек – женская безрукавка из парчи, шелка или атласа. Ее носили только замужние женщины, надевая поверх свадебной шубы.
Учащийся 1: слайд 4. А платье у хакасов имеет уникальный крой. Оно состоит из прямоугольников: перед, спинка, рукава – это все прямоугольники.
Учащийся 2: слайды 5-8. Почему такое широкое платье и вся верхняя одежда? Ответ прост: раньше женщины скакали на лошадях. Для удобства, чтобы легко запрыгивать на коня, и шилось такое широкое платье.
Учащийся 1: слайд 9. Главным хакасским нагрудным женским украшением было - пого, которое носили только замужние женщины и только по праздникам. Женщины были воинственные, как и мужчины. И раньше пого было как щит. Пого вышивали ракушками, украшали монетами. Звон монет, которые висели по краям пого, отгонял злых духов.
(Пого вывешено на доске).
А теперь переходим к заданию: рассмотрите этот нагрудный элемент одежды поподробнее и в течение 1 минуты придумайте свои ассоциации на неповторимые узоры любого понравившегося пого. Что вам напоминают данные узоры?
Придумывая ассоциации к рисунку пого, представляйте себе его хозяйку. Кем она была, какое у нее финансовое благополучие, сколько у нее детей и т.д.
(Ответы детей: рассказывают о своих ассоциациях)
(придумывают и называют ассоциации к узору пого - 4 мин.)
Молодцы, вы все показали богатую фантазию и активное воображение, которые вам могут помочь развить свою креативность.
Запомните: активное воображение всегда поможет решить творческую или личностную проблему.
Задание 3. Продолжаем наш разговор о хакасской народности и переходим к фольклору, который богат загадками и сказками.
Загадки у хакасского народа очень самобытны, поэтому, чтобы дойти до ответа, над ними надо хорошо поразмыслить.
Как вы, наверное, догадались, ваша задача будет познакомиться с хакасскими загадками и в течение 3 минут разгадать их.
Группа №1, 3:
1.Бурая лошадь на солнце в поле греется. (Стог сена)
2.Железные вилы в небо воткнул. (Дым)
3.Глазами вижу, руками поймать не могу. (Тень)
4. Моя красная пшеница на синем льду рассыпалась. (Звёзды)
Группа №2, 4:
1.Вокруг двух озер много лесу. (Глаза и ресницы)
2.Одна гора вся травою заросла, но скот эту траву не ест. (Волосы)
3. Среди тридцати двух овец один крупный баран ходит. (Язык)
4.Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт. (Печь)
(отгадывают загадки- 3 мин.)
Вы хорошо справились и с этим видом заданий, продемонстрировав свою смекалку и эрудицию.
Но я считаю, что изучение фольклора не будет полным, если мы не поговорим о хакасской сказке. Именно в народной сказке очень наглядно продемонстрированы образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе.
Сейчас, я предлагаю вам прослушать выразительное чтение одной из хакасских сказок «Ленивый мальчик и синичка».
(выразительное чтение сказки по ролям подготовлено заранее
тремя учащимися: автор, мальчик, синица: Таня, Герман, Алина С.)
«Ленивый мальчик сидел на берегу реки. Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.
- Ох, как жарко!- вздыхал мальчик.- Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..
Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.
- Искупайся, друг мой,- посоветовала она.- Ведь тебе никто и ничто не мешает.
- Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,- обиделся мальчик.- А если я утону?
- Держись за осоку, что растет на берегу,- сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.
- Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?
- Надень кожаные рукавицы,- продолжала советовать синичка.
- Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?
- Ты их на солнце высушишь.
- Я высушу, а они порвутся.
- Ну, если порвутся, ты их починишь,- не унималась синичка.
- Ты научишь...- обиделся мальчик.- Начну починять да уколю себе палец...
- А ты надень наперсток...
Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.
- Сейчас я тебя проучу...
Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.
Синичка улетела.
Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго-долго ругал синичку за то, что ему теперь приходится сушить на себе мокрую одежду.»
(читают сказку - 3 мин.)
Спасибо, ребята! А я хочу напомнить, что выразительное чтение, как и любая театрализованная деятельность, также создаёт условия для развития творческих способностей; так как требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу и перевоплощаясь в него.
Задание 4. Отдохнули? Тогда переходим к следующему заданию «Безумный архитектор» и поговорим о традиционном жилище хакасов – о юрте.
Пожалуйста, приступаем.
(Арсений Е. рассказывает о юрте. Идет демонстрация юрты
на картинках, вывешенных на доске.)
Юрта - это легкое разборное жилище. Главным достоинством юрты является ее мобильность – в случае необходимости юрту возможно легко собрать и перевезти на новое место.
Стены у юрты ставились прямо на землю. Пол также не настилался, а со временем верхний слой почвы утаптывался и становился твердым. Высота стен составляла 1 – 1,5 метра, далее шла крыша, в центре которой находилось световое отверстие и дымоход.
Спасибо за информацию, а теперь непосредственно задание.
Представим себе, что вам – юным архитекторам, дано задание — создать свой неповторимый проект хакасской юрты.
Давайте на листке напишем по 5-7 любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в вашем проекте.
Например, заказчик пожелал, чтобы при постройке его юрты были использованы слова: молоко, мышь, зеркало, шар. Тогда, я сделаю, чтобы дверь в его юрту была в виде мышиной норы, во дворе создам фонтан в виде кувшина «молока», в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша!
Понятно? Приступаем оформлять заказ, записывая свои пожелания из 5-7 слов.
(записывают слова - 1 мин.)
Получилось? Тогда передаем заказ безумным архитекторам.
(меняем листы с заданием между группами, переворачивают листы и рисуют)
Ваша задача: нарисовать юрту, используя все указанные слова.
(рисуют юрту- 3 мин. под музыкальное сопровождение национального инструмента)
Задание 5. Переходим к следующему заданию для развития креативности - это упражнение называется «Творческое сочинительство».
Я прочитаю вам первую часть небольшого рассказа, а вы, посовещавшись в течение 30 секунд, должны будете представить необычную концовку: как включить креативность по-хакасски.
У кого получится ярче и интереснее, тот и победил.
«К старому охотнику чукче приехал внук. И вместе они отправились охотиться на белого медведя. Ищут добычу день, второй, третий. От родного чума отошли очень далеко. И наконец, нашли. Внук решил показать, какой он меткий. Вскинул ружье и выстрелил медведю прямо в глаз. Стоит и ждет от деда похвалы. А тот говорит ему…»
Что сказал дед внуку?
(команды совещаются в группах -30 сек., выдают по очереди готовую концовку рассказа)
(“Бежать надо было, однако. Меньше бы пришлось тебе убитого зверя на себе тащить”.)
4.Заключительная часть–5 мин.
Итак, основная часть нашего турнира подошла к завершению.Просим членов жюри подвести итоги соревнования. А мы с вами проанализируем продуктивность нашей встречи.
(Рефлексия)
Для этого я предлагаю сыграть в ассоциации. Суть упражнения в следующем. Вы придумываете по одному слову, связанному с нашим сегодняшним мероприятием. Отразите в нем свое настроение, эмоции, понравившиеся или непонравившиеся упражнения, задания для развития творческих способностей, все, что вы узнали сегодня.
Запишите это слово в центре листа бумаги, а затем постарайтесь написать как можно больше слов - ассоциаций к нему. Располагайте их на линиях-лучах, идущих от основного слова. Это «поле ассоциаций».
(записывают слова - 2 мин.)
А теперь посмотрите на свое ассоциативное поле, прочитайте, что у вас получилось и убедитесь, что творческие способности надо развивать и в дальнейшем.
(зачитывают, что получилось)
Члены жюри готовы нам огласить итоги турнира. Предоставляем вам слово.
(выступление жюри, вручение грамоты команде - победителю)
А мне хочется подытожить, что сегодня среди вас нет проигравших, потому что в творчестве не существует клише и устоявшихся шаблонов, именно поэтому его очень трудно оценить.
Я очень рада, что сегодня вы все были творцами, которые создавали новый продукт. Не останавливайтесь на этом! Пытайтесь творить каждый день: сочиняйте стихи, пишите сказки, вышивайте, отгадывайте анаграммы, читайте слова наоборот, развивайте в себе любые творческие способности, и ваша жизнь наполнится новыми красками!