Актуальность темы: употребление табака - один из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье человека. Табак — единственный вид потребительской продукции, который уничтожает половину своих постоянных потребителей, являясь одной из основных причин стремительного распространения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также преждевременной смерти.
Проблема вредных привычек является весьма актуальной в наше время. Главное оружие в борьбе с ними – информация. Необходимо, чтобы каждый знал о вреде табака для организма человека.
1.3. Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена образовательного учреждения.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие входит в систему внеклассных и общешкольных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни и борьбе с вредными привычками. К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
1.5. Цель: сформировать отрицательное отношение подростков к курению и снизить риск приобщения к этой вредной привычке.
Задачи:
- формирование знаний о вредных последствиях употребления табака;
- воспитание ответственности за свое поведение в борьбе с вредными привычками,
- формирование активной жизненной позиции, нетерпимости к курению;
- развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;
- содействие развитию познавательных и творческих способностей,
- развитие эмоциональной сферы обучающихся через эмоциональные переживания.
Планируемый результат воспитательного мероприятия:
-побудить школьников отказаться от курения;
-воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор.
1.6. Форма проведения – устный журнал с элементами театрализации, интеллектуальной викториной по различным областям знаний и видеоопросом среди учащихся по теме проводимого мероприятия. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень подачи материала при отсутствии излишней назидательности.
1.7. Педагогическая технология, методы и приемы:
Технология развития критического мышления.
На мероприятии у детей актуализируются имеющиеся знания и формируется личный интерес. Получая новую информацию о здоровом образе жизни, учащийся систематизирует ее, формируя собственную позицию.
Технология развивающего обучения.
Обучающийся пытается поставить цели и задачи мероприятия и достичь их. Развиваются такие качества личности как целеустремленность, самостоятельность, организованность, творчество и самооценка. В предлагаемом материале ребенок старается проследить причинно-следственные связи и понять их теоретическую основу.
Игровые технологии.
В ходе мероприятия были использованы игровые приемы и ситуации, выступающие как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Игры соответствовали учебно-воспитательной цели и задачам мероприятия. Они были доступны для учащихся данного возраста и уместны на этапах мероприятия.
Педагогика сотрудничества.
Мероприятие нацелено на развитие личности ребенка, его внутреннего мира. Оно увлекает воспитанника, направляет и дает свободу выбора. Оно создает ситуацию успеха и доброжелательности.
Технологии уровневой дифференциации.
Учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес), для каждого ребенка на мероприятии был выбран наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы.
Для мероприятия была подготовлена наглядность (презентация, костюмы и декорации для театрализованных эпизодов).
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Данное мероприятие прошло как общешкольное среди обучающихся 5-11 классов. Время проведения мероприятия -40 минут.
Для подготовки мероприятия и достижения планируемых результатов учителем были получены необходимые знания, использованы соответствующие поставленным целям и задачам педагогические технологии, методы, приемы.
Для мероприятия был использован холл школы, заранее оформленный наглядностью в виде серии плакатов, выполненных учащимися школы и посвященных борьбе с курением. Также были использованы переносные декорации для сценки «Колобок на новый лад».
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни.
Адресуется учителям общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.
Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Для проведения воспитательного мероприятия были организованы конкурс плакатов на тему «Опасная ловушка» (обучающиеся 5-7 классов), социологический видеоопрос на тему «Почему люди курят?» (обучающиеся 8-11 классов). Участники мероприятия распределили роли в театрализованных эпизодах. В качестве ведущих выступали обучающиеся, не задействованные в театрализации. Таким образом, все учащиеся класса приняли участие в организации и проведении мероприятия.
Ведущий.Как вы думаете, о чём говорит эта цитата древнеримского философа? И что же великий немецкий поэт И.В.Гете назвал «забавой для дураков»?
Вот об одном из зол, которые человек может себе нанести, мы и поговорим сегодня.
Тема нашего мероприятия "Курение - коварная ловушка".
Мы поговорим об истории появления табака, причинах курения и его последствиях.
Ведущий.Проблема курения сегодня стоит очень остро не только в России, но и во всём мире. Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией. На западе молодёжь занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака, а 16 ноября Всемирный день борьбы с курением. Минздрав предупреждает, что курение опасно для здоровья, но, несмотря на это, по подсчётам учёных, в мире курит 1/3 населения планеты или каждый третий человек.
Ведущий.Что же такое табак, откуда он появился в Европе? Из чего состоит сигарета? Что заставляет человека постоянно покупать сигареты, тратя на это более 10 тыс. рублей в год. Сегодня мы ответим на все эти вопросы.
В мире существует несколько историй появления табака и сигарет. История первая гласит. Ведущий.12 октября 1492 года Х.Колумбом была открыта неведомая доселе земля, которой он дал название Сан-Сальвадор. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Тогда, в 1492 году, Христофор Колумб сделал первую запись в своем дневнике о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто - зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро». Многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.
Ведущий. После открытия Америки табак уже выращивали в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Благодаря расширению торговых связей, табак проник в Сибирь и другие регионы Азии. Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство — привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество. Как же они ошибались!!!!
Ведущий.История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо. Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризовал курение табака. Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
Ведущий.С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году. Яков I закончил словами: «привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Это была первая книга о вреде курения. Пока Яков I негодовал, врачи прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое–кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы. Ведущий.А вот что гласит третья история: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли. Лишь в 1697 году Петр I разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.
Ведущий.Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов, стимулирует и успокаивает. Табачные листья использовались как лечебное вещество (в виде настоек, капель, пилюль, экстрактов), они часто вызывали тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.А что касается Петра I, то славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Сценка «Продавец табака»
(Роли: Ученик, Продавец, Парень)
Ученик: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.
Продавец: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь , собака не укусит, ворв дом не залезет».
Ученик: Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.
Парень: А почему стариком не буду?
Продавец: Потому что до старости не доживёшь.
Парень: А почему собака не укусит?
Продавец: Так ведь с палкой будешь ходить.
Парень: А почему вор в дом не залезет?
Продавец: Потому что всю ночь будешь кашлять.
Ведущий.Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А какой вред наносит организму курение?
Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилась и укоренилась у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Ведущий.Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты. ( Пауза) Я выбираю здоровье ( ведущий ломает сигарету и бросает ее в урну).
Ведущий.Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Ведущий.Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода. Причем, в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает.
Ведущий.Ежегодно по причине употребления табака в России умирает 270.000 человек. Курят почти 70% мужчин и более 30% женщин. От болезней, связанных с курением, ежегодно погибают около 400 тысяч россиян. Откажись, хоть на сутки от дыма, Без затяжек попробуй пожить! Вот увидишь, мир станет чудесным, И ты жизнью начнёшь дорожить. Ведущий.Человек - если он Человек с большой буквы - должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам и делам
( Пауза) Я выбираю здоровье.( ломает сигарету и бросает в урну)
Ведущий.Привычка - это тоже ведь зараза, Привычка - это тоже ведь болезнь. Она болит и заживёт не сразу, С ней очень трудно жить , поверь! Она растёт микробом в теле, Она, как рана, у тебя внутри. Её не видно, но на самом деле Она испепеляет и горит. Ей заразиться ничего не стоит, Но виноват ты только в этом сам. Она попросит, а потом заставит, Приказы отдавая по часам. Всё начинается с одной затяжки, А дальше, став её рабом, Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой, Но жжёшь себя ты пепельным огнём!
Ведущий. Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью узнать их мнение, почему люди начинают курить.
(видео-опрос «Причины курения»)
Ведущий. Вы назвали много различных причин. А теперь давайте поговорим о каждой из них отдельно
Из любопытства, "просто так". О чём это говорит? О том, что человек не очень хорошо понимает мотивы своего поведения, что уже само по себе странно.
Чтобы казаться взрослее. Это довольно наивное утверждение, которое можно расшифровать примерно так: я хочу казаться взрослее в глазах своих сверстников (потому что на взрослых это не производит такого впечатления), хочу казаться независимым, самостоятельным, хочу, чтобы меня считали таким, потому что сам себя таким не считаю. И, согласитесь, ребёнок, пусть и курящий всё равно выглядит ребёнком.
Чего только не сделаешь "за компанию". Тем более что в подростковом возрасте очень важно быть принятым в той компании, которая тебе нравится. Порой человек может начать курить вопреки своему желанию. Правда, иногда это происходит просто из-за того, что некоторые люди не умеют отказать. Дома они умеют делать и даже очень хорошо, но вот в другом месте:.. Как-то неловко, неудобно, вдруг не так поймут:
Чтобы похудеть. Это одно из самых распространённых заблуждений. Курить для того, чтобы похудеть - это все равно, что привить себе какую-нибудь болезнь и "таять" от неё.
Потому что модно. Сразу нужно оговориться, что это модно, но не везде. В современном мире количество курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким жизненным уровнем (таких, как Англия, США) число курильщиков сокращается. Можно предполагать, что эта мода продержится ещё довольно долго.
Из-за влияния рекламы. Да, реклама в современном обществе потребления - это великая сила! Красивые пачки в кино, на витринах, плакатах. Многим молодым курильщикам кажется, что курение приближает их к "западной" жизни. В то же время именно на западе, в развитых капиталистических странах люди наиболее активно отказываются от курения. Фирмы, производящие сигареты, теряют рынки сбыта и отравляют свою продукцию в страны третьего мира, а теперь уже в нашу страну.
Сценка две подружки.
Девочка 1. У меня есть сигареты, давай покурим.
Девочка 2. Ой, что ты! Я не могу!
Девочка 1. А почему?
Девочка 2. От меня будет пахнуть табаком.
Девочка 1. Ну и что?
Девочка 2. Родители узнают.
Девочка 1. А ты к ним не подходи!
Девочка 2. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит. А родители спросят: «Почему это собака от тебя убежала? Ты что курила?»
Девочка 1. А ты надушись.
Девочка 2. Да что ты ко мне пристала, ты, что не знаешь, как влияет табак на организм?
Ведущий.Конечно же, это были хорошие советы. Но всегда ли человек прислушивается к хорошим советам? Далеко не всегда, к сожалению. Вот для таких людеймы сейчас все вместе придумаем вредные советы, почему полезно курить.
- Кашлять и плеваться – это очень благородная привычка.
- Это делает мое дыхание приятным для окружающих, ведь что может быть благороднее по аромату, чем пепельница?
- Я – пример для подражания моим друзьям и знакомым.
- Мои пальцы и зубы имеют изящный желтый оттенок.
- Прежде, чем я умру, я увижу, какое количество яда может поглотить мой организм
- Забавно бросать окурки из окна, устраивать пожары и губить природу
- Это так весело – не жалеть собственное тело. Хотите попробовать?
Ведущий.А теперь ответим на вопросы небольшой викторины
-При каком царе за курение тайком дьявольского зелья в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь? (при царе Алексее Михайловиче)
- В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?
(тренировка на велотренажёре)
-Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие там профессии объявлены «профессиями некурящих»? (учителя и медики)
-В 1934 году во французском городе Ницца компания молодёжи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, т.к. скончались, выкурив…? (60 папирос)
- Что можно купить на деньги, которые прокуривает курильщик за год , если, например, выкуривать в день пачку сигарет? Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 80 рублей, то за год на 29200 рублей можно купить...
- Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark – оцепенение, mania – влечение).
- В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка).
- Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…» (Мозг).
Ведущий. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать "Нет!" своим порокам и вредным привычкам.
Ведущий. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека.
Ведущий. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым.
Ведущий. Надеемся, что сегодняшняя беседа и игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё.