Сценарий музыкально-литературной композиции «Дети войны»
Сценарий музыкально-литературной композиции «Дети войны»
Цели и задачи урока:
Воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Знакомство учащихся с историей страны.
Привитие уважения к героям Великой Отечественной Войны.
Оборудование: мультимедийный проектор
(На берегу моря сидит мальчик. Его одежда и волосы развеваются на ветру. Слышен шум морского прибоя.)
1ведущий: Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну, большую-пребольшую, и старался запомнить её, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком. Он любил рисовать синие и зелёные горы, где они играли с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, он стал бы художником. А может быть моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик. Никто ещё не знал, что он станет мужественным, отважным, находчивым разведчиком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкально-литературной композиции «Дети войны»»
Сценарий музыкально-литературной композиции «Дети войны» (8 класс)
Цели и задачи урока:
Воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Знакомство учащихся с историей страны.
Привитие уважения к героям Великой Отечественной Войны.
Оборудование: мультимедийный проектор
(На берегу моря сидит мальчик. Его одежда и волосы развеваются на ветру. Слышен шум морского прибоя.)
1ведущий: Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну, большую-пребольшую, и старался запомнить её, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком. Он любил рисовать синие и зелёные горы, где они играли с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, он стал бы художником. А может быть моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик. Никто ещё не знал, что он станет мужественным, отважным, находчивым разведчиком.
Звук бомбёжки.
Слайд№2
1 ученик:
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская игра.
Года идут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили в той войне.
2 ведущий:
Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
2 ученик: Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
Слайд№3
1 ведущий: Из отдельных воспоминаний.
1 ученик: …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
2 ученик: …Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел ”. А я все видел. И все помню…
3ученик: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:
- Дочка, мне надо тебе рассказать…
- Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она скажет то, что хочет, она умрет»
(Скорбная музыка)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ХАТЫНЬ»
4 ученик:
Это – Хатынь!
Жгучая память.
Небо, застынь
За облаками.
Сердце болит,
Снег, словно пламя,
В белой дали
Красная память.
Сердце болит,
Снег, будто в пепле,
Черный гранит,
Солнце ослепло.
Колокола!
Больше ни звука.
Сердце дотла
Выжжено.
Сухо!
5 ученик:
Они их собрали, спокойно до боли, Детишек и женщин… и выгнали в поле. И яму себе эти женщины рыли, Фашисты стояли, смотрели, шутили… Затем возле ямы поставили в ряд Измученных женщин и хилых ребят.
6 ученик:
У сына дрожали ручонки и зубки, Он плакал в подоле ее выцветшей юбки. Всю душу ее на куски разрывая, Сын будто кричал уже все понимая:
“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!” Нагнувшись, взяла его на руки мать, Прижала к груди:
7 ученик:
“Ну не бойся, сейчас не будет на свете, Мой маленький, нас… нет, больно не будет… Закрой только глазки, не надо смотреть. А то палачи закопают живьем. Нет, лучше от пули мы вместе умрем”
8 ученик:
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла… Вдруг молния два осветила ствола И лица упавших, белее, чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел. Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича; Как магма, слеза Будет пусть горяча
9 ученик:
В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
10 ученик:
Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:
Новицкий Александр Романович
Новицкая Александра
Леня 15 лет
Женя 13 лет
Маша 11 лет
Аня 9 лет
Костя 5 лет
Антон 4 года
Миша 2 года
11 ученик: Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.
12 ученик:“Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в мире пожаров жизнь не умирала!”
Скорбная музыка (Ленинградская блокада)
Слайд №5
1 ученик: 8 сентября 1941 г. гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. К началу января 1944 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев, среди них было немало детей.
Слайд№6
2 ученик: Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева вела свой дневник в годы блокады. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей.
3 ученик:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра1941г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3ч. дня 1942г.»
« Лека умер 17 марта в 5 ч. утра1942г.»
« Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г.»
«Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г.».
«Савичевы умерли.»
« Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Слайд№7
4 ученик: Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но сильное истощение, нервное потрясение взяли свое. Она умерла 1 ИЮЛЯ 1944
5 ученик:
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Слайд№8
Ведущий 2: 18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.
На сцену по одному выходят ученики, у которых повязаны пионерские галстуки.
Они изображают пионеров-героев.
1 ученик : Ни на миг не дрогнули юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины. Они настоящие герои.
2 ученица:
Зина Портнова - юная подпольщица. Я распространяла листовки, зная немецкий язык, добывала важные сведения.Фашисты схватили меня, подвергли пыткам, но я молчала. Посмертно мне присвоено звание Героя Советского Союза.
3 ученик:
Марат Казей - пионер-разведчик. В очередной разведке попал в засаду, где меня окружили фашисты. Я дождался, пока кольцо врагов сомкнулось вокруг меня и взорвал себя вместе с врагами. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
4 ученик:
Валя Котик. После оккупации города немецко-фашистскими войсками вступил в подпольную организацию, был связным; затем с августа 1943 в партизанском отряде, участвовал в боевых действиях; дважды ранен. Погиб в бою. Герой Советского Союза.
5 ученик:
Костя Кравчук. Я принял на хранение полковое знамя от отступавших солдат. Более двух лет, рискуя жизнью, я сохранял это знамя, чтобы вновь вернуть его в действующую армию. Герой Советского Союза.
6 ученик :
Леня Голиков. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Герой Советского Союза.
7 ученица: Алия Молдагулова. За первые три месяца из своей наградной снайперской винтовки я уничтожила 32 гитлеровцев. Погибла в январе 1944 года в ожесточенном бою у деревни Казачиха. 4 июня 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Ведущий1: Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад!
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,
Ты послушай святую минуту молчанья.
В память о погибших в войне пусть горят свечи. ( дети выходят на сцену со свечами)
Минута молчания. Маятник.
Песня «Алия»
Ведущий2:
Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!
клип «День Победы»
1 ученик:
На небо глянешь ты...
Что стало, люди,
Ни выстрела, ни гула…
Ти-ши-на-а-а.
Уже зачехлены
Стволы орудий.
Все говорят:
- Окончена война!!!
2 ученик:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
1ученик:
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас,
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
2 ученик:
Жизнь и смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Ученики (с бумажными голубями в руках)
1 ученик: Солнце Родины любимой Озаряет все вокруг, И взлетает белокрылый Голубь мира с наших рук.
2 ученик: Ты лети, лети по свету, Голубь наш, из края в край! Слово мира и привета Всем народам передай!
3 ученик :Мир герои отстояли, Помнить мы их поклялись. Пролетая в синей дали, К обелискам опустись
4 ученик: Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной!
Песня «Несовместимы дети и война» ( все дети выходят на сцену)
Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете. Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна! И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война! Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют, Под мирным небом в песне мира страны! Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна! И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война! Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдинки злобы и вражды растают. Дружить давайте, дети всей земли, Пусть наша дружба с нами вырастает. Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна! И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война! Несовместимы дети и война!