kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа " Жизнь- Родине.Честь- никому"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа посвящен истории русского офицерства и может быть использован для проведения внеклассныхмероприятий, классных часов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа " Жизнь- Родине.Честь- никому"»

Бюджетное профессиональное образовательной учреждение Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж»











Методическая разработка

классного часа

Тема:

«Жизнь – Родине. Честь - никому»













Методическая разработка

подготовлена преподавателем

Габидуллиной Г. Р.










Можга,2022 г


Аннотация

Данная методическая разработка посвящена истории русского офицерства и может быть использована для проведения внеклассных мероприятий . Сценарный материал может сопровождаться презентацией или оформлением кабинета фотографиями, представленными в приложении.








































Содержание


1. Введение 4

2. Кодекс офицера 6

3. «Наука побеждать» Александра Суворова» 7

4. Война 1812 года 8

5. Традиции русской армии 9

6. Армия нового строя 10

7. Афганистан 11

8. Память 14

9. Источники информации 15































1.Введение


Вопросы патриотического воспитания в современной России остаются приоритетными на протяжении последних лет. Ситуация, связанная с актуализацией диалога о патриотизме была сформирована на рубеже ХХ – ХХI веков, когда стало очевидно, что в стране отсутствует идея, позволяющая объединить граждан России. В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Ведь за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляется негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жесткость в крайних проявлениях, равнодушие. За последнее время мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, осознания своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н.МакиавеллиЖ. – Ж. Руссо, И.Г.Фихте.

В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества». В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение патриотизма: «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основами патриотизма как природного чувства проявляется его нравственное значение. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образует добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение».

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет устойчивость, долго сохраняется в народе, а при его уничтожении в 3 – 4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, безответное служение Отечеству. Он остается и был нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее. Патриотизм – одно из глубоких чувств, закрепленных веками. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Патриотизм отражает отношение личности к Отечеству к Родине, к народу. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, уважительное отношение к языку своего народа заботу об интересах большой и малой Родины, осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому, обычаям и традициям своего народа. Истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Решая проблему патриотического воспитания, необходимо сосредотачивать свои усилия на формирования ценностного отношения к явлениям прошлого, развить и углубить знания об истории и культуре народа, о подвигах дедов и прадедов в целее защиты Родины. Одной из многообразных сторон патриотического воспитания является вопрос о военно-историческом прошлом России. Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа. В русской армии были сильны военные традиции. Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства. Офицеры не только защищали Отечество, но и строили города, были изобретателями, писателями, музыкантами, управляли губерниями, служили дипломатами. Важным обстоятельством, оказавшим, влияние на формирование военно-профессионального патриотизма являлся также русский национальный характер.

Любой педагог в процессе своей учебно-воспитательной деятельности в той или иной степени решает вопросы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе привития бережного отношения к истории Отечества. Воспитание патриота – одна из важнейших задач современных образовательных учреждений.

Но решение данной задачи возможно только при комплексном подходе.

Один из распространенных методов воспитательной работы является внеурочная деятельность.

Мной проводится ряд классных часов направленных на решение задачи патриотического воспитания. Одним из них является классный час на тему «Жизнь – Родине. Честь – никому» об истории русского офицерства. Содержание классного часа раскрывает черты русского офицера, такие как беспредельная преданность, Отечеству, авторитет воинской присяги, высокие понятия воинской чести и долга, стойкость и упорство в бою, личный пример офицера своим подчиненным.

Классный час может сопровождаться презентацией или оформлением кабинета портретами русских офицеров.







2. Кодекс офицера (слайд 2)


Наша страна переживает довольно тревожное время. Одна переоценка, казалось бы, незыблемых ценностей идет следом за другой. Как выйти из сложившейся ситуации? Этот вопрос беспокоит сейчас, наверное, всех людей, в сердцах которых живет чувство ответственности перед своей Родиной, своим народом. И в первую очередь, это чувство свойственно, конечно, нашей армии, ее солдатам и офицерам.

И что бы сегодня ни говорили в печатных СМИ и с экранов телевизоров об армии – ее коррумпированности, беспринципности, чинопочитании командиров, о дедовщине и прочем, - в простом солдате мы всегда будем видеть бескорыстного защитника родной земли, в офицере – образец порядочности, благородства, просвещенности.

Необходимо заново возвысить само понятие армейской, офицерской чести, вернуть ей первозданную чистоту.

Когда – то поэт Федор Тютчев сказал, что Россию в поворотные моменты ее судьбы всегда спасала история. Обратим же свой взор к истории и мы.

Регулярная армия в России появилась при Петре Первом (слайд 3). Она комплектовалась на основе рекрутского набора, то есть воинской повинности населения. Процесс этот был длительным и сложным. Первыми гвардейскими полками были Семеновский и Преображенский, сформированные молодым царем в конце XVII века из его потешных полков. По указу Петра Первого для получения офицерского чина требовалось прослужить определенный срок рядовым в полках «нового строя»

Слово «оффициум» в переводе с латинского означает «долг» - в значении долг человеколюбия, последний долг и т.д. На нашу же почву слово «офицер» перекочевало из немецкого языка. В России в настоящем офицере всегда видели рыцаря. Доблесть, честность, благородство души, чистая совесть – вот те черты, которые в нем особо ценились.

Именно при Петре Первом стали в России активно складываться армейские традиции и ритуалы. В ту пору трижды переиздавалось «Юности честное зерцало» - пособие для обучения и воспитания дворянских детей, составленное сподвижниками Петра Первого. В этой педагогической книге было заложено положение, ставшее основой кодекса чести русского офицера: «Жизнь – Родине. Честь – никому». Этому кодекс следовали и гвардейские офицеры, и будущие морские офицеры – гардемарины.







3. «Наука побеждать» Александра Суворова (слайд 4)


Считается, что кодекс воинской чести идет от полководца Суворова (слайд 5). В своей знаменитой книге «Наука побеждать» Александр Суворов в сжатой форме обобщил те не писанные моральные нормы, которые бытовали в русской армии на протяжении столетий, начиная с древних славянских дружин. «Суть офицера, - определял Суворов, - есть храбрость… Офицеру мало лично, быть отважным человеком, он должен в бою или службе умело управлять людьми. Командовать, принимать решения и нести ответственность за эти решения». Эти истины русские офицеры под командованием Суворова не раз доказывали и при штурме крепости Измаил, и при знаменитом переходе через Альпы. И воля солдата работала в унисон с волей командира.

Русская армия дала народу не только полководцев суворовского закала, но и корифеев русской науки, культуры, техники: академиков Федора Литке и Фердинанда Врангеля (слайд 6) чьим именем назван остров в Чукотском море, океанолога адмирала Степана Макарова (слайд 7), изобретателя в области воздухоплавания Александра Можайского (слайд 8), генералов медицинской службы Николая Пирогова и Николая Склифосовского (слайд 9), выдающихся композиторов Николая Римского – Корсакова и Модеста Мусоргского. Боевым офицером был и замечательный композитор Александр Алябьев (слайд 10), Владимир Даль, автор четырехтомного «Толкового словаря живого великого русского языка», за который удостоен звания почетного академика (слайд 11)Петербургской академии наук, - бывший военный моряк и военный врач.

А сколько военных было в истории русской литературы! Офицеры Гаврила Державин и Михаил Лермонтов (слайд 12), инженер – поручик Федор Достоевский и поручик Лев Толстой (слайд13),кавалергард Афанасий Фет и майор Алексей Толстой (слайд 14) Ни одна литература в мире не посвятила столько произведений армейской жизни, офицерству, как наша отечественная! И ни одна армия не породила столько литераторов! Началом лучшей военной прозы можно считать записки мореплавателя адмирала Василия Головина (слайд 15). Военные шинели познали офицер - волонтер Всеволод Гаршин, капитан Александр Куприн (слайд 16) прапорщик Сергей Сергеев – Ценский.











4. Война 1812 года (слайд 17)


Особый дух русского патриотизма проявился в войне 1812 года, когда не только армия, но и весь русский народ объединились в едином порыве разгромить врага. Эта война дала истории новую плеяду видных военачальников и офицеров: фельдмаршала Кутузова (слайд 18), генерала Раевского(слайд 19), Барклая – де – Толли(слайд 20), Багратиона(слайд 21) и других. Среди ратных людей этой эпохи было немало поэтов, музыкантов, воспевавших доблесть и мужество русских воинов, патриотизм и самоотверженность своих соотечественников.

Денис Васильевич Давыдов (слайд 22). Ему суждено было вписать свое имя в историю Отечественной войны, вступив инициатором партизанского движения, которое в корне преобразило войну и послужило одной из причин разгрома армии Наполеона. Он же возглавил и первый партизанский отряд. Отважный патриот, удивительно талантливый и своеобразный поэт, разносторонне образованный, на редкость обаятельный и искрометно веселый, богатая, яркая натура – Давыдов воплотил в себе лучшие черты русского национального характера. Он вырос в дворянской семье. Службу начал в кавалергардском полку, продолжил – в гусарском полку Давыдов создал новый стихотворный жанр «гусарской лирики» - своеобразного лирического дневника русского офицера – патриота, свободомыслящего поэта, любящего веселый разгул и гусарскую храбрость. Его знаменитые стихи: «Я люблю красивый бой…», «Гусар», «Песня старого гусара», Гусарский пир», «Гусарская исповедь» и другие – были широко известны в то время не только среди военных.

Война 1812 года пробудила сознание российского общества. Заграничные походы в 1812 -1814 годах русская армия совершила по странам, где не было крепостного права, где существовали конституционные учреждения. Ощущение свободы заразительно. Против свободы, крепостного права, аракчеевского произвола и палочной дисциплины в армии выступили дворянские революционеры, поднявшие восстание в декабре 1825 года. Подавляющее число декабристов составили офицеры, участники знаменитых сражений: Александр Муравьев (слайд 23), Сергей Трубецкой, Иван Якушин, братья Муравьевы – Апостолы, Павел Пестель, Михаил Лунин (слайд 24), Федор Глинка, поэт – революционер Кондратий Рылеев и многие другие (слайд 25).

У передовых людей в те годы, и в первую очередь у русских офицеров, были твердые убеждения о долге и чести. Декабристское восстание было подавлено. Но дело декабристов не погибло. Оно оказало огромное влияние на последующие события в истории России. Новые поколения революционеров выходили на борьбу с самодержавием и крепостничеством.




5.Традиции русской армии (слайд 26)


Русская армия на протяжении своего существования не раз доказывала верность долгу и присяге. В ней постепенно складывались свои традиции, особенно в офицерской среде. Интересно рассказывает о традициях русской армии Лавр Алексеевич Корнилов, внук генерала Корнилова, - крупный знаток истории русской армии, коллекционер ее орденов, медалей, военной формы, боевого оружия, документов.

«Военные традиции, - говорит он, - были раньше тесно связаны с семейными. Опозорить честь полка, в котором ты служил, означало бросить тень и на честь семьи. Существовала семейная преемственность. Из поколения в поколение представители одного дворянского рода могли служить в одном и том же полку. Считалось обязательным, чтобы хотя бы один из сыновей военного продолжил карьеру отца. Нередко дети и внуки сменяли отцов и дедов. После русско-японской войны был издан приказ, запрещавший родным братьям служить на одном военном корабле: нельзя было допустить, что бы в случае гибели линкора или крейсера мать сразу же лишилась всех сыновей.

Все офицеры отвечали друг за друга. Проступок одного ложился пятном на

других. Поднять руку на младший чин означало потерять офицерскую честь

родным.

Очень частыми были браки между детьми военных. Верность воинским традициям формировалась с детских лет. При вступлении в брак офицер был обязан предоставить командиру сведения о будущей жене, ее материальном положении и моральном облике. Последнее имело большое значение – любой опрометчивый шаг супруги компрометировал мужа со всеми вытекающими последствиями.

Сегодня в кадетском корпусе воспитанников с 14 – 15 лет обучают не только военному делу и общеобразовательным предметам, но и этикету, музыке, танцам, взяв на вооружение лучшие традиции русской армии (слайд 27).

Не стоит эти традиции идеализировать. И в те годы, не говоря уж о сегодняшнем времени, в армии многое не соответствовало потребностям времени. Гвардия, например, была слишком кастовой по своему составу, а вся армия слишком оторванной от жизни страны. Это показала и Первая мировая война, и революции, и Гражданская война в России. В армии произошел раскол на принявших и не принявших Октябрьскую революцию.






6. Армия нового строя (слайд 28)


После революции в России возник новый строй, он породил новую народную армию. ЕЕ становление проходило в боях сначала Гражданской, потом – Великой Отечественной войны. К середине последней у нас сформировался новый высокопрофессиональный офицерский корпус, рожденный более чем полутора годами окружений, разгромов, плена, гибели и крови. Нужен был некий символический государственный акт, подтверждающий рождение великого явления. И он был найден. В феврале 1943 года на плечах офицеров вновь засверкало золото погон. Это было золото высочайшей пробы, рожденное жертвенным служением Отечеству. Возглавил офицерский корпус маршал Георгий Жуков (слайд29).

Отечественная война дала тысячи беспримерных подвигов советских солдат и офицеров. Как один из многочисленных примеров – судьба генерал лейтенанта инженерных войск, профессора, доктора военных наук, героя Советского Союза

Дмитрия Михайловича Карбышева (слайд 30). Он имел за плечами огромный военный опыт, был участником Русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн.

В начале Великой Отечественной войны, находясь на фронте в Западной Белоруссии, тяжело контуженный, он попал в плен. В лагерях смерти генерал вел антифашистскую агитацию. Своей преданностью Родине и верностью воинскому долгу поддерживал о узниках веру в победу над фашизмом. В 1945 году Карбышев вместе с 450 узниками был зверски замучен в лагере Маутхаузен.

Заключенных загнали в баню и пустили из душа сначала холодную воду, а потом горячую, после чего вывели людей на 12 – градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Покрываясь ледяной коркой, 65 – летний генерал перед смертью нашел в себе силы обратиться к узникам лагеря: «Бодрей, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет нас!» Подвиг бесстрашного генерала сделал его имя бессмертным в сердцах людей.















7. Афганистан (слайд 30-38)


Афганистан подверг суровому экзамену всю нашу жизнь. Сейчас много говорят и пишут об Афганской войне, подводят итоги ошибок и просчетов политиков. Но наши солдаты и офицеры, оторванные от Родины, кровью и утратами доказали свою верность присяге, дружбе и долгу. Все это неразрывно связано с честью.

Афганские события длились 3341 день и завершились 15 февраля 1989 г. На афганской земле советские военнослужащие продемонстрировали свое боевое мастерство, организованность и высокие морально – боевые качества.

Среди героев – «афганцев есть авиаторы и танкисты, мотострелки и десантники, саперы и связисты, представители других родов войск.

Рядовые, сержанты, прапорщики и офицеры вели себя в экстремальных условиях бесстрашно и решительно, действовали, как настоящие профессионалы – патриоты.

За мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий, а Афганистане, орденами и медалями Советского Союза были награждены свыше 200 тысяч военнослужащих (в том числе 11 тыс. посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза (в том числе 28 посмертно).

Примеров мужества и героизма современных офицеров тысячи, О некоторых их них вы читали в СМИ, смотрели по телевизору. Сегодня же мы вспомним их простыми словами стихов.

Афганцы, афганцы,

Мальчишки родные,

За что вас построили здесь?

Вы – в мраморных плитах,

Недавно живые…

За что же настигла вас смерть?

Афганцы, афганцы,

Мальчишки по двадцать…

Вам было самим невдомек:

За что же вам надо

В Афгане сражаться,

И чей отдаете вы долг?

Афганцы, афганцы,

Вы встаньте из пепла,

Взгляните на бедную мать,

Ей сорок сегодня, а кажется - вдвое,

Вам маму свою не узнать.

Стоит у надгробья старушка седая

И слезы текут по щекам:

«Сыночек, родимый! За что же такая

С тобой нас постигла судьба?!»

Афганцы, афганцы,

Мальчишки родные! ( Тамара Рогулина)


И последняя страница из истории русского офицерства.


Чечня (слайд 39 -51)

Душа, уставшая от взрывов,

И кровь непозабытых бед,

Война, война без перерывов

На краткий отдых и обед.

Не надо этих гор красивых

Никто не удивит меня:

Пусть говорят мне что – Россия,

Я все равно скажу – Чечня.

Чеченская война – растерзанные душы

Твоих речей не слышат уши!

Ты настоящее чистилище

И бесов гнуснейших вместилище.


В начале сентября 1991 г. в Чечне был совершен государственный переворот. К власти пришло правительство Дудаева. Республика превратилась в криминальную зону. Хищения, фальшивомонетчество, наркотики, безрассудные расправы, аресты, массовые депортации русских…

26 ноября 1994 г. сформированные на скорую руку ополчение антидудаевской

Оппозиции начало поход на столицу мятежной республики г. Грозный.

11 декабря российская армия тремя колоннами двинулась в Чечню.

Решение на ввод войск в г. Грозный было принято на заседании Совета Безопасности РФ. 26 декабря 1994 года. Боевые действия за овладение городом

Грозный начались 31 декабря 1994 года. Буденновск, Первомайск, Кизляр… - вот небольшой список суровых страниц Чеченской войны, отголоски которой отражаются в нашей жизни до сих пор.

У многих российских офицеров и солдат за плечами 3 – 4 военные компании: афганская, таджикская, 2 чеченские…

В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 г., в жестком неравном бою с чеченскими боевиками полегла 6 – я рота псковских десантников. В бою погибло 84 военнослужащих, в т.ч. все 13 офицеров.

В живых осталось шестеро солдат. Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. По данным командования, их было более 2 тысяч против 90 десантников. Старшему было 37 лет, самому младшему 18.

Сколько растерзанных тел, сколько израненных душ, сколько горя родным и близким.

Болят без крови по краям,

Уже не заживая раны,

Когда привозят матерям

Груз 200 «черные тюльпаны» (Ф.Липатов)






































8. Память (слайд 52,53)


Армия состоит не святых, в ней служат разные люди. Многие свято выполняют свой долг в любых обстоятельствах. Кто сегодня в нашем государстве выдерживает историческую тяжесть, кто опора державы? Это, прежде всего армия и флот, мужчины в погонах. А кто рядом с ними? Кто, любя их земной человеческой любовью, делит с ними все тяготы и сложности армейской жизни? Конечно, жены и матери. Какая категория женщин по неустроенности жизни, частым переездам, одиночеству, постоянному беспокойству за жизнь близкого человека может быть поставлена рядом с женами офицеров? Недаром их называют боевыми подругами. Мы все в долгу перед ними. А также перед женами и матерями тех, кто погиб в Афганистане, Чечне, на таджикской границе, в стылых глубинах океана…


Честь имею!

(Офицеру запаса)

Немало прошагал,

Немало пережил.

Друзей своих терял

И новых находил.

Прошел ты сто дорог,

Но легких не искал,

И свой солдатский долг

Ты с честью выполнял.

Как Родины наказ,

Всегда без лишних слов

Ты выполнял приказ,

Ты был к нему готов.

Хоть Запад, хоть Восток –

Везде горел огнем.

Но вот пришел листок:

И – нет приказа в нем…

(Геннадий Кирьянов)


«Честь имею!» - приветствие русских офицеров, в это выражение они вкладывали глубокий смысл, подчеркивая при прощании, что они уходят, ничем не запятнав своего доброго имени. Слова «достоинство» и «честь» характеризуют русского офицера на все времена.

Давайте стоя почтим память тех, кто с честью пронес звание русского солдата, офицера в боях за Россию.


Звучит песня в исполнении Олега Газманова «Офицеры».


9. Источники информации



1. Максимов С.Г., Русские военные традиции, издательство «Вече» 2008 г.

2. Герои 1812 г. издательство «Белый город» 2010 г. М.,

3. Долгое эхо войны: сборник стихов и рассказов – Тольятти, 2005.

4. http://www.metod – kopilka.ru/

5. www.militariorg.ucoz.ru














































19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сценарий классного часа " Жизнь- Родине.Честь- никому"

Автор: Габидуллина Гульнара Ренатовна

Дата: 14.11.2022

Номер свидетельства: 617309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства