kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа "Выросли мы в пламени, в пороховом дыму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен юным защитникам нашей Родины, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Выросли мы в пламени, в пороховом дыму"»

Сценарий классного часа «Выросли мы в пламени, в пороховом дыму»

Учитель. Сегодня 8 февраля. Этот день был объявлен пионерской организацией Днем юного героя антифашиста. В школах проходили торжественные линейки, пионерские сборы, классные часы.

И сегодня неслучайно на уроке речь пойдет о нашей Родине, о страницах ее истории. Скоро 23 февраля – День защитника Отечества, поэтому классный час посвятим юным защитникам нашей Родины, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Тема классного часа – «Выросли мы в пламени, в пороховом дыму».

Ученик 1.Читает стихотворение.

Стихотворение «Родина» (Михаил Пляцковский)

«Родина», - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До Земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли-

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.


Вспомним, какую войну принесли гитлеровцы на нашу землю. Они сами назвали войну «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей.

Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях.

Враг объявил нам тотальную войну и получил от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад. В Отечественной войне исчезает старое понятие «тыл». Можно ли назвать тылом громадный город, где каждый завод, каждая фабрика работают для того, чтобы обуть, одеть, накормить, вооружить работника и воина, ставшего на защиту Родины? Можно ли назвать тылом мирную полянку, куда не донесся грохот орудий, но на которую с ясного неба слетает чудовище в образе человека – фашист, слетает, чтобы сделать, то единственное, что он, фашист, умеет делать: поджечь, взорвать, разрушить. Можно ли назвать тыловиком человека, который, не щадя сил, не считая часов, работает у станка, в поле. Человек, который, не жалея жизни своей, уничтожает шпиона, диверсанта, предателя?

В грозной Отечественной войне нет тыла и фронта. Фронт повсюду. И каждый – боец.

Мужество и смелость наших людей укрепляются сознанием правоты своего дела, уверенностью в победе, стремлением собственными руками, головой, кровью участвовать в самой справедливой войне, какая только может быть на свете.

До 22 июня 1941 года дети оставались детьми. После 22-го – они стали гражданами своего Отечества.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны пионеры города Горького обратились ко всем школьникам области с призывом собрать средства на постройку танка «Горьковский пионер». Всю осень 41-го года школьники трудились на полях, танк был построен и в феврале 42-го был отправлен на фронт.

По примеру горьковских пионеров повсеместно начался сбор средств Фонда обороны страны. На деньги, собранные пионерами и школьниками, были построены танковые колонны, эскадрильи самолетов, батареи орудий.

Широко развернулось тимуровское движение. Тимуровцы окружали заботой и вниманием семьи фронтовиков, раненных в госпиталях.

Большое народнохозяйственное значение имели трудовые дела пионеров: участие в сельскохозяйственных работах, сбор дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, плодов, металлома. Пионеры работали в пришкольных мастерских, помогали в восстановлении освобожденных от немецко-фашистских захватчиков сел и городов.

Ученик 2. Глубокой ночью мы приехали на завод «Красный пролетарий». В девятом цехе нас встретила необычная для завода тишина. Синие лампочки под потолком, яркие светильники у станков и полное безлюдье. Мастер цеха объяснил: «Сейчас обеденный перерыв. Ребята наскоро поели в столовке и теперь спят». Тут мы увидели: мальчишки и девчонки в спецовках, в домашних курточках и халатах устроились кто где – между станками, на ящиках, на грудах каких-то деталей, и спали мертвым сном. Было три часа ночи. Сердце сжималось при виде беспомощных фигурок, застывших в смертельной усталости.

Вдруг резко прозвенел звонок. Перерыв окончился, и сразу ожил цех. Не мальчишки и девчонки – рабочие опытные, быстрые, точные встали к станкам. Завыли, загудели моторы. Полетела, закружилась стружка. «Цех выпускает мины к полковым минометам», - пояснил мастер. Мы подошли к пареньку у токарного станка. «Пять норм выдает уже неделю», - пояснил мастер. Я посмотрел на токаря. Он стоял на ящике, иначе не дотянулся бы до станка!

Нет, не жалость – гордость за этих замечательных ребят наполняла нас…


Учитель. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Героическая оборона города на Неве длилась 900 дней. Фашисты разбомбили склады, где был 5-годичный запас продуктов, приближалась холодная зима. Город остался без продовольствия, от 40-градусных морозов полопались водопроводы.

Ученик 3. Читает отрывок из поэмы В.Н. Инбер «Пулковский меридиан».

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.


В судьбе Юры Рождественского есть один поворот. Он словно сам шел навстречу своей гибели.

Вместе с другими учениками 301-й Ленинградской школы его эвакуировали на Волгу. А он, едва представилась возможность, уехал обратно. Вернулся домой последним поездом, что прорвался в Ленинград сквозь замыкающееся кольцо фашистской блокады. С точки зрения здравого смысла, логики, трезвого расчета, это было нелепое, глупое решение. Но он вернулся в родной город, потому что хотел быть мужчиной. Юрины письма к отцу – единственное, что от него осталось, их почти сорок. Адресованы они тяжело раненому отцу в далекий уральский госпиталь.

Это письма мужественного человека. Вот письмо о смерти матери. Юра не плачет, не жалуется. Он как бы оберегает отца, который там, в госпитале, лежит с тяжелыми переломами. Написанные детским почерком, они читались в госпитале вслух. Их жадно ждали и называли ласково «Наше Совинформбюро». По пятьсот раненых собирались в хорошие почтовые дни. В госпитале было много ленинградцев.

Ученик 4.

4 сентября 1941 года.

Здравствуй папа! Только что была сильная стрельба из зениток. Когда начинается стрельба, приходится уходить от осколков. Но сейчас я сижу на крыше: стрельбы больше нет. Однако, тишина обманчива. Где-то глухо строчит пулемет. Мама с бабушкой сейчас внизу, все на своих постах…

Ещё, папа, напиши мне точно, что с твоей ногой и как твоё самочувствие, я очень беспокоюсь о тебе.

Ученик 5.

20 сентября 1941 года.

Жутко и грустно видеть те места, которые я знал с раннего детства, разрушенными фашистскими бомбами и снарядами. С бабушкой я разругался. Она ноет и ругает Гитлера, но действует на нервы не Гитлеру, а мне. Сейчас уже вечер, восьмой час, сегодня – неплохой день – опять дождь, и потому не было тревог. Думаю, сегодня спать будем дома. Обычно, мы спим в бомбоубежище, так как с бабушкой во время тревоги трудно и медленно спускаться вниз.

Ученик 6.

22 октября 1941 года.

…Я хочу послать тебе небольшую посылку. Бабушка свяжет тебе теплые носки, а я пошлю папиросы, табак, конверты и бумагу, к сожалению, больше ничего не могу тебе послать.

Ученик 7.

9 ноября 1941 года.

Здравствуй, папа! Вот уж сколько времени я не получаю от тебя писем. У нас довольно плохо с продуктами, вот норма:

150 гр. хлеба в день,

400 гр. мяса в месяц,

600 гр. крупы в месяц,

300 гр. рыбы в месяц,

300 гр. растительного масла,

600 гр. конфет,

200 гр. сахара в месяц.

Но за последние дни все магазины, кроме булочных, пустые, а за вторую декаду мы еще ничего не достали. Если нам не удастся прорвать немецкое кольцо вокруг Ленинграда, то дело будет неважно.

Ученик 8.Читает отрывок из поэмы В.Н. Инбер «Пулковский меридиан».

Да, мы — в кольце. А тут еще мороз

Свирепствует, невиданный дотоле.

Торпедный катер стынет на приколе,

Автобус в ледяную корку врос;

За неименьем тока нет трамваев.

Все тихо. Город стал неузнаваем.


Как тягостно и, главное, как скоро

Теперь стареют лица! Их черты

Доведены до птичьей остроты

Как бы рукой зловещего гримера:

Подбавил пепла, подмешал свинца —

И человек похож на мертвеца.


Ученик 9.

2 января 1942 года.

Здравствуй, папа! Сегодня я получил от тебя два письма: одно на мое имя, другое – на мамино. Одно письмо дошло до адресата, другое опоздало на несколько дней… У нас большое несчастье. В ночь с 29 на 30 декабря, не дожив до нового, 1942 года, умерла мама на почве истощения. Все беды из-зи этой фашистской коричневой гадины, осаждающей Ленинград. За меня ты не бойся, я крепок духом и здоровьем. Тяжела, правда, потеря, но слезами и истерикой делу не поможешь. Нужно твердо смотреть вперед. Впереди еще много испытаний, но я чувствую, что все это перенесу. Ни смерть мамы, ни голод, ни налеты с воздуха, не смогут сломить моей воли, и я уверен, что когда фашистские бандиты будут разбиты, мы еще заживем новой, хорошей жизнью. Да, это будет в недалеком будущем.

Ученик 10. Читает отрывок из поэмы В.Н. Инбер «Пулковский меридиан».

Апатия истаявшей свечи…

Все перечни и признаки сухие

Того, что по-ученому врачи

Зовут «алиментарной дистрофией».

И что не латинист и не филолог

Определяет русским словом «голод».


А там, за этим, следует конец.

И в старом одеяле цвета пыли,

Английскими булавками зашпилен,

Бечевкой перевязанный мертвец

Так на салазках ладно снаряжен,

Что, видимо, в семье не первый он.


7 апреля был Юрин день рождения. Но он до него не дожил. Юра Рождественский пропал без вести в марте 1942 года. Он ушел из дома и не вернулся. Во фронтовом городе такие случаи бывали нередко: люди погибали от бомбежек, от обстрелов, падали на улице от слабости.

Ученик 11. Читает отрывок из поэмы В.Н. Инбер «Пулковский меридиан».

Но час придет. Не будет ни окопов,

Ни пушечных, ни пулеметных гнезд.

Мы вновь нацелим жерла телескопов

По золотым ориентирам звезд.

Опять прославим солнца торжество,

Лучистую энергию его.

Ученик 12. Читает отрывок из стихотворения О.Ф. Берггольц «Голос блокадного Ленинграда».

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.


27 января 1944 года – день снятия блокады Ленинграда. З авремя блокады враг обрушил на Ленинград:

  • 107 158 фугасных и зажигательных бомб;

  • 148 478 снарядов.

Убито 16 747 человек, ранено – 33 782, умерли от голода 641 803, остались без крова – 716 000 мирных жителей.

Можно ли удивляться тому, что в эти страшные, горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.

Следующая страница нашего календаря посвящается пионерам-героям.

Ученик 13. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ученик 14. Маленькие герои большой войны. Они сражалсь повсюду:

  • на море, как Боря Кулешин;

  • в небе, как Аркаша Каманин;

  • в партизанском отряде, как Леня Голиков;

  • в Брестской крепости, как валя Зенкина;

  • в керченских катакомбах, как Володя Дубинин;

  • в подполье, как Володя Щербацевич.

Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!




Ученик 15. Партизан Лёня Голиков. Жив его подвиг в наших сердцах..

Родную деревню захватили фашисты, и парень решил, что он не имеет права оставаться в стороне. Решил записаться в партизаны. Его не хотели брать - слишком мал, всего 15 лет, но за него поручился его школьный учитель, уже состоявший в партизанском отряде. Так для Леонида началась новая жизнь.

Лёня Голиков стал бригадным разведчиком 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей.

На счету Леонида немало потерь фашистов: 78 человек, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

В августе 1942 года Леонид Голиков совершил подвиг, который и дал ему награду Героя Советского Союза. Недалеко от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик принес портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера.




Ученик 16. Марат Казей: юный герой, отдавший жизнь, чтобы спасти белорусскую деревню 11 мая 1944 года Марата не стало. Но ушел из жизни он героем. Ранним утром он и начальник разведки Ларин прибыли в деревню Хоромицкие, чтобы встретиться со связным. Никто не знал о планах гитлеровцев окружить деревню. Немецкое командование, получив сведения о том, что местные поддерживают партизан, направило в населенный пункт группу полицаев и карательный отряд. Ларин принял бой и пал. Казей, как много раз до этого, вырвался из окружения и добрался до опушки леса. Мальчик понимал, что ему, скорее всего, не получится уйти от фашистов. Кроме того, он хотел привлечь внимание партизан, находившихся неподалеку, к происходящему деревне Хоромицкие. Марат принял бой, исход которого был предрешен. Когда патроны закончились, Казей взял в руки две гранаты. Паренек действовал так, как ведут себя все герои в подобной ситуации. Марат подпустил немцев, желавших взять подростка живым, поближе и…

Партизаны, находившиеся неподалеку от деревни Хоромицкие, услышали звуки боя, вышли на селение и спасли местных, которых немцы заперли в большом сарае.

Марату Ивановичу Казей было присвоено звание Героя Советского Союза. В Минске был открыт памятник герою белорусского народа.



Родина высоко оценила подвиги партизан и подпольщиков. Звания Героя Советского Союза получили четыре пионера:

  • Леня Голиков из Новгородской области;

  • Марат Казей из Белоруссии;

  • Валя Котик из Шепетовки УССР;

  • Зина Портнова из Ленинграда.

Это были только отдельные маленькие герои. Но их были сотни, может быть, даже тысячи. Многие из них легли в братские могилы фронтовиков, приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями. А многие с честью прошли ратный путь и до сих пор живут в городах и селах. Мы их называем ветеранами Великой Отечественной войны.

Маленькие разведчики и связные, юные пехотинцы и артиллеристы, танкисты и матросы – они с полным правом могут сказать себе: «Выросли мы в пламени, в пороховом дыму».

Война не та школа, где должен воспитываться подросток. Но те из них, что волею судьбы прошли эту школу, нет сомнения, что из них выработались люди мужественные, волевые, готовые к борьбе с любыми трудностями. Эти люди являются примером мужества, отваги, стойкости и истинной гражданственности, того высокого понимания чувства долга перед Родиной и народом.

Ученик 17.Читает стихотворение К. Симонова.

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,


Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.


















13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Сценарий классного часа "Выросли мы в пламени, в пороховом дыму"

Автор: Кузнецова Татьяна Юрьевна

Дата: 16.01.2023

Номер свидетельства: 623256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства