kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«СТЕПЬ БЕЗ САЙГАКА – КАК КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ БЕЗ МОЛОКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка классного часа наглядно показывает проблему исчезновения популяции таких редких животных республики Калмыкии, как сайгаки. Они занесены в Красную Книгу, т.к.находятся на грани исчезновения. Детям в доступной форме рассказывается о сайгаках, раскрываются биологические особенности вида, описываются удивительные особенности этих уникальных животных. Дети читают письмо, "пришедшее" от  маленького скайгачонка, а затем отвечают на него в письменной форме. Затем дети принимают участиев мини-конкурсе на знание стихов о природе, декламируют стихотворения, разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы викторины.
Проведение этого классного часа решает множество педагогических задач - образовательных, воспитательных, развивающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««СТЕПЬ БЕЗ САЙГАКА – КАК КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ БЕЗ МОЛОКА»»

МБОУ «СОШ № 17» им.Кугультинова Д.Н.
г. Элиста













КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:


«СТЕПЬ БЕЗ САЙГАКА – КАК КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ БЕЗ МОЛОКА»























Классный руководитель

Шаина Ирина Анатольевна



Классный час на тему:


«Степь без сайгака - как калмыцкий чай без молока».


“Охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин.)

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

Цели мероприятия:

Образовательная – формирование и стимулирование устойчивого интереса у учащихся к проблемам биоразнообразия в родной республике.

Воспитательная - воспитание экологически грамотного школьника, ответственного за состояние окружающей среды.

Развивающая – расширение экологического кругозора у подростков.


Задачи:

1. Распространение знаний о ценности и уникальности сайгаков.

2. Развитие у подростков чувства бережного и чуткого отношения к природе, любви и гуманности ко всему живому.

3. Выработка нравственной экологической позиции и экологической культуры.


Форма проведения:

Интеллектуально-познавательная беседа с элементами творческих заданий.


Способы и методы подачи информации:

- словесный,

- наглядный.


Оборудование:

ПК, рисунки учащихся, разноцветные листы формата А-4, фломастеры, клей.


Категория учащихся:

5 «Б» класс


Ожидаемые результаты:

Популяризация среди школьников мероприятий в рамках проведения Года сайгака в Калмыкии и привлечение их к активному участию в защите животных.







Ход классного часа.


(звучит музыка из телепередачи «В мире животных»)

Вступительное слово учителя:

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Очень верные слова! Сегодня, ребята, мы поговорим о сайгаке – редком, уникальном животном, обитающем на территории нашей республики. Испокон веков эти степные антилопы, как их называют, считались неотъемлемым символом калмыцких просторов. Без них степь – как джомба без молока. Когда-то в Калмыкии насчитывалось около 250 тысяч сайгаков. Совсем недавно, 2009 году, популяция насчитывала 14-15 тысяч особей. А на сегодняшний день их всего 8-9 тысяч! Совсем скоро мы можем потерять сайгаков полностью!

Вот об этом, ребята, мы сегодня с вами и поговорим. Прежде всего, давайте поближе познакомимся с самим сайгаком.



Хотите узнать,


Ребята, а сейчас я хочу прочитать письмо, которое пришло на адрес нашего класса.


ПИСЬМО ОТ МАЛЕНЬКОГО САЙГАЧОНКА




Здравствуйте!

Я – сайгачонок. Я живу в Калмыкии. Мои сородичи не очень симпатичные внешне, но очень трепетные, добрые и свободолюбивые степные животные, которых осталось совсем мало. Мы страдаем от волков и браконьеров, моя мама больна от голода, так как в этом году в степях был сильный джут. От скудного корма мама похудела и ее шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, что скоро нас почти не останется, потому что из-за рогов сайгаков идет их истребление.

Помогите нам, люди!!!


__________________________________________________________________


Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо?

Ответы детей:

- животным негде пастись и жить,

- им нечего есть зимой,

- их истребляют браконьеры.

Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького сайгачонка! Люди привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. В том числе и те, которые мы с вами перечислили. А сейчас предлагаю вместе со мной начать заполнение необычного альбома (показываю альбом). Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице – календарь экологических дат.

Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их будем вместе, здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черный, красный, зеленый, белый. И это тоже не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?

Учащиеся: знак беды, несчастья, гибели.

- Что мы можем поместить на этих страницах?

Учащиеся: исчезнувших животных (тарпаны, лошади Пржевальского).

- Следующие страницы красные. Почему красные?

Учащиеся: это цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

- Что мы сюда поместим?

Учащиеся: животных, которым грозит опасность (сайгаки, джейраны).

- И есть страницы зеленые. Почему зеленые?

Учащиеся: зеленый - цвет надежды.

- Но в альбоме много и белых страниц. Какой цвет они приобретут – зависит от нас.

Приступим к работе. Пока ребята (по два человека на каждую страницу) работают, давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись.

Учащиеся:

- охранять животных,

- создавать заповедники,

- бороться с браконьерами.

Ребята, а вы помните, что маленький сайгачонок ждет нашего ответа? Сейчас каждый получит возможность написать ему.

(Дети пишут письмо)



А теперь давайте проведем конкурс на знание стихотворений о природе.

Ученик 1: Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенье,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут и падут растения,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует, защиты,

Она спасенья просит у людей.

Ученик 2: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик 3: Берегите землю.

Берегите жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю. Берегите!

Ученик 4: Мчится степью сайгачонок,

А за ним бежит орленок.

Резвы ножки сайгачонка,

Быстры крылья у орла.

Рада мама-сайгачиха,

Рада матушка-орлиха.

Ученик 5: Древняя степная антилопа,

Обитаешь в наших ты краях,

Но додумалась людская злоба,

Деньги делать на твоих рогах.


И не знают, что ты лошадь бога,

Убивать сайгака - для калмыка грех.

Небо может наказать жестоко...

Как предупредить об этом всех?


Выходите в степь полюбоваться,

Радоваться жизни и весне.

Пусть живет степная антилопа

С человеком рядом на земле.

Ученик 6: Берегите эти земли, эти воды,

Даже милую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


Кроме песен и стихов о сайгаке существуют загадки, пословицы и поговорки. Например:


1. Он к жаре привычный, и бегун отличный.

С коротким он хвостом, а нос его – горбом.


2. Трав копытами касаясь, ходит по степи красавец.

Ходит гордо и легко, рога раскинув высоко.
















Подведение итогов классного часа.


Заключительное слово учителя:

Ну вот, ребята, теперь вы не понаслышке знаете, что сайгак, ставший редкостным в наше время животным, считается национальным достоянием Калмыкии. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из вас видел живого сайгака? Оказалось, что видели, но по телевизору… Вот так, живя в исконно сайгачьем крае, наши дети не видят, а следовательно, и не знают коренных обитателей великого междуречья Дона и Волги. Не видят, даже проживая в сельской глубинке, по очень простой причине – после каждого лета, после каждой зимы их становится все меньше и меньше. А раньше сайгаков было видимо-невидимо в Калмыкии и «степь буквально колыхалась от них», как вспоминают очевидцы.

Численность этого вида остается на критически низком уровне. Все меньше сайгаков, все больше тревоги за них… Но есть надежда, что коренные обитатели калмыцких степей возродятся во всей своей неповторимой красе. С нашей помощью! Возможно, внимание к экологической проблеме на самом высоком региональном уровне изменит ситуацию. И хочется верить, что общими усилиями сайгак будет спасен, и весной в Элисте на музыкальном фестивале «Споем о сайгаке» песни будут только радостные!

Если же голос ученых, экологов, да и всех здравомыслящих людей не будет услышан, то в будущем мы сможем увидеть сайгаков только на этом бетонном постаменте, расположенном на въезде в Республику Калмыкия из Волгоградской области.


Задумайтесь:


- 3 вида животных исчезают с лица Земли каждый час…

- ¼ всех видов флоры и фауны нашей планеты перестанут существовать в ближайшее время…

- за последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на 1/3…

Напоминаем:


Животные, как и люди, имеют одинаковые права на жизнь!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«СТЕПЬ БЕЗ САЙГАКА – КАК КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ БЕЗ МОЛОКА»

Автор: Шаина Ирина Анатольевна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства