kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СПАТЬЯ «Формирования профессиональных компетенций обучающихся на учебных занятиях производственного обучения »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование професситнальных компитенций обучающихся нв нанятиях проиводственного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СПАТЬЯ «Формирования профессиональных компетенций обучающихся на учебных занятиях производственного обучения »»

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»











СПАТЬЯ


«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »










Авторы статьи:

Салабай М.А. Титова Л.М.- мастера производственного обучения

ОГАПОУ «БСК»










Информация .

«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания.


Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками, потребителями;

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Учебная деятельность, формирующая профессиональную компетентность в подготовке специалистов, предполагает кардинальное изменение характера педагогического воздействия. Современный мастер производственного обучения, формирующий комплекс профессиональных компетенций утрачивает традиционные информирующе-контролирующие функции транслятора знаний, становится консультантом-координатором, направляющим учебную деятельность обучающихся и помогающим увидеть весь спектр возможных решений, касающихся профессиональных проблем. Для этого необходимо наличие соответствующих теоретических знаний у мастера производственного обучения, но и в обязательном порядке практического опыта в преподаваемой профессиональной сфере.




Технология

Цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего квалифицированного рабочего. В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего рабочего определяю:

- способность к системному видению реальности и системному действию в профессиональной ситуации;

- умение находить нестандартные решения профессиональных задач;

- мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;

- владение системой профессионально-нравственных ценностей;

- способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:

- создание условий для созидания обучающихся субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;

- создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;

- формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного рабочего, квалифицированно решающего профессиональные задачи в профессиональной деятельности.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:

- гуманизации и демократизации педагогических отношений;

- педагогики сотрудничества;

- органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;

- личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;

- субъектности;

- проблемности;

- целостности, единства личностного и профессионального развития человека.

Опираясь на подход к определению педагогической технологии В.М. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.

Продуктами проектирования являются рабочие программы по профессии, практике пробных уроков производственного обучения; методические рекомендации по организации профессиональной практики, самостоятельной работы учащихся: рабочее руководство, учебные элементы, рекомендации по дипломному проектированию. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ФГОСТ НПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего рабочего.

Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения учащихся. Профессиональная подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую и практическую основу, вторая - на познание учащимся себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.

Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей учащихся и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет учащимся постичь своё “Я”, что-то совершенствовать, исправлять в себе. Стимулирование самопознания учащихся позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:

- включение учащихся в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;

- организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий;

- предоставление права выбора учащимся заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям учащихся и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;

- активизация деятельности учащихся как субъекта образовательного процесса;

- создание на учебном занятии ситуации успеха


Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет учащимся стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт учащихся посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке производственного обучения, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащимся предоставляется возможность:

- отстаивать своё мнение;

- участвовать в дискуссиях;

- выступать в роли преподавателя;

- решать методические задачи;

- выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;

- работать в микрогруппе.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у учащихся адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности учащихся, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.

Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего: дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические работы. Важное место в формировании будущего рабочего играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь учащихся, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в

заседаниях проблемных групп, семинарах, в научно-практических конференциях.

Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие учащегося, развитие собственных способностей учащихся и формирование профессиональных умений. Разнообразие видов деятельности (разработка проектов, выполнение исследовательских работ, участие в заседаниях проблемных групп, научно-практических конференциях и др.) позволяет сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности.

Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего, и последующую их коррекцию. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет учащимся формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.

Для формирования рефлексивного мышления учащихся использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.

Готовность к осознанной профессиональной деятельности проверяется в ходе практики, результаты которой позволяют судить о сформированности профессиональных умений.

Для измерения результатов сформированности профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности учащихся к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты сформированности профессионально-значимых качеств личности

Результативность

50% (14 человек) учащихся групп № 16 (выпуски 2015-2017 года) продолжают учебу в высших учебных заведениях, остальные работают по специальности.

С предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику, ежегодно приходят благодарности.

Свыше 70% выпускников обучаются на «4» и «5».




























Библиографический список:

1. Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии. – 2005. - № 3.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12.

4. Могилев А.В. Интернет-проекты в системе образования// Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 8 – 20.

5. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. – 2006. - № 8.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.


Приложение

1. Приложение №1 - Презентация исследовательских проектов «Маленькие хитрости в большом строительстве» (отчетная конференция).

2. Приложение №2 - Урок производственного обучения «Настилка полов керамическими плитками».






































Презентация исследовательских проектов «Маленькие хитрости в большом строительстве» (отчетная конференция)

Цели:

- создать условия для применения знаний отделочных работ в строительстве;

- определить связь производственного обучения с общеобразовательными предметами;

- совершенствовать навыки работы в коллективе, учитывая индивидуальные способности учащихся.

Оборудование:

мультимедийная установка, компьютерные презентации.

Ход мероприятия

1. Вводное слово преподавателя.

Исследовательские проекты были подготовлены по следующим направлениям: в свободную минуту, возможно пригодится, строим и ремонтируем, основы мастерства.

2. Защита проектов по направлению в свободную минуту (проект «Мини огород на кухне»).

3. Защита проектов по направлению возможно пригодится (проект «Поддон для кашпо»).

4. Защита проектов по направлению строим и ремонтируем (проект «Раскрашивание стен под кирпичную стену», проект «Меняем плитку»).

5. Защита проектов по направлению основы мастерства (проект «Роспись по трафарету», проект «Декоративная роспись стен», проект «Малярная имитация драпировки»).

6. Заключительное слово преподавателя



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Салабай Марина Анатольевна.Титова Любовь Михайловна

Дата: 21.12.2018

Номер свидетельства: 492048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства