«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »
Авторы статьи:
Салабай М.А. Титова Л.М.- мастера производственного обучения
ОГАПОУ «БСК»
Информация .
«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.
Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания.
Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками, потребителями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Учебная деятельность, формирующая профессиональную компетентность в подготовке специалистов, предполагает кардинальное изменение характера педагогического воздействия. Современный мастер производственного обучения, формирующий комплекс профессиональных компетенций утрачивает традиционные информирующе-контролирующие функции транслятора знаний, становится консультантом-координатором, направляющим учебную деятельность обучающихся и помогающим увидеть весь спектр возможных решений, касающихся профессиональных проблем. Для этого необходимо наличие соответствующих теоретических знаний у мастера производственного обучения, но и в обязательном порядке практического опыта в преподаваемой профессиональной сфере.
Технология
Цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего квалифицированного рабочего. В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего рабочего определяю:
- способность к системному видению реальности и системному действию в профессиональной ситуации;
- умение находить нестандартные решения профессиональных задач;
- мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;
- владение системой профессионально-нравственных ценностей;
- способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:
- создание условий для созидания обучающихся субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;
- создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;
- формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного рабочего, квалифицированно решающего профессиональные задачи в профессиональной деятельности.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:
- гуманизации и демократизации педагогических отношений;
- педагогики сотрудничества;
- органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;
- личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;
- субъектности;
- проблемности;
- целостности, единства личностного и профессионального развития человека.
Опираясь на подход к определению педагогической технологии В.М. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.
Продуктами проектирования являются рабочие программы по профессии, практике пробных уроков производственного обучения; методические рекомендации по организации профессиональной практики, самостоятельной работы учащихся: рабочее руководство, учебные элементы, рекомендации по дипломному проектированию. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ФГОСТ НПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего рабочего.
Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения учащихся. Профессиональная подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую и практическую основу, вторая - на познание учащимся себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.
Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей учащихся и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет учащимся постичь своё “Я”, что-то совершенствовать, исправлять в себе. Стимулирование самопознания учащихся позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:
- включение учащихся в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;
- организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий;
- предоставление права выбора учащимся заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям учащихся и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
- активизация деятельности учащихся как субъекта образовательного процесса;
- создание на учебном занятии ситуации успеха
Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет учащимся стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт учащихся посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке производственного обучения, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащимся предоставляется возможность:
- отстаивать своё мнение;
- участвовать в дискуссиях;
- выступать в роли преподавателя;
- решать методические задачи;
- выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;
- работать в микрогруппе.
Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у учащихся адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности учащихся, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.
Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего: дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические работы. Важное место в формировании будущего рабочего играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь учащихся, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в
заседаниях проблемных групп, семинарах, в научно-практических конференциях.
Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие учащегося, развитие собственных способностей учащихся и формирование профессиональных умений. Разнообразие видов деятельности (разработка проектов, выполнение исследовательских работ, участие в заседаниях проблемных групп, научно-практических конференциях и др.) позволяет сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности.
Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего, и последующую их коррекцию. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет учащимся формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.
Для формирования рефлексивного мышления учащихся использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.
Готовность к осознанной профессиональной деятельности проверяется в ходе практики, результаты которой позволяют судить о сформированности профессиональных умений.
Для измерения результатов сформированности профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности учащихся к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты сформированности профессионально-значимых качеств личности
Результативность
50% (14 человек) учащихся групп № 16 (выпуски 2015-2017 года) продолжают учебу в высших учебных заведениях, остальные работают по специальности.
С предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику, ежегодно приходят благодарности.
Исследовательские проекты были подготовлены по следующим направлениям: в свободную минуту, возможно пригодится, строим и ремонтируем, основы мастерства.
2. Защита проектов по направлению в свободную минуту (проект «Мини огород на кухне»).
3. Защита проектов по направлению возможно пригодится (проект «Поддон для кашпо»).
4. Защита проектов по направлению строим и ремонтируем (проект «Раскрашивание стен под кирпичную стену», проект «Меняем плитку»).
5. Защита проектов по направлению основы мастерства (проект «Роспись по трафарету», проект «Декоративная роспись стен», проект «Малярная имитация драпировки»).