Современные сюжетно-ролевые игры (из опыта работы)
Современные сюжетно-ролевые игры (из опыта работы)
Современные сюжетно-ролевые игры
(из опыта работы)
В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Актуальность проблемы состоит в том, что часто дети приходят в учебное заведение с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные сюжетно-ролевые игры (из опыта работы)»
Современные сюжетно-ролевые игры
(из опыта работы)
В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Актуальность проблемы состоит в том, что часто дети приходят в учебное заведение с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:
Моя задача как педагога – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать.
Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я советовала папам и мамам, какие игрушки следует покупать детям. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
1)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
2) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
3) Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4) Доступность среды предполагает свободный доступ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые я хочу вам предложить:
Турагентство
Цели познакомить детей с профессиями - директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами; бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;
питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;
оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.
Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.
Банк
Цели: выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.
Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.
Гипермаркет Эссен
Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Примерные игровые действия:
приход в супермаркет; покупка необходимых товаров;
консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара;
решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.
Предметно-игровая среда. Оборудование: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры;
чеки, сумки, кошельки, деньги учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.
Показывают новые телепередачи и опять возникла мысль организовать с детьми новые сюжетные игры, такие как «Телевидение».
Телевидение
Цели: закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Примерные игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами;
составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.
Предметно-игровая среда. Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты; «хлопушка»; программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.
Модельное агентство
Цели: учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.
Примерные игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.
Цели: закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.
Примерные игровые действия: редакционная коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей;
использование рисунков, придумывание заголовков; составление газеты (журнала).
Цели: учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Примерные игровые действия: работа операторов связи; работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи; ремонтная мастерская; оплата услуг; справочная служба.
Предметно-игровая среда. Оборудование: сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.
Дизайнерская студия
Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.
Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.
Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.
В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами. Для сообщения детям знаний о труде взрослых я проводила экскурсии в банк, турагенство и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Я обращала их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, объяснила как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.