Социально значимый проект "Каждому скворцу-по домику"
Социально значимый проект "Каждому скворцу-по домику"
Дидактические цели проекта:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов
2. Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов.
4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально значимый проект "Каждому скворцу-по домику"»
Социально-значимый проект
«Каждому скворцу- по домику!»
Аннотация проекта
Предлагаемый проект ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся. Проект реализуется посредствам проведения совместных мероприятий, посвященных птицам; исследований, опросов. Специально организованных мастерских по изготовлению скворечников под руководством учителя технологии; обсуждения достигнутых результатов, информирования о выполнении поставленных задач.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
2. Анализ внешней среды.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.
Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах ? Конечно, птиц. Здесь, в городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
3. Анализ внутренней среды.
По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у учащихся существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.
Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с школьного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
Дидактические цели проекта:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов
2. Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов.
4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.
5. Учить работать в сотрудничестве со взрослыми.
Методические задачи:
1. Расширить представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.
3. Вовлечь учащихся в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
4. Развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
5. Вести пропаганду среди учащихся о пользе птиц.
Возраст учащихся: 13-14 лет
Сроки реализации проекта:
Ноябрь 2019 г.- январь 2020г.
Основополагающий вопрос: Как люди встречают своих пернатых друзей - птиц?
Этапы работы:
1. Интересные факты из жизни птиц.
2. Скворцы - певчие птицы;
3. Скворцы - защитники садов и огородов;
4. Изготовление скворечников.
Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
Почему мы реже слышим пение птиц в школьном дворе, в городе?
Сколько скворечников в школьном дворе?
Как заинтересовать всех учащихся школы и родителей и вызвать желание делать скворечники для птиц?
Наши конкретные дела.
Только ли из досок можно сделать скворечник?
Вопросы для исследований и задания для учащихся:
Сбор информации о птицах (то, чего нет в наших учебниках). Интересные заметки, рисунки, фотографии.
Выставка рисунков «Мир без птиц!», «Птицы – наши друзья!».
Работа над чертежами скворечника. Разрабатывают готовый чертеж и конструируют его.
Представление проекта
Проведение практического занятия по изготовлению скворечников
(вместе с учителем технологии, родителями).
Создание презентации.
.Публичная защита проекта. Презентация.
Создание буклета
Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»
Результаты представления исследований:
Презентация
Информационный бюллетень
Скворечники
Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»
Этапы и сроки проведения проекта:
"Трибуна мнений" (формулирование тем исследований учеников).
Распределение тем для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа по выполнению заданий.
Подготовка школьниками сообщений
5. Ожидаемые результаты.
У детей сформируются:
Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
Знания
Сознание важности природоохранных мероприятий.
Навыки правильного поведения в природной среде.
Эстетическое отношение к окружающей действительности.
Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
Этапы
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
Повышение собственной профессиональной компетентности.
1.Изучение литературы:
ноябрь
воспитатель
2.Организовать сотрудничество с библиотекой интерната
ноябрь
Воспитатель, библиотекарь
4.Подбор диагностического инструментария
ноябрь
воспитатель
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания.
ноябрь
воспитатель
Деятельный этап
Осуществление мероприятий по выполнению проекта.
1.Проведение занятий познавательного
цикла.
в течение проекта
воспитатель
2.Экскурсии и прогулки в парковую зону
в течение проекта
воспитатель
3.Художественно-творческая деятельность.
в течение проекта
Воспитатель, учитель ИЗО
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий.
в течение проекта
Воспитатель, учитель литературы
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах.
в течение проекта
воспитатель
7.Подвижные игры.
в течение проекта
воспитатель, инструктор по физ.культуре
8.Дидактические игры экологического характера.
в течение проекта
Воспитатель, учитель биологии
9.Слушание птичьих голосов в записи.
в течение проекта
воспитатель
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах.
в течение проекта
воспитатель
11.Вечера-развлечений.
в течение проекта
воспитатель муз. руководит.
Деятельный этап
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок.
декабрь
воспитатель
воспитатель
4.Викторина «что мы знаем о птицах?».
декабрь
воспитатель
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах».
декабрь
воспитатель
7.Природоохранные акции «Кормушки», «
в течение года
Воспитатель, учитель труда
Заключительный этап
Оценка эффективности реализации проекта.
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом».
январь
воспитатели
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ.
3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц».
январь
воспитатель
4.Оформление альбома «Друзья наши-птицы»
январь
воспитатель
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина.
январь
воспитатель
7. Отчет о реализации проекта.
Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.
Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.
Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.
Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.
Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.
Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».
Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.
В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.
Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Перспектива дальнейшей деятельности.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
Экскурсии в зоомагазин.
Организация дня наблюдений за птицами.
Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
Изготовление листовок «Берегите птиц»
Конкурс кормушек и поилок для птиц.
2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:
Участие в акции «Посади дерево».
Проведение субботника по уборке территории детского сада.
Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер
8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:
2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»
где имеются следующие объекты:
деревья с дуплом;
гнезда;
кормушки и т.д.
Ботанический сад.
3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
посещение мини-зооуголка;
участие в акциях.
9. Программно-методическое обеспечение.
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
«Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
«Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
«Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
«Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
«Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
«Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
«Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
«Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
«Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
«За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
«Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
«Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
«Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Приложение 1
21.07.2012
Поделиться страницей:
Рекомендуем
Занятие по экологии "Мудрая сова" по теме "Птицы нашего края". 6–7 лет
Цель: Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; Расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; Упражнять детей в словообразовании; Воспитывать бережное отношение к птицам. Оборудование: Конверт; Схема – модель птицы; Схема – модель пищевой цепочки; Разрезные контуры разных птиц; Иллюстрация с изображением детей, обижающих птиц...
Публикация
Конспект беседы на тему «Животные наши друзья» в старшей группе
Цель: воспитание заботливого отношения, сострадания к домашним животным. Задачи: Образовательные: закрепить представление о домашних животных, понимать состояние и поведение животных. Развивающие: развивать способность испытывать жалость к животным. Воспитательные: сформировать представление о том, что значит сострадать, заботиться о домашних животных.
Публикация
Тема занятия: «Деревья и кустарники»
Задачи: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; Учить детей различать деревья по внешним признакам; Образовывать прилагательные от существительных; Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Подбирать слова-антонимы; Закрепить употребление предлогов; Развивать словарь по данной теме. Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.