kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слава тебе, победитель – солдат!». Сражение на Курской дуге. методическая разработка внеклассного мероприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мероприятия, посвящённого сражению на курской дуге.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слава тебе, победитель – солдат!». Сражение на Курской дуге. методическая разработка внеклассного мероприятия.»

«Слава тебе, победитель – солдат!».

Сражение на Курской дуге.

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о Курской битве, героизме советского народа; раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к традициям своего народа.

Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия): - познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные –учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация; видеоролик «Курской битве посвящается», музыкальное сопровождение, книжная выставка «Слава тебе, победитель – солдат!». Герб и флаг России; Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.

Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (в словарях найти значения слов «подвиг»; подготовить сочинение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек, ветеранов ВОВ.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Педагог. Далекое лето 1943 года. Именно в это время к Белгороду, Курску и Орлу были прикованы взоры людей всего мира.

Пытаясь взять реванш после поражения под Москвой и Сталинградом, немцы летом 1943 года разработали план новой наступательной операции под названием “Цитадель”. Решающий бой в сражении на Курской дуге произошёл 12 июля на Прохоровском поле, которое считается третьим полем русской славы после Куликова и Бородинского.

Ученик 1. В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мёртвого металла.
Здесь за день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори —
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали,

Ученик 2. С рассветом “тигры” шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.

Е. Долматовский. Курская дуга

2. Основная часть.

Ученик 1: Броня в броню. Рвануло в небо пламя! И дрогнула былинная земля!..

Горели танки жаркими кострами, И были дымом застланы поля.

Ученик 2: … Всего два слова – Курская дуга. Как много это значит для солдата!

Жила России гневная душа, В бессмертной битве Н – ского квадрата.

Ведущий 1: Всего два слова – Курская битва! А какая могучая и крылатая суть заложена в них. Эта битва стала одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной войны. С той поры прошло уже много лет, но память об этих событиях до сих пор жива.

Чтец 1: Вспомним сегодня хотя бы немного, -

Давние, грозные дни страны,

Вспомним, с вами мы, дети и внуки,

Не перенесшие той войны!

Чтец 2: Сорок третий

Горечью полынной

На меня пахнул издалека –

Черною,

Обугленной равниной

Видится мне Курская дуга.

Чтец 3: Налево –Курск. Орел в дыму- направо,

Здесь враг впервые тиграми пугал,

Прибита рожь к земле дождем кровавым, Свинцовый дым распластан на лугах.

Чтец 3: Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет,

Одной из величайших битв на свете,

Ту битву назовет двадцатый век


Песня «Закаты алые». Слова: Осошник Н., композитор: Осошник В.


Ведущий 2: После поражения немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и в ходе наступления советских войск зимой 1942-1943 годов были подорваны военная мощь, моральный дух армии и всего населения Германии, а также ее престиж у союзников. Чтобы предотвратить дальнейший распад фашистского блока и повернуть ход войны, гитлеровцы решили предпринять наступление под Белгородом. Операция предусматривала неожиданное окружение и уничтожение советских войск в течение четырех дней и получила условное название - «Цитадель».

Ведущий 1: Для осуществления операции требовались колоссальные человеческие и материальные ресурсы, подготовку которых гитлеровцы начали с весны. Прежде всего, была проведена «тотальная мобилизация», поставившая под ружьё всё мужское население от 17 до 50 лет, включая и высококвалифицированных рабочих военных заводов, на смену которым поставили пленных и иностранцев.

Ведущий 2: В результате, «Цитадель» получила 900 тысяч солдат, 10 тысяч орудий и миномётов, 2700 танков и штурмовых орудий, 2050 самолётов. В целом, эти силы составили 50 дивизий, в том числе 16 танковых. Из них были созданы две ударные обстановки: одна в районе Орла, другая в районе Белгорода.

Ведущий 1: «Цитадели» противостояли шесть фронтов советских войск: Центральный, Воронежский, Степной, Брянский, Западный и Юго – Восточный. Предчувствуя соблазн фашистов – использовать для первого удара Курский выступ, советское командование сосредоточило главные силы на Юго - Западном направлении в районах Орла и Белгорода.

Ведущий 2: Гитлер все откладывал сроки начала операции, ожидая насыщения своих войск новыми видами наступательной техники - «пан­терами», «тиграми», «фердинандами». Наконец, 1 июля 1943 г. он объявил о начале наступления - 5 июля 1943 г. Особую ставку Гитлер делал на внезапность удара. Но этого как раз и не получилось - советские разведчики добыли точные сведения о том, что наступление фашистов назначено на 3 часа. Получив эти данные, советское командование приняло решение: перед началом вражеской атаки обрушить на их головы мощный артиллерийский удар с целью нанести им урон и подавить морально. Цель была достигнута: очумелые гитлеровцы, понеся потери, поднялись в атаку не в три, а в шесть часов.

Ведущий 1: В первый день лишь на одном узком участке враг прошел только одну из восьми полос обороны. Весь второй день бои продолжались, но безрезультатно. На третий день гитле­ровцы предприняли 5 яростных атак на ст. Поныри. Усеяв поле трупами и сожжен­ными танками, враг к концу дня достиг окраины Понырей, но наутро был выбит контратакой советских войск. На 5-й день наступление прекратилось. Таким образом, Центральный фронт К.К. Рокоссовского поставлен­ную задачу выполнил: уничтожил 42 тысячи солдат, 800 танков и остановил врага.

Ведущий 2: На южном фасе Курского выступа, где держал оборону Воронежский фронт под руководством Н.Ф. Ватутина, действовала наиболее сильная группировка вражеских войск. Вначале они развивали наступление в двух направлениях: на Обоянь и на Корочу. Преодолев на обеих лишь первую по­лосу обороны (8-10 км), они были остановлены. Для нового наступления ими было избрано направление на Прохоровку. Удар наносился также на узком участке фрон­та всего в 10 км. Здесь немцам удалось углубиться в нашу оборону на 35 км. Поняв замысел врага, маршал А.М. Василевский и генерал Н.Ф. Ватутин приняли решение нанести по измотанному врагу контрудар свежими силами, и 12 июля 1943 года в сражение была введена 5-ая гвардейская танковая армия, руководил которой П.А. Ротмистров.

Ведущий 1: С утра до вечера длилось это крупнейшее в истории встречное танковое сражение. Решающую роль здесь играл, безусловно, моральный дух воинов. Он оказался выше у советских танкистов, и потому к вечеру гитлеровцы, оставив на поле боя свыше 10000 солдат и до 400 танков, перешли к обороне, а 16 июля они начали отступать. 5 августа 1943 года были освобождены Орёл и Белгород. В честь войск Брянского и Степного фронтов, освободивших эти города, прозвучал  в Москве первый в истории Великой Отечественной войны салют. С тех пор Орёл и Белгород носят звание городов Первого салюта, а ныне к этому добавились звания городов воинской славы.

В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка-Москва.
И говор праздничных орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом ваших батарей.
И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах-
Орёл и Белгород — слова.

А. Твардовский

Ведущий 2: Победа под Прохоровкой явилась решающим событием Курской битвы, которая закончилась 23 августа 1943 года освобождением Харькова. Сама эта битва означала завершение коренного перелома в Отечественной и всей второй мировой войне.


Видеоролик «Курской битве посвящается»


Ведущий 1: После битвы, начав пахать поле, женщины собирали в мешки партийные билеты. И еще долгих 5 лет сожженное дотла Прохоровское поле не могло плодоносить. Оно оставалось мертвым.

Ведущий 2: Прохоровское поле, бесспорно, в одном ряду Бородинским и Куликовым. Еще Куликовская битва убедила русских, что их сила в единении. Соединенных не разбить, а над разъединенными легко одержать победу.

Ведущий 1: Это потом для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка. Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и бежать в атаку. И умирать в чистом поле. Наш советский солдат, победивший самого опасного врага на планете, обессмертил и прославил на века родное отечество.


Звучит песня «Курская дуга».


Ведущий 1: Самым страшным последствием любой войны является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. Много жизней унесла Курская битва и война в целом. Вспоминать тяжело, но и забывать нельзя. Мы должны помнить тех, кто насмерть стоял за Родину, за наше будущее.

Чтец 1: В могилах братских спят солдаты,

Плечом к плечу, в обнимку спят.

И чем не горестней утраты,

Тем громче памяти набат.

Ведущий 2: Давайте почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания

Ведущий 2: Прошу садиться.

Ведущий 2: Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава…

Хорошо под мирным небом

Слушать добрые слова.

Пусть будет мир на всей земле,

Пусть будет мир всегда.

Чтоб вам расти для славных дел,

Для счастья и труда!


3. Подведение итогов (рефлексия)

Педагог. Победа советских войск на Курской дуге оказала огромное воздействие на дальнейший ход всей Второй мировой войны, создала благоприятные условия для общего наступления советских войск.

Как одно мгновение пролетели перед нами страницы истории. Героическое прошлое нашей страны навсегда останется в памяти будущих поколений. Я желаю вам светлого неба над головой, чтобы вы никогда не слышали грохот пушек и не видели разрыв гранат. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Самые лучшие сочинения будут размещены в школьной стенгазете.

Литература:

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008. Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Материалы Интернет






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пирогова Екатерина Викторовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства