kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ситуационный классный час "Идут по войне девчата, похожие на парней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуационные классные часы позволяют обсудить любые ситуации, возникающие в классе. Структура такого классного часа отличается от обычных. Информация о событиях за прошедшую неделю, по теме ситуации, выявление "Я-позиции" , причины "Я-позиции" (обсуждение ситуации в круге), сравнение "Я- позиции" с собственной значимой нормой (работа в группе), дискуссия, рефлексия и свободный выбор - такова структура классного часа. Классные часы по вышеперечисленным пунктам дают возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой, принятия собственных решений об ответственности, об осмыслении собственных неудач и ошибок. Проведение ситуационных классных часов в системе способствует формированию  умения оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, противостоять неуверенности и сложности, умению показать стойкость перед трудностями, находить новые решения.Тематика ситуационных часов может быть разнообразна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ситуационный классный час "Идут по войне девчата, похожие на парней" »

1


Ситуационный классный час «Идут по войне девчата, похожие на парней».



«У войны не женское лицо…»

С. Алексиевич



Этапы

Содержание

I Цель

Показать роль женщины в годы Великой Отечественной войны; показать актуальность проблемы: человек и война, добро и зло, сильный и слабый.

II. Информация (в круге)

  • Прочитайте эпиграф. Какую тему можно связать с данным эпиграфом?

  • С детства из сказок мы знаем о добре и зле. Они борются, и добро чаще побеждает. Чем взрослее мы становимся, глубже познаём жизнь, встречаемся и с добром, и со злом. Самое страшное зло, которое пока испытали люди,- это война с её жестокостью, насилием, унижением человеческого достоинства.

II. «Я – позиция». Причина «Я – Позиции»

(в круге)

  • Война… Какие ассоциации возникают у вас? (выслушивается личное мнение учащихся).

(война – смерть, борьба, фашист, тоска, слава, герои, враг, сапоги, грубое отношение, победа, святость, политика (холодная война), напряжённость (война нервов), слёзы, жестокость, подлость, печаль, зло, нагнетание, разлука, беда, трудная работа, Великая Отечественная, гражданская и др.)

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

Александр Твардовский

  • Свой классный час мы посвящаем девчатам, которых война сделала похожими на парней. Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра была война...

Из воспоминаний Героя Советского Союза Н. Кравцовой. «Женя Руднева спокойно улыбнулась мне и села. Тонкая шея в широком вырезе гимнастерки. Строгий взгляд серо-голубых глаз, тугая светлая коса. Слегка нагнув голову и глядя на себя в зеркало, Женя стала неторопливо расплетать толстую косу. Она делала это с таким серьезным выражением лица и так сосредоточенно, словно от этого зависело все ее будущее. Наконец по плечам рассыпались золотистые волосы. Неужели они сейчас упадут на пол, эти чудесные волосы? – Стричь? – спросил негромко мастер, словно надеялся, что Женя встанет и скажет: «Нет, нет, что вы! Ни в коем случае!» Но Женя только удивленно подняла глаза и утвердительно кивнула. Защелкали ножницы – неумолимо, решительно. Нет, я не могла смотреть. Повернувшись, я направилась к выходу. Справа и слева от меня неслышно, как снег, падали кольца и пряди, темные и светлые. Весь пол был покрыт ими. И мягко ступали сапоги по этому ковру из девичьих волос. Кто-то втихомолку плакал за дверью. Не всем хотелось расставаться с косами, но приказ есть приказ. Да и зачем солдату косы?»

IV. «Я – позиция» и общественно значимая норма (работа в группах)

Женщина и война… У Светланы Алексиевич есть повесть «У войны не женское лицо», которая начинается со слов: «Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве нет в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Почему же возникло такое противоречие?

Женщина = жизнь, война = смерть.

-Это трудное было время, просто никто не задумывался над тем, что кто-то сильнее, кто-то слабее. Тогда все люди забыли, что они были женщинами, мужчинами. Враг уничтожал, не разбираясь, не останавливаясь ни перед возрастом, ни перед полом, одинаково убивал солдат на фронте и мирных жителей в тылу. Чувство человеческого достоинства заставляло всех вставать в ряды бойцов, чтобы защитить честь униженных и отстоять свою независимость. Женщины, молодые девушки просто не могли откликнуться на общее горе. Тем более они понимали, что для них «работы» на фронте хватит, они нужны раненым, нужны на кухне, в прачках.

Почему воевали женщины?

«Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. В прошлые времена были легендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожина, в годы Гражданской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но в большинстве своём сестры милосердия и врачи. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия женщин в защите своего Отечества.

-Они шли, потому что «мы и родина – для нас это было одно и то же». Их пустили на фронт, потому что на весы истории было брошено: быть или не быть народу, стране? Так стоял вопрос. Много воспоминаний о войне, страшных, жестоких…

Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слез.

Босиком в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой

Шла она под окриком врага.

Тень ее, очерченная четко,

Падала на лунные снега.

Как морозно! Как светла дорога,

Утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, еще немного!

Нет, еще не скоро...

От порога...

По тропинке... до того столба...

Надо ведь еще дойти дотуда,

Этот дальний путь еще прожить.

Может ведь еще случиться чудо.

Где-то я читала... Может быть...

Жить... Потом не жить... Что это значит?

Видеть день... Потом не видеть дня...

Это как?

Зачем старуха плачет?

Кто ее обидел?

Жаль меня? Почему ей жаль меня?

Не будет ни земли, ни боли...

Слово «жить»...

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет все как есть

Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть еще слова...

– Граждане, не стойте, не смотрите.

(Я живая, – голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

– Родина! – Слова звучат, как будто

Это вовсе не в последний раз...

– Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!..

Еще минута –

И удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело подымаешься сама ты.

Шаг на ящик, к смерти и вперед.

Вкруг тебя немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

Розовые дымы... Блеск дорог...

Родина! Тупой сапог фашиста

Выбивает ящик из-под ног.

(М. Алигер)

…На войне женщине пришлось стать солдатом. Она стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. Они убивали, но при этом оставались женщинами, пронесли это звание через всю войну и в мирное время ничем не отличались от тех, кто не воевал, они сохранили в себе доброту, ласку, нежность, сострадание.

-Прочитайте воспоминания героини повести «У войны не женское лицо» Ольги Яковлевны Омельченко, санинструктора стрелковой роты:

«Страшно ли умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время – тоже история. Вот у меня такие чувства были. Я до сих пор не верю, что живая осталась. И раненая и контуженная, но живая. Глаза закрою, всё снова перед собой вижу. Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат стоял рядом, охранял, его спалило. Уже это был не человек, а чёрный кусок мяса… Он только подскакивает, а все смотрят из окопчиков, и никто ничего, все растерялись. Схватила я простыню, побежала, накрыла этого солдата, и сразу легла на него. Он вот так покидался, пока разорвалось сердце, и затих…»

-Как это совместить с понятием «женщина», как можно объяснить этот поступок? Ведь после войны Ольга Яковлевна родила четырёх сыновей, вырастила внуков.

V. Дискуссия (разворот в круг)

10 минут

Дополнения классного руководителя:

  • Трудно сразу конкретно ответить на этот вопрос. Героического ничего в этом нет. Здесь соединились жестокость, страх, сострадание, воля. Человек, решившийся на такое, тем более молодая девушка, не может так поступить без колебаний. Какие-то доли мгновения всё равно в её сознании проходила работа: она выбирала. Как женщина, как санитарка, она не могла видеть этих страданий обгорелого человека, потому она задушила его.

  • Она не успела подумать, отреагировала мгновенно, чтобы не видеть страданий. Потом, когда это произошло, Ольга Яковлевна поняла, что сделала. И этот поступок не остался бесследным в её жизни. Она и сейчас с ужасом вспоминает об этом, такое женщина забыть не может, ведь у них обострённые чувства. Для мужчин этот случай не означал бы ничего особенного, а женщина на всю жизнь сохранила в своей душе эту минуту. Поэтому она подробно так всё описала. Читаешь, и не верится, что всё это произошло 40 лет назад. Очень больно за тех девчонок, которые в 16 – 17 лет пошли убивать

У каждой женщины своё: свой первый бой, свой первый раненый, свой убитый…

-Страшно ли было им, молодым девушкам, умереть? Вспомните строки Ю. Друниной: «Я только раз видала рукопашный./ Раз наяву. И тысячу – во сне./ Кто говорит, что на войне не страшно,/ Тот ничего не знает о войне».

Каждому человеку присуще чувство страха. Особенно обострено оно у женщин и детей – у самых беззащитных по своей природе. Испокон веков воевали мужчины, защищали женщин и детей. Они легче переносили смерть, кровь, потерю. Женщины боялись всего: боялись умереть, боялись мёртвых. (бомбёжка эшелона, первый убитый и др.)

«Мы преклоняемся перед теми, кто остался жив. Они вернулись с войны совсем не такими, какими ушли. Для них мир разделился на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, каникулы, студенческая практика в больнице или школе, первая любовь, мечты о будущем… И войну».

Они вернулись в мирную жизнь больными физически и нравственно. По ночам не давали спать старые раны и снилась война. Каждая женская и детская душа несёт в себе боль войны.

Страшно, когда приходят воспоминания о войне. Ещё страшнее, когда война постоянно в тебе, каждую минуту, когда она лишила тебя самого близкого, родного, сокровенного, когда уничтожила саму природу человека. (простуженные молоденькие девочки, девочка-инвалид – искалеченные судьбы – матери, ждавшей дочь с войны, и дочери – опустошённой, изболевшейся).

VI. Рефлексия (в круге).

3-5 минут.

  • Память. А нужно ли нам помнить всё это? Зачем нам видеть эти картины? Ведь это всё в прошлом, и уже 69 лет нет войны.

  • Прошлое нельзя забывать. Такая память нужна. Мы должны знать о том, что было. Если мы забудем прошлое, мы потеряем наши традиции, мы забудем нашу культуру, мы обнищаем духовно. О войне должен помнить каждый. Человек в экстремальной обстановке ведёт себя по-разному Женщина, убивая и сжигая, ненавидя, сохранила в себе себя – сострадающую, добрую, способную давать новые побеги жизни.

  • Не слишком ли жестоко звучит: женщина и война, дети и война? Вы, дорогие мои, должны сейчас определить для себя значимость услышанного.

Выберите жетон определённого цвета:

-красный – услышанное актуально и значимо для меня;

-жёлтый – услышанное впервые заставило задуматься;

-зелёный – я ещё молод, и меня эти проблемы пока не касаются.

VII. Свободный выбор. (это задание – советы учащимся).

Современный мир ещё жесток и несовершенен, в нём всё может быть: и полное уничтожение людского, и необходимость убивать, защищаясь или защищая.

Нужно оставаться хорошими людьми сегодня, завтра, всегда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ситуационный классный час "Идут по войне девчата, похожие на парней"

Автор: Мачульская Наталья Васильевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства