В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страда-
ниями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более 60-ти лет?» Но правы ли
мы будем, забыв об уроках войны, забыв тех, кто по-
гиб или был изувечен, защищая Отечество. Разве мо-
жем мы, белгородцы, забыть героическую Курскую
битву? Несмотря на то, что казалось бы на войне не до искусства, но без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым попу-
лярным жанром. Уже на 3-й день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом «Священная война» на стихи Василия Лебеде-
ва - Кумача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сердцами прикоснёмся к подвигу»(бинарный урок ) »
МОУ " Дальнинская основная общеобразовательная школа"
Валуйского района Белгородской области
Бинарный урокпо теме:
«Сердцами прикоснёмся
к подвигу».
Подготовили: учитель истории
Бондаренко Н.К., учитель русского языка
и литературы Нехотина Н.Н., учитель
математики Гуженкова О.С..
п. Дальний.
Бинарный урок. Литература + история + математика.
( Разновозрастное сотрудничество.)
Тема урока : « Сердцами прикоснемся к подвигу».
Цель урока : дать представление о Великой Отечественной войне
( Курской битве); показать на конкретных фактах,
как неразрывно переплетались в этот период трагедия
и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
рассказать о значении искусства в годы Великой Оте-
чественной войны; развивать логическое мышление,
счетные навыки, повышать мотивацию учащихся за
счет интегрированности с другими предметами;
воспитывать чувство патриотизма, уважение к велико-
му прошлому России, героическому старшему поколе-
нию, выстоявшему в тяжелейших условиях военного
времени.
Оборудование: иллюстрации на тему войны, поэтические сборники,
мультимедийный компакт-диск « Огненная дуга»,
индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока.
Сообщение темы урока.
Постановка цели урока.
- Дорогие ребята! Тема нашего урока – «Сердцами прикоснемся к подвигу». На этом уроке мы с вами
наглядно и образно воссоздадим панораму событий, происходивших на Огненной Курской дуге в 1943 году. Работаем на уроке не только умом, но и
сердцем.
Сообщение ученика о Великой Отечественной
войне.
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страда-
ниями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более 60-ти лет?» Но правы ли
мы будем, забыв об уроках войны, забыв тех, кто по-
гиб или был изувечен, защищая Отечество. Разве мо-
жем мы, белгородцы, забыть героическую Курскую
битву? Несмотря на то, что казалось бы на войне не до искусства, но без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым попу-
лярным жанром. Уже на 3-й день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом «Священная война» на стихи Василия Лебеде-
ва - Кумача.
(Игра на фортепьяно «Священная война».)
- Почему война названа священной?
(Это война за правое дело, за свою Родину, не насту-
пательная, захватническая, а оборонительная. Она священная, потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)
Слово учителя.
Константин Симонов писал: «Писать о войне труд-
но. Писать о ней как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле нельзя – это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, толь-
ко о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Волнующие произведения о войне всевозможных жанров создавали А.Сурков, К.Симонов, Прокофьев, Берргольц, Алигер, Исаковский, Ахматова, Твардов-
ский, Толстой, Окуджава и многие –многие другие.
Практикум по произведениям о войне.
Чтение стихотворения Н. Истомина «Прохоровка» учащимися.
- Какие картины изображает поэт?
(Автор пишет о тяжелых дорогах, по которым про-
двигались наши танки, о выгоревшей земле, вы-жженных пшеничных полях, об упорстве насмерть стоявших бойцов.)
Слово учителя.
У каждого народа есть в своем родном Отечестве свои особые – священные места, которые связаны с ценностями национальной культуры, имеют истори-
ческое значение для судеб страны и самого народа.
Есть под небом России три поля главных, три святыни всея Руси. Это Куликово поле, Бородинское и на Белгородчине таким священным местом являет-
ся Прохоровское поле.
Курская битва в июле-августе 1943г.- крупнейшая битва второй мировой войны. В ходе сражения совет-
ская авиация окончательно завоевала статегическое господство в воздухе, произошли крупнейшие танко-
вые бои в истории войн. По количеству участвующих сил и средств сторон, по военно - политическим ре-
зультатам она была одной из крупнейших битв вто-
рой мировой войны.
С обеих сторон в ходе Курской битвы участвовало более 13 тыс.танков и самоходок, до 70 тыс.орудий и минометов, около 12 тыс.боевых самолетов и более 4 млн. солдат и офицеров.
Кульминационной точкой курской оборонительной
операции, проведенной в период с 5 июля по 23 июля 1943г., считается танковое сражение под Прохоров-кой 12 июля, когда были окончательно похоронены
надежды гитлеровского командования захватить
стратегическую инициативу на летнюю компанию 1943г. путем проведения операции «Цитадель».
С какой же техникой подошли к этой битве советские и немецкие войска?
К моменту Курской битвы у немцев появился це-
лый «зверинец»- тяжелые танки: «Тигр», «Пантера», штурмовое самоходное орудие «Фердинанд». Это было действительно грозное вооружение.
«Тигр» вооружен 88 мм пушкой и 2 пулеметами, лобовая броня – 100 мм, количество снарядов- 86, скорость – 44км/ч. Вес- 60 т.
Рядом с ним коварно рычала более маневренная «Пантера» - 75 мм пушка, количество снарядов -100, скорость – 55 км/ч, вес – 45 т, броня – 80 мм.
Самоходное артиллерийское орудие «Фердинанд»- 88 мм пушка, лобовая броня – 200 мм, количество снарядов – 38, скорость -20 км/ч, вес – до 70 т.
Настоящим героем Курской битвы стал средний танк Т- 34. Эта машина создана конструкторами Харьков- ского паровозостроительного завода под руководством
Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны.
Решение задачи.
Задача 1.
Максимальная скорость танка Т- 34 55 км/ч , а скорость фашистского танка того же класса Т – III – 40 км/ч. Успе - ют ли наши танки захватить переправу через Северский Донец , если по данным разведки , фашистские танки находятся на расстоянии 20 км, а наши – 24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км , который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.
Слово учителя. Историческая справка.
Т – 34 –вооружен – 76 мм пушка, 2 пулемета, количе-
ство снарядов – 100, скорость –до 55 км/ч, вес – 26 т, лобовая броня – 45 мм.
В 1943 г. на вооружение поступил усовершенство-
ванный Т – 34 – 76. Вес – 32 т, броня – 90 мм , пушка
85 мм. С расстояния в полкилометра она легко про-
бивала 138 мм броню ( у «Тигра» броня – 100 мм,
у «Пантеры» - 80 мм)
За годы войны наши заводы выпустили 52 тысячи
танков Т – 34 и более 21 тысячи – Т – 34 – 85.
Тяжелый КВ – 1 - броня – 100 мм, пушка – 76 мм, количество снарядов – 102, скорость – 43 км/ч.
Тяжелый ИС – 2 считается самым мощным танком второй мировой войны. Вот его технические характе-
ристики : боевая масса – 46 т, экипаж – 4 человека, вооружение – 122 мм пушка и три 7,62 мм пулемета, лобовая броня – 100 мм, мощность двигателя 520 ло-
шадиных сил, скорость – 40 км/ч, запас хода-180 км.
Битва под Курском положила начало грандиозному летнее - осеннему наступлению 1943 года, завершив-шему коренной перелом в Великой Отечественной
войне. Бессмертный подвиг героев Огненной дуги стал ярким предвестником Великой Победы над фашизмом.
Решение задачи.
Подсчитаем потери , которые понесла немецкая армия в Курской битве.
Задание 2.
В пятидесятидневный срок в Курской битве было раз- громлено до … дивизий противника, в том числе … тан- ковых. Общие потери немецко- фашистских войск соста- вили … человек. Успешному завершению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося уда- ры по тылам врага, они сковали до … солдат и офицеров противника. Произведено … налетов на железнодорожные линии, вывели из строя … паровозов и разгромили свы- ше … воинских эшелонов.
30 100 ;
7 : 50 ;
5 105 ;
105;
(-2)2 5 73 ;
103 ;
7.(-2)2 102 .
Просмотр отрывка из фильма «Огненная дуга».
Решение задачи.
А сейчас , выполнив задание, вы должны получить три слова и определить какое событие их объединяет.
Задание 3.
5 августа 1943 года был освобожден город Белгород и вечером в тот же 5августа в Москве впервые был дан артиллерийский салют в честь войск освободив- ших Орел и Белгород.