Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум»
Форма занятия: семинар-практикум.
Целевая аудитория: родители детей с ОВЗ (6-8лет) .
Цель:
Учить родителей создавать необходимые условия для эффективного формирования социально-бытовых представлений, навыков, подготовке к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Формировать у родителей понятия о необходимых умениях и навыках ребенка по самообслуживанию, ориентировки в окружающей среде, общения, целенаправленного действия, обучать конкретным действиям по оказанию эффективной самопомощи.
Учить родителей развивать у детей двигательные функции, мелкую моторику.
Дать практические советы по воспитанию ответственности и дисциплины.
Оборудование: мягкая игрушка, раздаточный материал: тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми», памятки для родителей «Как снять напряжение», разрезанные открытки.
Ход семинара-практикума:
Вводная часть. 1. Приветствие «Я рад видеть». Участники сидят в кругу. Педагог: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. - С каким настроением вы пришли на занятие? Чего ожидаете от него? 2. Игра-энергизатор «Никто не знает, что я. ». Участники встают в круг. Педагог бросает кому-либо мягкую игрушку, говорит: «Никто не знает, что я в детстве » и добавляет то качество или поступок, о котором не догадываются участники семинара.
Основная часть
Мини-лекция
Педагог: Уважаемые гости! В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Все вы являетесь родителями особенных деток. Что же в них особенного? Возможно в особенностях, которые я перечислю, вы узнаете своих малышей, возможно нет. Физически такие дети развиваются с опозданием. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Часто не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но, в тоже время, иногда присущи сильные агрессивные реакции. Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. И вы наверняка замечали, как тяжело им порой приходиться что-то сделать самостоятельно.
А мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. И наша с вами задача научить ребенка ориентироваться в этом огромном мире, научить взаимодействовать его с окружающим миром и людьми.
С чего же начать? А начнем мы пожалуй с разговора о том, как научить ребенка ориентироваться в пространстве. Для этого я предлагаю вам немного поиграть.
2. Практические упражнения на умение ориентироваться в пространстве.
Итак, первое упражнение: «Тень»
Цель: развитие пространства тела.
Участники разбиваются на пары. Для этого в начале семинара всем раздаются заранее разрезанные пополам открытки. Каждый участник находит свою половинку. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек.
Игра «Да-нет»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.
- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача- его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т. д.
Конечно, этот вариант сложноват для детей, поэтому ребенку вы можете предложить упрощенный:
- под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т. д.
Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому спрятать для вас «клад». А вы уж постарайтесь найти!
Упражнения на развитие навыков самообслуживания.
Педагог: Уважаемые родители как нам всем знакома фраза: «Ты руки мыл?». Правда? Научить ребенка правилам личной гигиены не очень сложно, сложнее приучить его выполнять эти действия самостоятельно и качественно. Что же делать? Я предлагаю вам обыгрывать с детьми такие ситуации. Ведь игра помогает лучше запомнить и автоматизировать любые навыки. Например, вы можете предложить следующие ситуации:
Игра «Водичка, водичка!»
Ход игры: взрослый показывает ребенку две игрушки и говорит, что они хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Дальше показываем, как надо мыть руки и лицо перед обедом и предложить ребенку вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
Игра «Мыльные перчатки. Пузырики»
Ход игры:
Взрослый: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки"(объясняя поэтапно процесс намыливания рук. Ребенок намыливает руки без воды до образования белой пены, затем кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Взрослый обращает внимание на то, что у них получились модные "белые перчатки".
Затем можно совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Эта игра вызывает у детей восторг и положительные эмоции.
Педагог: Подобные игровые ситуации можно использовать, обучая детей умению правильно одеваться, обуваться, расчесываться.
3.Тест «Как вы общаетесь с детьми»
Но, пожалуй, одним из самых трудных навыков является навык общения. Порой и взрослому человеку сложно найти общий язык с другими людьми, что же говорить о детях. Сейчас я предлагаю вам заполнить небольшой тест “Как Вы общаетесь с детьми”.
Вам нужно выбрать фразы, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми. Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.
1. “Сколько раз тебе повторять!”
2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”
3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”
4. “И в кого ты такой уродился?”
5. “Какие у тебя замечательные друзья!”
6. “Ну, на кого ты похожа!..”
7. “Вот я в твое время…”
8. “Ты моя опора и помощница(к)”
9. “Ну, что за друзья у тебя!”
10. “О чем ты только думаешь?!”
11. “Какая ты у меня умница!”
12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”
13. “У всех дети как дети. А ты?!”
14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”
Примечание: После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:
1) 2 балла;
2) 1 балл;
3) 1 балл;
4) 1 балл;
5) 1 балл;
6) 2 балла;
7) 2 балла;
8) 1 балл;
9) 2 балла;
10) 2 балла;
11) 1 балл;
12) 1 балл;
13) 2 балла;
14) 1 балл.
На обратной стороне листка результаты. Дома вы подсчитаете количество баллов и сделаете для себя выводы.
Подведение итогов по тесту:
7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
А я хочу предложить вам еще несколько советов, которые пригодятся вам, чтобы научить ваших детей налаживать контакт с окружающими. И поможет нам в этом старая добрая игра.
3. Упражнения на развитие коммуникативных навыков:
Педагог: давайте попробуем одну из таких игр.
Упражнение «Изобрази предмет».
Ход упражнения: Взрослый движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая ребенка отгадать, что за предмет у него в руках.
Педагог: конечно лучше всего учить ребенка навыкам общения в группе детей, поэтому приглашайте домой друзей играйте вместе с ними. Например, в такие игры:
Игра «Клубочек»
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Игра «Старенькая бабушка»
Перед игрой несколько детей делятся на пары, в которых один берет роль бабушки (дедушки, а другой – внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу можно изобразить при помощи игрушек. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.
III. Заключительная часть 1.Рефлексия занятия.
Педагог: Ну что же уважаемые родители, сегодня мы с вами провели очень полезное занятие, и мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу по таблице.
На семинаре я работал(а)
Семинар показался мне
Мое настроение стало
Материал семинара был мне
Мне хотелось бы дальше участвовать в таких занятиях
Активно/пассивно
Коротким/длинным
Лучше/хуже
Понятен/непонятен
Да/нет
2. Прощание.
Я надеюсь, что наше занятие поможет вам лучше понять своих деток, подготовить их к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум. А в подарок вручу вам памятки с упражнениями, чтобы вы научились совместно со своими детьми, после тяжелого дня снимать психологическое и мышечное напряжение. Удачи!!!
Приложения:
1.Тест «Как Вы общаетесь со своими детьми»
1. “Сколько раз тебе повторять!”
2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”
3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”
4. “И в кого ты такой уродился?”
5. “Какие у тебя замечательные друзья!”
6. “Ну, на кого ты похожа!..”
7. “Вот я в твое время…”
8. “Ты моя опора и помощница(к)”
9. “Ну, что за друзья у тебя!”
10. “О чем ты только думаешь?!”
11. “Какая ты у меня умница!”
12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”
13. “У всех дети как дети. А ты?!”
14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”
Примечание: После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:
1) 2 балла;
2) 1 балл;
3) 1 балл;
4) 1 балл;
5) 1 балл;
6) 2 балла;
7) 2 балла;
8) 1 балл;
9) 2 балла;
10) 2 балла;
11) 1 балл;
12) 1 балл;
13) 2 балла;
14) 1 балл.
На обратной стороне листка результаты. Дома вы подсчитаете количество баллов и сделаете для себя выводы.
Подведение итогов по тесту:
7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
2.Памятка «Как снять напряжение»
Упражнение «Потянулись». И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища. Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх. Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
Упражнение «Растишка». И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой. Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги. Пауза – расслабиться.
Упражнение «Воздушный шар»
Выполняется стоя, с закрытыми глазами Руки подняты вверх. Вдох.
«Представь, что ты - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постой в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представь себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинай выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни ощущения в состоянии расслабления». (Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния).
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
«Встань, закрой глаза, руки подними вверх. Представь, что ты - сосулька (или мороженое). Напряги все мышцы тела. Запомни эти ощущения. Замри в этой позе на 1-2 минуты. Затем представь, что под действием солнышка ты начинаешь медленно таять. Расслабляй постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни ощущения в состоянии расслабления». (Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу).
Список литературы:
Ашкеева И.П. Воспитание игрой: Книга учителя. И.П.Ашкеева- М.: Просвещение, 2005г.