kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание: «Школьные умения и навыки, необходимые ребенку для успешного обучения в начальной школе и благополучного перехода в среднюю школу».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Эти качества формируются в процессе обучения, и это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, помогает приобрести необходимые знания.   Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: «Школьные умения и навыки, необходимые ребенку для успешного обучения в начальной школе и благополучного перехода в среднюю школу».»



Родительское собрание: «Школьные умения и навыки, необходимые ребенку для успешного обучения в начальной школе и благополучного перехода в среднюю школу».

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….

Л.Кассиль.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Эти качества формируются в процессе обучения, и это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, помогает приобрести необходимые знания. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами — глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями и при последующем обучении. Годы учения в начальной школе благоприятное время, когда формируется отношение к учению и знаниям, навыки умственного труда, закладывается фундамент для дальнейшего учения. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.Перспектива перехода в среднюю школу заставляет обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Родителям важно знать не только требования школьных программ, но и темперамент своего ребёнка, который сказывается на темпе и режиме работы:

– сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое;

– флегматики медлительны, переключения требуют от них значительных усилий;

– холерики могут работать активно и продолжительно;

– меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее.

Знание темперамента избавит ребёнка от незаслуженных упрёков, поможет обеспечить оптимальный для него режим работы.

В статье 16 Закона Республики Казахстан «Об образовании» определено, что «общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности», т.е. на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний той или иной учебной дисциплины. Их можно условно разделить на три группы: учебно-управленческие умения, учебно-информационные умения, учебно-логические умения.

Учебно-управленческие умения – это общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование, корректировку планов и процесса их реализации, анализ собственной учебной деятельности учащимися, сбор информации в процессе выполнения намеченных планов. Выпускник начальной школы должен владеть следующими учебно-управленческими умениями:

1) Умения, навыки, способы деятельности, связанные с познавательной деятельностью:

а) Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

б) Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.

в) Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах.

г) Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома.

д) Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

е) Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

2) Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Выпускник начальной школы должен владеть следующими учебно-информационными умениями:

А) Умения работать с письменными текстами: (бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста, пользоваться различными видами чтения, работать с основными компонентами учебника: оглавлением; учебным текстом; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками, умения работать с реальными объектами как источниками информации; создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.

Б) Умения работать с устными текстами: различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты, составлять простой план устного текста, владеть различными видами пересказа.

Начиная с первого класса, проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

При работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Целесообразно проводить ежедневные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными оказываются такие упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить три таких упражнения, то скорость чтения будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

В) Умения работать с реальными объектами как источниками информации: использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения, формировать под руководством учителя простейшие модели: описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения.

Г) Умения работать с реальными объектами как источниками информации: видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

3) Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

В отличие от учебно-управленческих и учебно-информационных умений, которые можно разделить на два блока для начальной и основной школы, учебно-логические умения нельзя разделить по ступеням общеобразовательной школы, т.к. учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

А) Анализ и синтез. Б) Сравнение. В) Обобщение и классификация. Г) Определение понятий. Д) Доказательство и опровержение. Е) Определение и решение проблемы.

Учиться всем этим навыкам необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.

Первые умения, которыми должны овладеть дети - это умение слушать и слышать и умение самому говорить. Понаблюдайте за ребёнком. Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы её он выполнил. Три – четыре, а, может, больше? А на уроке учитель в лучшем случае дважды повторит одно и то же объяснение, которое надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это? Оказывается, мы слышим только тогда, когда повторяем все слова вслед за говорящим. Если у ребёнка бедный словарный запас, то вот и причина неуспеваемости.

Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу? Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его.

Упомянем и «второе умение» - высокий темп письма. По словам Квинтиллиана: «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума». Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Высокий темп письма ускоряет процесс усвоения информации, т.к. понятные и быстрые записи текста, плана подключают моторные и зрительные способы запоминания, помогают затем быстро воспроизводить элементы текста.

По русскому языку выпускники 4 класса должны знать: признаки гласных и согласных звуков, части слова, некоторые способы словообразования, части речи, типы предложений, виды текстов. Должны уметь: производить фонетический, морфологический разборы, каллиграфически правильно писать слова, разбирать их по составу, анализировать части речи, определять их синтаксическую функцию, разбирать предложения по членам предложения, устанавливать связь между словами, определять разные орфограммы в словах, писать сочинения, изложения, соблюдать гигиенические навыки письма, знать все изучаемые правила.

По математике выпускники должны знать: последовательность натурального ряда чисел, свойства всех математических действий, таблицу сложения и умножения, названия величин и единиц их измерения, порядок выполнения арифметических действий, свойства прямоугольника и квадрата, названия геометрических величин и соотношения между ними, правила нахождения периметра и площади. Должны уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, сравнивать числа и величины, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, выполнять устные вычисления всех действий, выполнять письменно все виды действий в пределах миллиона, устно вычислять квадрат и куб однозначных чисел и числа 10, выполнять проверку всем арифметическим действиям, осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другие, вычислять доли числа и величины, решать задачи на все виды действий, различать геометрические фигуры, измерять отрезки, находить периметр и площадь.

Следующий шаг – это приучать постепенно к самостоятельности. Самостоятельность школьника - это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. На первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы), другие предпочитают словесное объяснение.Выработка привычки к выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу. Иногда родители считают возможным несколько раз прервать занятия сына или дочери. Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий, другие считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным. Нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу.

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Сухомлинский.

Наши дети - ученики. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе - учение. Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Большинство детей работают на отметку. Только с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.Огромное количество умений, которыми должен овладеть младший школьник, пугает многих родителей, и они не видят своей роли в том, чем они могут помочь своему ребенку.Несомненно, ведущая роль в обучении принадлежит учителю. Однако без помощи семьи, определённого домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи - ему сложно будет одолеть учебные трудности.

Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком.Без дисциплины ребенок не сможет получить хорошие и прочные знания, будет постоянно отвлекаться и мешать другим детям.

На мой взгляд, интересна точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей, дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Как же воспитывать в ребенке такое качество? Осознанная дисциплинированность ребенка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности родителей. От ребенка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Такое воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. Одной из самых распространённых причин является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Они просто обречены на отставание.

Следующая причина ранней неуспеваемости – педагогическая запущенность. (Это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу). Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно готовить.

Третьей причиной является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта высокий, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают к третьему-четвёртому уроку, следовательно, не могут продуктивно работать и вторая половина школьного дня проходит для них впустую.

Четвёртая причина — неврологический диагноз: задержка психического развития, лёгкая степень умственной отсталости, гипер или гиподинамический синдром и нарушение анализаторских систем (ученики не видят и не слышат всего, что говорит учитель).

Проблема отсутствия мотивации учения у ребёнка тоже является причиной слабой успеваемости. Обучающийся не понимает своей общественной значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И, наконец, причина, на которую редко обращают внимание – проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Ещё К.Д. Ушинский писал об этом: «Учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не всё в учении интересно, и придётся многое взять силой воли».

В реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется, на первый взгляд. Классический вопрос: «Что делать?» Для начала необходимо установить причину неуспеваемости.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

– чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;

– одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;

– критиковать – исполнение, а не самого ребенка;

– успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими;

– важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Сначала у детей формируется интерес к самому процессу обучения, потом – к результату деятельности: как только ребёнок получит первые реальные результаты.

Главную цель своего выступления хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера “Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать”.

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые умения и навыки, касающиеся работы с информацией. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы. Ученики начальной школы стоят на этапе элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала школьной жизни усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной.

В заключение нашего собрания предлагаю вам послушать притчу «Мудрец».

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

Благодарю всех за участие. Желаю вам процветания и благополучия! До новых встреч.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзюба Наталья Михайловна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413182

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства