Родительское собрание по профориентации в 9 классе:
«Выбор профессии – важное дело в жизни человека»
Цель:
Активизация родителей и учащихся по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.
Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии;
Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
Организовать встречу с представителями разных профессий ( по 5 типам профессий), Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашённых.
Выработка рекомендаций родителями и детьми по вопросу пути к профессиональному успеху.
Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги, психолог.
Применяемые методики, технологии, формы работы:
Групповая работа;
беседа;
диспут;
технология развития критического мышления;
«мозговой штурм»;
психологический практикум;
составление рекомендаций для учащихся.
Оборудование:
Мультимедийная презентация;
Компьютер;
информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей
фломастеры, ватман.
Ожидаемые результаты:
- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;
- повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один - отрежь. Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба.
Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение». Я принимаю решение, значит самоопределяюсь в чем-то, например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?
«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой», - говорил В.Г. Белинский.
Групповая работа.
Мозговой штурм «Путь к профессиональному успеху» (Слайд 2)
Задание для групп родителей и учащихся.
«Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей.
Гейтс Билл - основатель корпорации «Майкрософт»,
Дисней Уолт – выдающийся американский художник, режиссёр, продюсер,
Шанель Коко – выдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель»,
Фёдоров Святослав Николаевич – учёный, врач – офтальмолог,
Том Клайм – владелец торговой марки элитной женской одежду. Затем мы послушаем по очереди каждую группу.
Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека – знаменитости.»1
Выступление участников от каждой группы.
Обсуждение инициирует ведущий:
- Какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным?
М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Москва, 2005г.с.79 – 83.
Ведущий записывает на доске ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств, которые необходимы для профессионального успеха.
Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций
«Путь к профессиональному успеху».
Обсуждение.
Выступление психолога.
Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на данном слайде.
Ведущие предметы труда в типах профессий. (Слайд 3)
Тип профессий | Ведущие предметы труда |
Человек-Человек | Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) |
Человек-Техника | Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.) |
Человек- Знаковая система | Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист) |
Человек -Природа | Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) |
Человек- Художественный образ | Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов) |
Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).
Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. (Комментарии ученика и рассказ родителя и приглашенного гостя о своей профессии, соответствующей данному типу).
Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).
Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. (Комментарии ученика и рассказ приглашенного гостя о своей профессии, соответствующей данному типу).
Психолог знакомит родителей с результатами ДДО. Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.
Психолог:
Золотое правило выбора профессии «ХОЧУ - МОГУ - НАДО». (слайд 4)
(Слайды 5,6,7)
(Слайд 8)
Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:
Хочу---------------мои желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии.
Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.
.
Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующиею. (Слайд9 )
Каждой группе предлагается проанализировать проблемную ситуацию и дать рекомендации, другие группы могут участвовать в диспуте.
Ученица 9 класса не может определить свою будущую профессию. Она любит рисовать, читать, сочинять стихи, предпочитает одиночество, не любит шумных компаний. Девушка склоняется к тому, чтобы выбрать профессию экономиста, т.к. все ее подруги собираются поступать на факультет экономики. А для нее мнение подруг очень важно, и она не хочет оказаться одна в незнакомом обществе. Подскажите правильный выход.
Родители Виктора – потомственные врачи. В их роду много тех, кто связал свою жизнь с медициной. Родственники не сомневаются, что Витя должен стать врачом. А он увлекается музыкой, танцами, прекрасно играет на сцене и не прочь заняться этим профессионально. Медицина его не привлекает, хотя к мнению родных он всегда прислушивается. Как ему быть?
В семье Ивановых 2 сына. Петя имеет два высших образования, благополучно работает. Андрей никогда не хотел учиться, не старался. Кое-как закончив школу, он никуда не поступал. Сменив много мест работы (грузчик, рабочий) юноша понял, что без учебы не будет хорошей работы и закончил курсы мотористов. Впоследствии он открыл ремонтную мастерскую. Сейчас, в 40 лет он имеет неплохой достаток. Все ли правильно в жизни Андрея?
После обсуждения всех ситуаций психолог подводит итоги.
Психолог:
- Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия? (Слайд 10)
Странное дело, а может быть, нет.
Жил был когда-то на свете художник
Был он художником 45 лет,
Но про него говорили – сапожник.
Странное дело, а может быть, нет
Жил был на свете когда-то сапожник.
Был он сапожником 70 лет,
Но про него говорили – художник.
Обсуждение этого стихотворения.
Рефлексия.
Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.
(Слайд11)
Литература.
Н.И.Дереклеева и др. «Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009
Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,неклассные мероприятия. 9 класс.
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006
Материалы Интернет.
Составитель:
Рябикова И.Н.
педагог – психолог
2014г.