kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»»



Сценарий родительского собрания в 6 классе по теме: «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

(семинар-практикум)

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи;

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебной деятельности со стороны родителей.

2.  Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

3.  Отработка с родителями воспитательных и психологически приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на плакате (или на доске) представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».

Легуве

«Великая трудность воспитания — это держать детей в повиновении, не портя их характера».

Левис

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться».

Ж. Руссо

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».

А. Чехов

2. Проведение среди учащихся приема «Дерево проблем». Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании.

Накануне собрания учащимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину получения неудовлетворительных оценок, нежелания учиться. (Пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.


3. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания.

4. Подготовка с группой родителей (сюжетов, в каждом из которых два «собеседника».

5.  Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.

6. Разработка и постановка сценической зарисовки «Родители помогают».

Моя роль: роль взрослого.

Место проведения: учебный кабинет.

Мебель расставлена полукругом.

Форма одежды: деловой стиль в постельных тонах, ничего яркого, кричащего.

Речь: спокойная, доброжелательная, грамотная.



Ход собрания:

Оргмомент.

- Добрый день, уважаемые родители. Занимайте свои почетные места. Можете прочитать эпиграфы на доске, и подумать какой теме посвящена наша встреча. В этом поможет вам, вот это дерево проблем. (Обмен мнениями)

Целеполагание.

- Наша сегодняшняя тема родительского собрания «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться».

Обратите внимание, какие проблемы возникают у детей в обучении и какие видят они выходы из этой проблемы и причины. При возникающих проблемах, нужно понимать, что мы родители в силах помочь своим детям, путем мотивации и воспитания. Давайте познакомимся с заповедями воспитания.

Основная часть.

Заповеди воспитания (Слайд 1)

Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.

У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете обрести это чувство, тем лучше.

- А вы умеете хвалить? Давайте проверим, скажите разными способами «очень хорошо». (Ответы родителей по цепочке)

- Помните, дети стремятся быть лучшими, нам необходимо поддержать их в этом, ни в коем случае не унизить, не обидеть, не ранить души ребенка, ибо обидеть легко, а вернуть любовь и уважение гораздо труднее, поэтому предлагаем 42 способы сказать ребенку «Очень хорошо», чтобы не загубить, а поддержать то прекрасное, что есть у каждого присутствующего ученика в классе.

42 способа сказать «Очень хорошо» (Слайд 2)



1

Ты сейчас на правильном пути

22

Чудеснейше!

2

Тебе это удалось

23

Правильно !

3

Это хорошо

24

Я горжусь тем, как ты поработал

4

Ты делаешь это очень хорошо

25

Я счастлива видеть эту работу!

5

Хорошая работа

26

Ты близок к истине

6

Мои поздравления! Это то, что надо!

27

Я знала, что ты можешь это сделать

7

Ты быстро учишься

28

Работая так, ты добьешься успеха

8

Я не сумела бы сделать лучше

29

Это правильный путь

9

День ото дня это тебе удается лучше

30

Очень приятно учить таких умных детей

10

Чрезвычайно!

31

Твой мозг поработал на славу

11

Отлично!

32

Ты добьешься успеха

12

Прекрасно!

33

Это – замечательная работа

13

Ты делаешь это красиво!

34

Ты прав!

14

Как ты много сделал!

35

Так держать!

15

Умница!

36

Я горжусь тобой

16

Поздравляю!

37

Молодец!

17

Мне нравится ход твоих мыслей

38

Я никогда не видела ничего лучше

18

Значительный прорыв!

39

Ты сегодня бесподобен!

19

Это – твоя победа

40

Это уже успех

20

Искренне рада за тебя

41

Грандиозно!

21

Твоя работа принесла мне много радости

42

Я верю в тебя!


Не ругайте, а учите! (Слайд 3)

Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т. д. Маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. (Слайд 4)

Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке, но спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. (Слайд 5)

Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. (Слайд 6)

Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. (Слайд 6)

Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.

Идuте к цели постепенно. (Слайд 7)

Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай все, что положено и т. д.

Никогда не забывайте, что воспитание — это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорство!


Разыгрывание сюжетов (родителями)

  • Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все в готовы ответить сами:

— Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

— Наручные часы нашего классного руководителя!

— Кем ты будешь, когда вырастешь?

— Знаменитым человеком!

— Почему ты так думаешь?

— Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

  • Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети...

— Когда собираешься делать уроки?

— После кино.

— После кино поздно!

— Учиться никогда не поздно!

  • Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

— Почему ты целый день валяешься на диване?

— Готовлюсь стать папой.

— Почему ты дома не открываешь учебник?

—Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

—Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

—А я градусник дома забыл!

—Мама задумчиво изучает запись в дневнике и цитирует «Спал на уроке истории».

—Ребенок в свое оправдание: «Это я обучаюсь во сне!»

Работа в группах (каждой группе своя ситуация)

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?


Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге — лишь тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не тому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него да не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура — вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

Разработка и постановка сценической зарисовки «Родители помогают»:

От автора: Комната в квартире. Мама и папа, родители Мулюкина, оборудуют комнату к приходу сына.

Мама (в ужасе): Все! Скоро Петя придет! Скорей надо комнату оборудовать. Чтобы ребенка тянуло с наслаждением погрузиться в увлекательный мир знаний, заданных ему на завтра.

Папа: Да-да. Чтоб его от них просто ничем не оторвать было... Так, что же ему надо? Предположим, это — Петя, сяду-ка я на его место. (Садиться за стол в мальчишескую позу). Первое, что мне захочется? Значит ясно: делаем затемнение на окнах. И вешаем сюда картину, выводящую пытливую мысль ребенка в царство подводной фауны — насколько мне известно, у него завтра биология.

Мама: (сверяется по расписанию уроков, которое она носит в кар­его фартука). Да-да. Биология, спросить должны, по моему расчёту … Ну, физкультуру он на перемене повторит. Потом химия!

Папа: Химия?! Тогда телевизор. Отсюда он как на ладони. Завесим его таблицей Менделеева. Туда, туда, чтоб мысль шла полным эти мудрые клеточки.

Мама: Но главное-то, главное – это ж мяч, преграда познанию!

Папа: Да, мяч хорошо просматриваете. Аппетитный такой, так бы и вдарил!

Мама: Вот именно! Хорошо! Это плохо! Полушариями его над маскировать, пускай земной шар ему в данном случае на ум приходит Ну, кажется все. Ребенка можно запускать, пространство обезврежено …

Папа: Осталось только магнитофон включить с голосами певчих птиц, чтобы заглушить естественные звуки улицы.

От автора: Входит Мулюкин. Тишина, идиллия. Лишь птички слабо попискивают. Безмолвные родители берегут драгоценные минуты мышления ребенка, как ракетчики ПВО наше мирное небо. Мулюкин, втянув голову в плечи, проходит к столу, как тигр по галерее на арену. Раскрывает под прожекторами родительских глаз портфель, достает схему внутренностей рыбы.


- А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельнос­ти. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это за­дание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) пред­ставить его экспертам (роль экспертов могут выполнять психолог, классный руководитель и один из родителей).

(Опыт показывает, что подобные упражнения интересны ро­дителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родите­лей по их преодолению).

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Выражение мысли другими словами» Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного пред­ложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 2. «Исключение лишнего слова» Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солн­це». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сход­ные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каж­дую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

- Мы завершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждого сформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. (Обмен мнениями).

Рефлексию построим следующим образом: Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Вы правы. Нет! Для этого нужна вторая ладошка.  Ведь хлопок – это результат действия двух ладоней. Так вот, учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки,  то есть  Вас, дорогие родители, учитель бессилен. Отсюда можно вывести хорошее правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем трудности в воспитании и учебе детей. Так давайте все вместе похлопаем. Учитель своей ладошкой прикасается к ладоням родителей. Затем предлагает завершить собрание аплодисментами. Начинает хлопать классный руководитель, дальше по порядку родители, один за другим.

Подведение итогов собрания.

Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, пос­мотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка ни­каких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрос­лых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас тексты «Советы родителям»» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний раз­говор (раздает текст «Советов»).

Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности

• Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и до­стижения, будьте при этом искренними.

•  Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объ­ективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

•  Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучать­ся не столько через слова, сколько через предметы. Не переучивайте левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.

•  Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

•  Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозмож­но научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.

•  Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоя­тельный поиск ребенка.

•  Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

•  Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

•  Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

Автор: Шакирова Сафия Салимжановна

Дата: 17.09.2020

Номер свидетельства: 557720

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства