kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока мужества.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кл.руководитель Кравченко Е.А.

Цели:

познакомить участников мероприятия с идеологией и политикой фашизма, дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях;

формировать активную жизненную позицию;

воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока мужества.docx»











РАЗРАБОТКА

УРОКА МУЖЕСТВА





в 10 кл

БОУСОШ №38





«МОЛОДЕЖЬ ПРОТИВ ФАШИЗМА»









Кл. руководитель Кравченко Е.А.

Цели:

познакомить участников мероприятия с идеологией и политикой фашизма, дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях;

формировать активную жизненную позицию;

воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование :

компьютер, мультимедиа, экран, лист ватмана для сбора подписей.



Ход мероприятия

Слово учителя:

-Сегодня мы проводим очередной Урок мужества. С июня месяца мы работаем над Уроками мужества. В ноябре тема месяца «Этих дней далеких позабыть нельзя...»

-Какие Уроки Мужества мы уже провели в ноябре?

- Конечно, в нашей работе запланирована встреча с ветераном, экскурсия по местам боевой славы, а сегодня мы поговорим о Международном Дне борьбы с фашизмом, который отмечается 9 ноября.

-Ребята готовились в группах и сейчас познакомят нас со своей работой.

Выступление 1 группы (определения понятия, идеология фашизма, его лидеры)

Звучит тихая музыка. (Слайд №1)

Ученик 1: 9 мая 2017 года... В 72-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы без­мерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах городов, поселков можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие.

Музыка утихает.

Ученик 2: Сегодня мы обвиняем фашизм. Обвиняем его в массовых убийствах и преступлениях против человечества.

(Слайд №2)

Ученик 1: Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.

Ученик 2: Год рождения.

Ученик 1: 1919.

Ученик 2: Место рождения.

Ученик 1: Италия.

Ученик 2: Родители.

(Слайд №3)

Ученик 1: Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год.

Адольф Гитлер – вождь Национал- социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Ученик 2: Идеология фашизма.

Ученик 1: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

Ученик 2: Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Ученик 1: Лидеры фашизма явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания Второй мировой войны, главными виновниками гибели в ней миллионов людей. Война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. За короткое время Германия покорила многие страны Европы.

(Слайд №4)

Выступление 2 группы (начало войны)

Ученик 1: На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы Советского Союза превратилось в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно нападает на нашу страну. Начинается Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая длилась 1418 дней и ночей.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (муз. А.Александров, сл. В Лебедева- Кумача)

Ученик 2: Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались. Трудными, бесконечно трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Главный удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная Брестская крепость, окруженная врагами, держалась больше месяца.

(Слайд№5).

Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск.

(Слайд№6)

Враг приближался к Москве.

Ученик 1: С приходом фашистов на нашу землю пришли насилие, унижение, смерть, голод.

Ученик 2: Страшные злодеяния творили фашистские изверги в отношении мирного населения на оккупированных территориях. Жестокое обращение с гражданским населением, массовые убийства были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления, но и избавление от местного населения путем его уничтожения и колонизации освободившихся территорий.

(Слайд №7)

Ученик 1: «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы уничтожить русских как народ»- подчеркивалось в плане «Ост». История не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами над мирным населением и военнопленными. Бесчеловечная эксплуатация и систематическое истребление населения оккупированных фашистами стран принесли человечеству потери не меньшие, чем на полях сражений.

Ученик 2: Отступает с годами горе. Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор живут убийцы, вешатели, разбойники из фашистских армий. Это они оставили кровавые, незаживающие раны. Это их идеологию восприняли неофашисты, которые привлекают в свои ряды молодых людей разных стран. Используя сегодняшнее мероприятие, мы хотим напомнить всем, насколько опасны для мира идеи, пропагандируемые фашистами.

Выступление 3 группы (концентрационные лагеря)

Ученик 1: В каждом сердце болью отзываются названия населенных пунктов, в которых были размещены концентрационные лагеря.

(Слайд№8) Звучит «Бухенвальдский набат»

Польша – 1.Майданек. (Слайд№9)

Майданек - концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения в области Люблина в центральной Польше. 
Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать... 
Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. 
"Печами дьявола" звали поляки печи крематория на Майданеке и "фабрикой смерти" - лагерь. 
Лагерь был создан осенью 1941 года. И служил сначала для заключения советских военнопленных. Большинство военнопленных погибло от голода и болезней, а последние из них были растреляны в июне 1942 года. 
В тоже время уже начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии, Чехии и Франции.

Главной целью лагеря была ликвидация заключенных. После установки газовой камеры и крематория летом 1942, уничтожение производилось с помощью этих средств, после чего заключённые должны были сжигать тела. Если не удавалось сжечь все тела, некоторые хоронили в ближайших лесах. После смерти жертв особый отряд занимался вырыванием золотых зубов. 
В следствии восстания в Варшавском гетто, Белостоке, Собиборе, Треблинке, Гимлер объявил 1 октября 1943 года о ликвидации евреев по всей Люблинской области. В конце октября началось приготовление трёх громадных ям и в них 3 ноября, за один день, было расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключенных Майданека остались живы... 
В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей. 

Просмотр видеоролика «Зверства нацистов»


Ученик 2: Освенцим. (Слайд№10)

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. 
В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь расположен на огромной территории вокруг города Освенцима и представлял из себя целую систему лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Блехамер и другие. Основные из них - Аушвиц и Биркенау - имели свыше шестисот двадцати жилых бараков и служебных помещений. (Слайд №11)

В лагерях Освенцима содержалось постоянно от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч (180 тыс-250 тыс.) заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения. 
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая "баня особого назначения", то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще две отдельные "бани", трупы из которых сжигались на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в "бани" ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись "циклоном". Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки. 
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27 января 1945 лагерь освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей. 



Австрия – Маутхаузен. (Слайд №12)

Германия – Равенсбрюк, Заксенхаузен, Дахау, Бухенвальд. (Слайды №13-16)

(Слайд №17)

Ученик 3: Бухенвальд – немецко-фашистский лагерь. 
В 1937 году, 77 лет назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 77 лет назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. В 1943 году около лагеря был построен железнодорожный вокзал. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь» - карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были — бесчеловечны. 
Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству «малого лагеря», хотя порция для тех, кто содержался на карантине и для тех, кто не работал сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело. 
В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола. 
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались подростки », «Барак № … Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

(Слайд№18)

Ученик 4: Са́ласпилс — лагерь смерти на территории Латвии.

Лагерь смерти Саласпилс - один из самых больших - был запущен в октябре 1941 года. Нацисты изощрялись. В центре лагеря, возле комендатуры была сооружена виселица. Здесь устраивались казни на потеху «высшей расы». Они являлись на эти зрелища в начищенных до блеска сапогах, а их дамы - в шляпках и белых перчатках. Младенцев на глазах у матерей оглушали прикладами и бросали в яму, чтобы не тратить патроны. Узников травили синильной кислотой. Заключенные работали на торфяных болотах. Измученные голодом, они ели кору деревьев.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. 
Убийства детей 
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. 
За грудными младенцами присматривают 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. 
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы больным детям делали инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать во внутрь разные средства… 
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови. 



(Слайд№19 )

Общее количество концлагерей составляло около 14033 объектов. Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек, 11 млн. из них уничтожено.

Скорбная тишина…Она годами хранит гул яростного огня и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и стоны умирающих. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы.

(Слайд №20)

Выступление 4 группы (о зверствах фашистов)

Ученик1: Сотни сел и деревень были сожжены, нередко вместе с теми, кто там проживал. Одной из деревень стала Хатынь, сожженная в 1943 году фашистами вместе с жителями.

(Слайд №21)

Все человечество слышит колокольный звон Хатыни. Трагедия произошла 22 марта 1943года.В деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни — взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. 
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью. 
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе. 

(Слайд№22)

Никогда не забудутся зверства фашистов в деревне Бабий Яр. Хату за хатой сжигали немецкие палачи. Они не останавливались ни перед чем: все горело под ногами. 30 домов было сожжено фашистами, ни одной живой души не оставили они.

Фашисты сожгли множество деревень на территории бывшего тогда Советского Союза.

(Слайд №23)

Ученик 2: Известно, что фашисты использовали труд людей, вывезенных из оккупированных стран в Германию. Послушайте письмо девочки, увезенной фашистами в неволю.

Письмо из фашистской неволи.

« Здравствуй, дорогая мамочка! Пишу тебе письмо, которое ты, скорее всего, никогда не прочитаешь. Ты помнишь, как нас, юных девочек и мальчиков, загнали фашисты в вагоны, где перевозили скот, и повезли в Германию? Я никогда не забуду глаза провожающих матерей, которые ничего не видели от слез и горя.

А мы тогда и не понимали, что с нами происходит. Через несколько дней поезд прибыл к месту назначения. Нас выгнали из вагонов, выстроили в ряд.

Скоро появились и наши будущие хозяева. Они тщательно осматривали каждого, выбирая того, кто им подходил. Меня забрала толстая, злая фрау Зандер. Ей нужна была рабочая на скотном дворе. Как только привезли меня, начались издевательства. Работать нужно с раннего утра до позднего вечера. Отдохнуть нельзя ни минутки. Фрау следит за мной. Как чуть присяду, бьет палкой. Прошло всего полгода, а мне кажется, что я нахожусь здесь целую вечность. Три раза в день я таскаю огромные кадки с едой для свиней. Их кормят значительно лучше, чем меня. Когда фрау Зандер в хорошем настроении, она дает мне теплую похлебку раз в день. Но это бывает очень редко. В основном мне приходится питаться тем, что я успею выхватить из корыта у свиней. А они такие большие и страшные, что я боюсь, как бы они не съели меня саму.

Мама, я так изменилась! В свои 16 лет я выгляжу как старуха. Все тело в синяках и подтеках. Они никогда не проходят. Я так хочу домой! Милая мамочка, люблю тебя, целую! Очень хочется дожить до встречи, на которую я уже и не надеюсь.

Март 1943 года».

На захваченных фашистами территориях активно работали партизаны, среди которых было много подростков, молодежи. Они наносили немалый вред оккупантам: подрывали железные дороги, добывали сведения для советской армии, освобождали заложников, отбивали пленных. Немцы ненавидели и боялись партизан. Зоя Космодемьянская была схвачена фашистами в подмосковном селе Петрищево и повешена.

(Слайд№24)

Посмертно ей присвоено звание Героя Советского союза


(Слайд№25)

Выступление 4 группы (итог)

(Слайд №27)

Ученик 1: Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех.

Просмотр видеоролика «Безруков о фашизме»

Ученик 2: О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашист­ская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам. К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию

Фашизм сегодня.  

2006

27 – летний индийский студент Сингх НитешКумар –  VI курса Медицинской академии имени Мечникова получил 7 ножевых ранений.

- Чем он помешал нашей стране, нашему народу?

2007

Трое преступников из числа так называемых скинхедов получили приговор за нападение на граждан Азербайджана и Киргизии, закончившееся убийством одного из них.

Источник: Российская газета

2008

В Санкт – Петербурге неизвестные зарезали девушку из Якутии, которая приехала в Северную столицу учиться. Жертва истекла кровью до приезда «скорой». На теле погибшей медики зафиксировали не менее 16 ножевых ранений.

- Она всего лишь хотела учиться…

2010

14 – летняя девочка была убита и десятки людей получили ранения в одном из городов в центральной части России, когда на собравшихся на концерт рок – музыки зрителей напали более сотни голых по пояс скинхедов, вооруженных металлическими прутьями.  Погибшая девочка в момент нападения скинхедов находилась среди примерно 3000 зрителей на концерте, проводившемся в рамках фестиваля «Торнадо» в городе Миасс, расположенном в 900 километрах к востоку от Москвы.

- Она всего лишь слушала музыку…  Любила музыку…

2011

Зверское убийство было совершено  в Омске. Расчлененный труп молодого человека в мусорном контейнере обнаружила пожилая женщина. Следователи выяснили, что в компании людей входивших в националистическую группировку, в ходе пьянки возник конфликт. Скинхеды посчитали, что их товарищ сотрудничает с правоохранительными органами. Это стало поводом для жестокой расправы. Над парнем издевались несколько часов – сломали ноги бейсбольной битой, вырезали на лбу ножом слово «мусор» В конце концов преступники оттащили почти бесчувственное тело в ванную и перерезали горло. Труп расчленили и разнесли по трем мусорницам в округе.

Националисты практикуют так называемую «охоту»,  когда совершаются одновременные нападения на иностранцев в разных частях города. При этом банды убийц с легкостью маскируются под «военно-патриотические клубы». Подобные люди были всегда везде. Но в настоящий момент для их успешного существования имеются хорошие условия. И мода в том числе.



Ученик 1: Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы не можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Учитель: Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

- Итак, подведем итоги, закрепляя наш материал.

- Каждая группа задает по 3 вопроса всем.

- А теперь напишем небольшое сочинение на тему «Мы против фашизма и неофашизма».

(Зачитывание работ. Определение лучшей.)

- 4 сочинения пойдут в нашу копилку по Урокам Мужества, лучшее- разместим на сайте нашей школы.

Сегодня мы обвиняем фашизм в преступлениях против человечества, а приговор фашизму вынесла сама история. А мы – молодые люди, живущие сейчас, должны беречь мир и помнить, какой ценой он завоеван. Молодежь всегда была на передовых позициях. Предлагаю выразить свой протест против фашизма и неофашизма, оставив подписи на листе ватмана на доске.

Участники мероприятия ставят свои подписи.

Учитель:

-На этом наш Урок Мужества окончен.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Говорят погибшие герои. Сборник

Книга Памяти. Город Великие Луки и Великолукский район. Историко-документальная хроника. Псков, 1993

Москва в солдатской шинели. Сборник. «Детская литература», М., 1966г.

Нюрнбергский процесс. Сборник документов в 8-ми томах. Юридическая литература, М., 1991.

Интернет- ресурсы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока мужества.docx

Автор: Кравченко Елена Анатольевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства