Разработка классного часа "Устный журнал: памяти огненных лет."
Разработка классного часа "Устный журнал: памяти огненных лет."
Цель:воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу многонационального советского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма в годы войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Устный журнал: памяти огненных лет."»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №1 г. Смоленска
Устный журнал
«Память огненных лет…»
Методическая разработка
учителя истории, классного руководителя 8Б класса
Горбачёвой Марины Владимировны
2022г
Продолжительность: 60 минут
Цель:воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу многонационального советского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма в годы войны.
Ожидаемые результаты:
- расширение системы знаний о Великой Отечественной войне;
- повышение познавательного интереса к историческому прошлому своей страны;
- возникновение чувства ответственности за собственные поступки, формирование ценностной ориентации в жизни;
- понимание необходимости уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны;
- понимание масштабности Победы и величия подвига героев Великой Отечественной войны.
Форма –устный журнал, час-размышления, памяти
Оборудование: плакаты, презентация к стихотворениям с картинами боев и сражений, видео-презентация о Великой Отечественной войне, выставка книг о Великой Отечественной войне; выставка рисунков детей «Война глазами детей», иллюстрации, картины на военную тему; фотографии прадедов и дедов, участвовавших в Великой Отечественной войне, ВОВ.
Предварительная подготовка
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
2. Работа обучающихся по группам.
3. Оформление помещения.
Ход классного часа
1. Организационный момент
– Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
Сегодня мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые оставили огромный след в истории.
- О каком историческом событии нашей страны пойдет речь сегодня на классном часу, догадаетесь, посмотрев видеоролик.
Просмотр видеоролика???+ ответы обучающихся
Сегодня наш классный час посвящен Великой Победе нашей страны в Великой Отечественной войне. В самой тяжелой, самой жестокой и кровопролитной.
- Какие чувства, эмоции человек может испытывать при просмотре таких кадров из видео хроники ВОВ?
- Какой вопрос, если было бы можно, вы задали очевидцам этих событий?
-Мы не имеем сегодня возможности спросить их об этом. Поэтому попробуем сами ответить на вопрос: что двигало советскими людьми, какие качества характера помогли им одержать великую победу?
2. Актуализация
- Готовясь к сегодняшнему классному часу вы знакомились, изучали, выбирали материал о Второй Мировой войне, работая по группам. Поэтому для начала хочу задать вам несколько вопросов.
- Что вы, дети 21 века, знаете об этой войне? - Вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
- Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. - Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Классный руководитель: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний классный час.
Ученик .
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
о горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слёз.
Ученик
Не смею говорить я о войне
Но я скажу есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!
(Дмитрий Румата)
3 Основная часть
Итак, мы открываем наш устный журнал «Память огненных лет…»
Страницы в журнале, определяются вашими предварительными заданиями
И первой страницей нашей книги будет рассказ о начале войны
Страница 1.«Сорок первый! Июнь»
СЛАЙД 2.
Ученик
Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи Советского Союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов. Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря..
Слайд 3
Звучит фонограмма с сообщением Юрия Борисовича Левитана о начале войны.
Ученик.Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ученик
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла миллионы жизней советских людей. На защиту Родины поднялись все: мужчины и женщины, старики сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу – вот чем была завоевана эта победа.
Война. Жители каждого города, каждого села, встали на защиту своей Родины.
слайд 4-5 Фонограмма «Священная война»
Внесли свой в клад в дело Победы и смоляне.
Вторая страница нашего устного журнала «Начало. Смоленск»
Представление работы группы 1(см.приложение)
Слайд 6
Ученик Смоленск всегда был городом-ключом, стоявшим на пути к Москве. Не раз смоляне ценой своей жизни останавливали врагов на подступах к столице. После окончания Великой Отечественной войны 93% Смоленска лежало в руинах. Как же жили смоляне в эти тяжелые годы оккупации
Первые авианалеты на Смоленск начались 24 июня (по иным источникам, 26 июня) 1941 года, затем налеты стали систематическими. Массированной бомбежке Смоленск подвергся в ночь с 28 на 29 июня. На город было сброшено около 2000 зажигательных и около 100 крупных фугасных бомб, разрушена центральная часть города, сгорело свыше 600 жилых домов!
Во время бомбежек смоляне прятались в земляных щелях в Чуриловском овраге, недалеко от того места, где сейчас расположена гостиница «Россия». Те, кто жил в небольших домах вырывали ямы в огородах и прятались там, укрывшись листами фанеры. Кто-то укрывался от огненного вихря, бушевавшего в городе, в водах Днепра….
Учитель:
Ваши одноклассники нашли интересный видеоматериал о тех, кто защищал нашу страну в Смоленском сражении в июле-сентябре 1941. Давайте посмотрим.
Просмотр видео «Незабытые герои» ( о тех, кто сражался за Смоленск)
Слайды 7-10
Учитель. Есть герои, ставшие известными всей стране. И есть земляки, чей подвиг не был так широко известен, но все равно это был подвиг, ведь каждый из них мужественно выполнил свой солдатский долг. Защищали своё Отечество и наши земляки, приближая Победу. Нет такой семьи в нашей стране, в которой не было бы своего ветерана войны, своих героев.Давайте послушаем рассказ вашего одноклассника. (См приложение)
Страница 3 «Герои войны в моей семье»
Слайд 11 Представление работы обучающегося Морозова М.
Учитель: Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим о тех, кто сражался и погибал на фронте, о военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших. Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ - дети.
Ученик: Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.
Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.
Ученик
Его я узнал не из книжки – жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой к нам в детство ворвалась она.
В те дни мы в войну не играли – мы просто дышали войной!
Учитель:Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали овощи для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.
Как же они жили , что чувствовали? Давайте послушаем рассказ вашей одноклассницы.
Слайд 12Представление работы обучающейся Шевелевой Александры
Учитель:За годы войны… много сражений, много героических страниц: Сталинградская битва, Курская дуга, оборона Одессы, Керчи и Севастополя, героизм советских лётчиков и моряков, партизан и подпольщиков… Всего и не перечислить. Про каждое из этих событий можно сделать отдельный классный час. Но особенное место среди них занимает блокада Ленинграда
Страница 3 «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Слайды 13-18
Ученик. Беспримерной в истории героизма и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
(сообщение группы)
Ученик. В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. 8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она. На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Население стало получать норму хлеба – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни". Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. Поэтому каждый рейс по озеру был подвигом. За это время затонуло 40 грузовиков.
Ученик.
Над Ленинградом – смертельная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой. Свистят снаряды, свирепеет стужа… – Товарищи, мы в огненном кольце…
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
О.Берггольц
СЛАЙДЫ 18-21 СТРАНИЦА 4
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии - ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
Наши ребята подготовили рассказ об орденах и медалях Великой Отечественной войны, оформили папку. Давайте их послушаем.
Учитель: Ребята, вот мы и пролистали лишь некоторые страницы истории ВОВ.
Ученик: 9 мая 1945 г. в 00:43 по центральноевропейскому времени в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о военной капитуляции германских вооружённых сил. От имени германского Верховного главнокомандования акт подписали начальник штаба верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами адмирал флота фон Фридебург, генерал-полковник авиации Г. Ю. Штумпф. Советский Союз представлял заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Г. К. Жуков, союзников — главный маршал авиации Великобритании А. Теддер. В качестве свидетелей присутствовали командующий стратегическими воздушными силами США генерал К. Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал Ж. М. Делатр де Тассиньи.
«Ночь на 9 мая 1945 г. …. В 2 часа ночи по радио объявили, что будет передано важное сообщение. В 2 ч. 10 мин. диктор Юрий Левитан прочитал Акт о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днём всенародного торжества — Праздником Победы. Люди выбегали из домов … радостно поздравляли друг друга с долгожданной победой. Появились знамёна. Народу становилось всё больше и больше, и все двинулись на Красную площадь. Началась стихийная демонстрация. Радостные лица, песни, танцы под гармошку. Вечером был салют: тридцать залпов из тысячи орудий в честь великой Победы» (военный корреспондент Александр Устинов).
Ученик:В тот день газета «Правда» писала: «Девятое мая! Никогда не забудет этого дня советский человек. Как не забудет он 22 июня 1941 г. Между этими датами прошло как бы столетие. И как бывает в народном эпосе, за это время сказочно вырос советский человек. Он вырос так, что красноармеец, стоящий у развевающегося знамени в Берлине, виден всему миру. Мы не ждали двадцать второго июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар свалит с ног чёрное чудовище, оскорблявшее жизнь. И мы нанесли этот удар... Невероятно радостно на душе сегодня. И ночное небо над Москвой, кажется, излучает отражение той радости, какой полна советская земля. Мы были свидетелями событий, о которых можно писать тома. Но мы сегодня вмещаем их все в одно слово: победа!..».
Ученик:24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся первый Парад Победы. Принимал парад — маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский. Маршем по Красной площади прошли полки Белорусского, Ленинградского, Карельского, Украинского фронтов, а также сводный полк Военно-Морского Флота. Возглавляли колонны командующие этих полков. Герои Советского Союза несли флаги и знамёна отличившихся в войне частей. В завершение парада 200 воинов пронесли склонённые к земле фашистские знамёна и бросили их на специальный помост у подножия Мавзолея Ленина.
Учитель
В начале классного часа мы задали вопрос, помните его? (что двигало советскими людьми, какие качества характера помогли им одержать великую победу?)
Сможете ли вы ответить на вопрос, который звучал вначале?
(Делают вывод: одержать победу, выстоять советскому народу помогли:
выдержка, смелость, самопожертвование
сила духа, ненависть к захватчикам, беспримерный героизм
военное искусство, опыт полководцев, вера в победу
единство наций и народов, неустанный труд, мужественная борьба партизан
- Война показала глубину, передовой характер, духовную силу советского народа. В суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.
- Как вы думаете, должны ли современные Россияне обладать этими качествами? Какие из них актуальны сегодня?
- Какие из них можете воспитывать в себе вы? Для чего? (Чтобы сохранить мир на планете, чтобы чего-то добиться в жизни….)
Учитель: Вот и закончился наш устный журнал, и я обращаюсь ко всем присутсвующим в зале словами Р.Гамзатова: