Работа классного руководителя по психологической поддержке детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Работа классного руководителя по психологической поддержке детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы предусматривает систематическую помощь и психологическую поддержку, в процессе которой создаются условия для дальнейшего успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по психологической поддержке детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
Работа классного руководителя
по психологической поддержке
детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Эпиграфом к моему выступлению я выбрала такие слова.
«В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке».
В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим организованную системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровожденияучастников психолого-педагогического сопровождения
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах: - Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. - Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. - Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. - Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются: 1. Психодиагностика. 2. Психологическая реабилитация. 3. Психологическое консультирование. 4. Развивающая и психокоррекционная работа.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать: - своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии; - определить оптимальный педагогический маршрут; - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК); - спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; - консультировать родителей ребенка.
А теперь остановимся более конкретно. Дети с ОВЗ. Их на данный момент4 человека.
Психодиагностическая работа.
Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.
Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения поможет решать следующие проблемы:
1) помощь в разрешении трудностей в обучении,
2) профессиональной подготовке и ориентации,
3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.
Показателями эффективности реализации инклюзивного процесса являются положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны”на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка
Борис Слуцкий
Уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы закончить психологической разминкой. Не начать, как мы обычно делаем, а закончить.
Психологическая разминка «Профессия Учитель»
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. На это рассчитывают и родители, доверяя своего ребенка учителю.
Сейчас мне хочется зачитать письмо, которое адресовано учителям . Автором этого письма является американка Иден Тейлор. Письмо переведено на русский язык тренером филиала ЦПМ г. Петропавловска Ириной Фоленвейдер.
Письмо учителю «Первый день в школе»
Дорогой учитель, сегодня я доверяю Вам часть жизни моей девочки. Для меня это нелегко, потому что прижимала ее крепко с момента ее рождения. Я обучала ее чему могла и она чувствовала любовь семьи. Но сегодня начинается новая глава ее жизни. Теперь меня на несколько часов не будет с ней, чтобы отвечать на ее вопросы, целовать ее синяки и ссадины, и «спасать» ее от жизненных невзгод. В такие моменты теперь Вы будете с ней. Будьте добры к ней, так как она еще очень маленькая. Она может многое дать и может многому научиться. И в те часы, пока она с Вами, помните: я по-прежнему крепко обнимаю ее, разделяю ее надежды.
Дарите ей любовь и помогите ей учиться. И когда день подойдет к концу, верните ее домой, пожалуйста, не раненой, ни душевно, ни физически.
Современное образование ориентировано на поддержание на уроке психологической комфортности, которая необходима для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.